Найти тему
частные суждения

Об одном изысканном развлечении персонажей Ефремова в «Часе быка».

«Вот какой мир мы построим, Уинстон. От победы к победе, за триумфом триумф и новый триумф: щекотать, щекотать, щекотать нерв власти».
(с) Джордж Оруэлл, «1984»

Экстремальное, но безопасное развлечение.
Экстремальное, но безопасное развлечение.

Во все времена люди любили развлекаться. Большой популярностью пользуются аттракционы, совмещающие иллюзию смертельного риска с полной безопасностью, вроде «Американских горок». Столь же сильные ощущения люди испытывают играя в азартные игры, особенно связанные с настоящим риском проигрыша крупной суммы, а то и самой жизни в случае «русской рулетки». Что ещё привлекает людей, помимо адреналинового экстаза? Например, ощущение ужаса, когда оно проходит и ты снова оказываешься в полной безопасности. Поэтому столь популярны книги и фильмы жанра «хоррор». Но человеческая культура открыла и иные способы доставить себе ни с чем не сравнимое психологическое наслаждение.

Лучшие книги сентиментального жанра заслуженно считаются классикой.
Лучшие книги сентиментального жанра заслуженно считаются классикой.

В XIX веке, когда жизнь не только высших, но и средних слоёв общества стала относительно благополучной и стабильной, вошли в моду сентиментальные романы. Буржуазия зачитывалась историями о несчастном сироте, пережившем множество трудных и опасных приключений, но в конечном итоге обретшем любящую семью. Солидные кавалеры и дамы, бившие служанок и без всяких угрызений совести выжимавшие все соки из наёмных рабочих, проливали искренние слёзы над книгами, в которых выдуманные детишки всячески страдали, зато в конце всё становилось хорошо. Так они в своём воображении проживали чувства, которых им не хватало в обычной жизни, ведь проявить такой же сентиментализм по отношению к действительно нуждающимся слоям населения для любого капиталиста означало бы разорение.

Кадр из экранизации «Белого Бима Чёрное ухо» 1977 года.
Кадр из экранизации «Белого Бима Чёрное ухо» 1977 года.

В советской культуре произошло то же самое — когда жизнь была действительно тяжёлой и даже просто выжить удавалось не каждому, притом для этого требовалось прилагать серьёзные усилия, персонажи книг и фильмов не проливали слёз над щеночками и сиротками, а активно действовали. Или развлекались, в свободное от преодоления трудностей время. А вот когда жизнь более-менее наладилась, модным стал сентиментализм, вспомнить хотя бы суперпопулярного и экранизированного всего через 6 лет после издания «Белого Бима Чёрное ухо». Первая публикация вышла в журнале «Наш современник» в 1971 году. Только за первые десять лет эта книга переиздавалась 8 раз, что для советской системы, когда даже для переизданий «Трёх мушкетёров» вечно не хватало бумаги, своего рода рекорд.

Обложка издания 1993 года.
Обложка издания 1993 года.

«Час быка» Ивана Ефремова появился примерно тогда же, первая журнальная публикация в 1968 году. В предыдущем романе о далёком будущем, «Туманность Андромеды», Ефремов постарался показать психологию людей, предельно отличающихся от его современников — в лучшую сторону, разумеется. А вот в «Часе быка» он с успехом решил прямо противоположную задачу. Персонажи этого романа, причём не только несчастные жители суровой планеты Торманс, но и члены земной экспедиции, вышли намного более «живыми» и понятными читателям. Чему, разумеется, способствовал сюжет — земляне будущего сталкивались с жуткими бытовыми условиями тормансиан и чудовищной машиной государственного угнетения. Но дело было не только в сюжете. Ещё до приземления на Тормансе глава экспедиции, Фай Родис, занимается примерно тем же, что и читатели сентиментальных книг. Только аттракцион у неё намного более продвинутый и «духовный».

Иллюстрация к «Часу быка».
Иллюстрация к «Часу быка».

