Безусловно, таких имен в достаточно долгой, почти 200-летней истории железных дорог в России сотни, если не тысячи. Среди них и инженеры путей сообщения, и конструкторы железнодорожной техники, строители, геологи, теоретики, логисты, министры и простые рабочие… В Москве, у Казанского вокзала, есть памятник, на котором можно увидеть самую малость из этого числа людей. Называется он – Памятник создателям российских железных дорог.
1. Открыли памятник в августе 2013 года, в честь 180-летия железных дорог в России, расположился он у царской башни Казанского вокзала, между самим вокзалом и путями железной дороги, по которым ныне следуют поезда МЦД-2 и МЦД-4.
2. Выше всех на памятнике расположен бюст Императора Николая I. Именно во времена правления этого государя началось строительство железных дорог, и были уложены первые 1000 верст стальных магистралей.
3. Пойдем по кругу. Я начал с Петра Петровича Мельникова, именно он, наверное, отец железных дорог в России. Первый министр путей сообщения, один из тех, кто проектировал дорогу из Санкт-Петербурга в Москву и он же один из членов комиссии, давших положительное заключение экспериментальному проекту железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское село (самой первой ЖД в России)
4. Франц Антон фон Герстнер. Австрийский инженер, которому было поручено строительство Царскосельской дороги. Что он и выполнил. В руках модель паровоза «Проворный». Любопытно, но памятник этому человеку есть и на Витебском вокзале в СПб (ранее Царскосельский вокзал) и эти две скульптуры разительно похожи. Настолько, что я так и не смог найти десять отличий.
5-6. Отец и сын Черепановы. Считаются авторами первого российского паровоза. И да, это – отец и сын, хотя иногда приходится слышать реплики, вроде «паровоз братьев Черепановых».
7. Сергей Юльевич Витте. Министр путей сообщения, Министр финансов, Председатель кабинета Министров в разные годы. Человек, сделавший для железных дорог не просто много, а очень-очень много. Один из «отцов» знаменитого Транссиба.
8. Михаил Иванович Хилков. Еще один Министр путей сообщения, при котором протяженность железных дорог России выросла почти вдвое (с 35 тыс. км до 60 тыс. км). Так же вдвое вырос грузооборот РЖД. А еще (как маленький, но не единственный пример) при М.И. Хилкове на станции Ртищево была введена в эксплуатацию первая в России сортировочная горка (сейчас этим мало кого удивишь, но тогда это был прорыв).
9. И в заключение, табличка на гранитном постаменте памятника.
Вот так как-то.
ПС Понятно, что в двух предложениях о каждом представленном на памятнике человеке не расскажешь. Но я пытался…