Здравствуйте, уважаемые читатели!
Для любого автомобилиста актуально качество дорог, т.к. от этого напрямую зависит сохранность подвески автомобиля. Для любого пешехода также важно, чтобы и дороги и инфраструктура содержались в порядке, ведь от этого также зависит его безопасность. И в последние несколько лет в нашем городе благодаря национальному проекту «Безопасные и качественные дороги» начался полномасштабный ремонт и дорог и обновление дорожной инфраструктуры, об этом на страницах блога я уже рассказывал.
Однако я никогда не хвалю одну сторону медали, ведь всегда есть и оборотная. И, увы, в этом году случилась неприятная ситуация, которая поставила под огромный знак вопроса успешность ремонта дороги в рамках этого национального проекта.
Немного информации о проспекте Фрунзе
В нашем городе, Томске, есть улица, которая называется «проспект Фрунзе». Это достаточно протяжённая улица, в масштабах нашего города, и её длина составляет 4 километра. Эта улица «прославилась» в 2010 году, когда её отремонтировали по технологии «чипсил». Это была «временная» технология, которая не является заменой капитальному ремонту. Но что-то пошло не так и очень быстро поверхность дороги покрылась мелкими камешками, который вымывался дождями и немало лобовых стёкол оказалось повреждёнными. Также оказалась забита ливнёвая канализация, а сама поверхность дороги покрылась буграми и ямами.
И, надо сказать, в последние годы без слёз по этой дороге ездить нельзя было. Ямы, рытвины и прочие прелести старого дорожного полотна. Но все мы ожидали весны 2024 года, т.к. проспект был включён в список улиц, которые будут отремонтированы по программе «Безопасные и качественные дороги». И весной ремонт действительно начался – сняли (сфрезеровали) старый асфальт, начали укладывать тротуарную плитку. Ну а летом всё пошло наперекосяк…
Мэр города сообщает
Мэр нашего города в своём телеграм-канале 4 июля 2024 года сообщает следующее [1]:
«Подрядчик начал очень бодро - быстро на всех объектах провел фрезеровку проезжей части, снял старый асфальт. А вот дальше дорожники попытались уложить слой асфальта, который не прошёл экспертизу. Технадзор, естественно, потребовал использовать смеси в соответствии с ГОСТом и с условиями контракта. В итоге сегодня работы ведутся только на тротуарах, на проезжей части - остановлены»
Т.е. низовой слой асфальта, когда начали исследовать керновые образцы, не прошёл по своим свойствам требования, которые были прописаны в тендерной документации.
17 июля 2024 года в телеграм-канале мэра появилась новая информация [2]:
«Но самый больной вопрос, конечно, с проспектом Фрунзе. Асфальт, который уложили там на нижний слой, получил отрицательное заключение разных лабораторий, в том числе красноярской. Наша принципиальная позиция - смесь должна быть качественной, соответствующей ГОСТу. Вместе с областной администрацией работаем с подрядчиком»
Т.е. после первых сообщений о ненадлежащем качестве асфальта образцы были отданы на перепроверку в разные лаборатории и все лаборатории дали отрицательный отзыв о соответствии асфальтовой смеси требованиям.
А 22 июля стало понятно, что с текущим подрядчиком дальше работать не будут, об этом снова сообщает мэр города в своём телеграм-канале [3]:
«Мы подаём уведомление о расторжении контракта на ремонт дорог по пр. Фрунзе, Академического, Белинского, Интернационалистов и Вокзальной. Делаем это для того, чтобы подрядчик не смог отозвать своё решение. Сейчас уже считаем смету на завершение работ, далее планируем максимально оперативно найти нового подрядчика»
Итак, на дворе конец июля, уже уложенный низовой слой асфальта нужно снова демонтировать, т.к. его характеристики не соответствуют требованиям, для этого нужно перезаключить контракт с новой компанией и успеть провести работы до зимы. Т.е. на всё про всё остаётся два месяца, август-сентябрь. В октябре у нас погода уже портится, поэтому особых надежд на то, что в октябре будут укладывать асфальт, нет.
Как эта ситуация стала возможной?
Резонно, конечно, задаться вопросом как всё так получилось. И здесь я снова предлагаю прочитать цитату из сообщения мэра:
«Отбор подрядчиков по закону мы проводим через конкурсные процедуры - аукционы. Участвовать могли все желающие. В этом году аукцион выиграла … компания …, снизив цену на четверть»
Лично я такие процедуры называю тендером, мэрия – аукционом, но как ни назови этот процесс, суть у него одна – отбор выигрывает та компания, которая предложила самую низкую цену. Выигравший подрядчик снизил ценовое предложение на 25% от того, что закладывалось в качестве стартовой цены.
Результат такого подхода мы видим – вся улица разворочена, уложенный асфальт нужно снова снимать и мне как водителю очевидно, что такой объем работ до наступления зимы можно осилить только при одном условии – начать прямо завтра и работать 24/7. Однако сначала нужно расторгнуть контракт с действующим подрядчиком, потом найти нового (и не факт, что в разгар дорожных ремонтных работ по всей стране такой подрядчик вообще найдётся) и только потом приступать к работам.
Выводы
Все мы лишний раз убедились, что принцип «кто меньше цену дал, тот и победил» - не очень хороший. Ибо дэмпинг цен – это путь в никуда. Это экономия на всём. А там, где экономия, там могут быть и различного рода непредвиденные проблемы. Как, например, в вышеописанном случае.
P. S.
Даже можно коснуться тротуарной плитки. Часть тротуара должна быть выложена плиткой красного цвета. Вот, как, например, выглядели дорожки на других улицах, которые были отремонтированы у нас в рамках этого проекта:
Т.е. это цельный кирпичик из красноватого материала. А вот так выглядит плитка, использованная при ремонте проспекта Фрунзе. Из красной крошки выполнен только небольшая часть из высоты плитки:
Что Вы заметили необычного? У меня вопрос залу: «Как будет выглядеть эта плитка спустя хотя бы полгода хождения по ней или после отдалбливания тротуаров от снега?».
Другие мои статьи
Асфальтобетонный участок дороги в Алтайском крае: как поменялась дорога Р-256 за 3 года
С уважением, Юрий (kua1102)