Фай Родис как историк практиковала так называемое «погружение в инферно». В романе она читает Чеди Даан лекцию о «теории инферно» и даёт ей запись своего опыта в этой области на отдельном носителе информации:

«…она достала звездообразный кристалл мнемозаписи, именуемый в просторечии "звездочкой", и подала его Чеди.
Спустя два часа Чеди явилась снова, с пылающими щеками и опущенными глазами. Без слов она подала "звездочку", схватила протянутую руку Родис, приложила ко лбу и внезапно поцеловала. Шепнув:
"Простите меня за все", — она выскочила из каюты, еще неловкая в скафандре. Родис посмотрела ей вслед, и вряд ли кто-нибудь из экипажа звездолета мог представить себе столько материнской доброты на лице начальницы экспедиции.
Впечатление от только что просмотренной "звездочки" взбудоражило Чеди, затронув какие-то древние инстинкты. В памяти увиденное наплывало и выступало с болезненной резкостью, как ни хотелось Чеди поскорее забыть о нем. Зная множество подобных историй из древних книг и фильмов о прошлом, Чеди представляла себе жестокость прежних времен отвлеченно.
Чеди, как и все, проходила закалку физическими трудностями, работала в госпиталях тяжелых заболеваний - рецидивов расстроенной наследственности или очень серьезных травм с нередкими случаями эвтаназии — приговором легкой смерти, на каком бы высоком уровне развития общество ни находилось.
Но все это было естественной необходимостью жизни, понятной, преодоленной мудростью и психической закалкой, жизни, ежеминутно чувствующей свое единство с общим духовным потоком человечества, стремящегося ко все более высокому будущему. В него не нужно было верить, как в давно прошедшие времена, настолько реально и зримо оно предстояло перед уходящим в прошлое. Но то, что увидела Чеди в "звездочке" Родис, вовсе не походило на горе жизни ЭВР».

Чеди Даан, фанарт.
Чеди Даан, фанарт.

Извините за длинную цитату, но она нужна, чтобы понять суть психологического упражнения, которое использовала Фай Родис. Проходя через «инферно» в своём воображении, она переживала сильные ощущения, заведомо и принципиально недоступные в обычной жизни коммунара. Усиленные к тому же ощущением бессилия, ведь что бы все коммунары и лично Фай Родис ни делали, они не в силах изменить прошлое. Для чего же было нужно подвергать себя такой психологической пытке? Разумеется, для благой цели — понять общество прошлого и людей, в нём живших. Увы, эта задача достигнута не была, на Тормансе Фай Родис наглядно продемонстрировала своё бессилие перед социумом, который на практике, а не в воображении коммунаров, погружён в это самое «инферно».

Иллюстрация к «Часу быка».
Иллюстрация к «Часу быка».

Чем-то похожим занимается и правитель Торманса Чойо Чагас, просматривая в уединении киноленты о прошлом покинутой его предками Земли, на которых собраны всякие ужасы вроде войн, эпидемий и т.д. Но для него это упражнение несёт совсем другой смысл. Он, по его собственному признанию, заряжается от таких просмотров психической энергией и решимостью, необходимой для победы в перманентной грызне за власть. А также убеждённостью в собственной правоте, черпаемой в ненависти:

«Когда сомнение или неясность пути одолевает усталые нервы, я прихожу сюда, чтобы насытиться ненавистью и в ней почерпнуть силу.
— Ненависть к чему, к кому?
— К Земле и ее человечеству! — сказал Чойо Чагас с убежденностью».

Чойо Чагас, иллюстрация к «Часу быка».
Чойо Чагас, иллюстрация к «Часу быка».

Чойо Чагасу его несовершенный аналог «погружения в инферно» приносит вполне практическую пользу, в отличие от аналогичного упражнения Фай Родис, несмотря на мощные психотехники, используемые ею. Но если кто-то занимается чем-то не для пользы, то для чего тогда? Неужели для собственного удовольствия? Выходит что так. Возвращение из «инферно» в обычную коммунарскую жизнь должно приносить облегчение, аналогичное облегчению после завершения фильма ужасов или же сентиментальной истории о мучениях какого-нибудь кавайного животного или несчастной сиротки. Только, разумеется, намного более сильное. Вот только коммунары никогда не признаются в столь постыдном личном и даже можно сказать приватном (ведь «погружение в инферно» осуществляется не группой, а индивидуально) способе получения удовольствия, поэтому именуют (и, скорее всего, искренне в это верят) этот психотехнический аттракцион тяжёлой, но необходимой обязанностью историка.