Наверное, когда-нибудь напишу книгу, которая будет называться "Антология коллаборационизма", ибо тема сия до предела мифологизирована. И пишут о ней все, кому не лень. Мало того, что потусторонние представители гуманоидной расы свою историю придумали, они еще и в нашу постоянно лезут. Нет бы писать о горестной судьбе автохтонного индейского населения или о Великом Голоде у Великих озер, так нет, им подавай нашу историю на растерзание.
В 1963 году (почему-то в Нью Йорке) вышла весьма любопытная книга.
Давно хотел написать на эту тему, хотя с нашей историей она связана только косвенно. Сподвиг меня к написанию очередной "потусторонний" комментатор, в очередной раз вещавший о том, что "... все цивилизованное человечество встало на борьбу...". (Ничего страшного, что встало, как встало, так и ляжет). Вопрос не в том, он утверждал, что созданный в Югославии Русский охранный корпус, это идейные борцы, и численность его достигала 17, нет, мало, 25 тысяч человек(!). Кидался в меня ссылками на википедию, где дословно было написано: "Размер 17 090 военнослужащих (общее количество), 11 197 военнослужащих (максимальная численность)"
И тут я задумался... (а, чо, может правда, даже младенцы воевать пошли?) Шучу, конечно, но если серьезно, неужели человек не понимает, что русская диаспора в королевстве Югославия была не столь многочисленна, чтобы создавать подобные "формирования".
Начнем с самого начала. Пока не будем трогать тему армии вывезенной из страны и брошенной на произвол судьбы за рубежом. Тема достаточно неприятная, но... так или иначе, приоритетным местом для переселения личного состава армии Врангеля были славянские страны Балканского полуострова – Королевство сербов, хорватов и словенцев и Болгарское царство. При определении этих направлений брались во внимание общие культурно-исторические корни сербов и болгар с русскими, фактор религии, схожесть менталитетов, в целом благожелательный настрой сербского и болгарского народов к русским.
Руководил распределением бывших военнослужащих армии Врангеля генерал Шатилов, ему помогал Шульгин, хорошо знакомый консерваторам Сербии и Болгарии. Казаки принимались на службу в сербскую кавалерию, пехота – в пограничную стражу. Конница генерала И. Г. Барбовича (4203 человека) охраняла границы Королевства СХС с Австрией, Италией, Албанией и на Адриатическом побережье, казаки-гвардейцы располагались на венгерской и румынской границах. Но таких счастливчиков было относительно немного. Сербии в различных воинских частях находилось 6276 военнослужащих (2656 офицеров и, всего, 3620 солдат).
Большую часть направили на строительство железных дорог и шоссе. В сентябре 1921 г. в Сербию прибыло для этой цели около 8 тыс. солдат и офицеров Русской армии. С ними заключались контракты сроком на один год. Работникам устанавливалась зарплата в размере 18 динар в сутки за вычетом 6 динар 40 пиастр за получаемый паек. Рабочий день продолжался 10 часов. Люди жили в палатках и землянках, были большие проблемы с одеждой.
Профессор математики, публицист, галлиполиец Даватц в 1923 г. описал, в каких реалиях приходилось существовать теперь бывшим военнослужащим Белой армии: «Где только не оказался русский офицер? Он рубил дрова в балканских горах, бьет камень на дорогах Сербии, копает уголь в рудниках Перника, работает на виноградниках, в полях собирает жатву, он живет в сторожевой будке в дикой местности горной Албании, в сельских хижинах, в землянках, вырытых на откосах гор».
Так в Югославии появилась 25 тысячная русская диаспора. В принципе, судьба ее была гораздо лучше, чем у тех, кто работал на рудниках в Алжире или служил в иностранном легионе. Русская рабсила в пользовалась популярностью (из-за дешевизны). Использовали ее и чехи, и венгры, и англичане. Ладно, это тема отдельная.
Прошло 20 лет, и тут...
Весной 1941 года началась "операция 25" или Апрельская война. Нападение осуществлялось сразу с нескольких сторон: с территорий Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии, аннексированной итальянцами Албании, а также непосредственно с территории бывшей Австрии, которая стала частью Германии. В составе Югославской армии еще оставались русские офицеры (рядовых почти не было). В апреле 1941 г. бывшие белогвардейцы в рядах Югославской королевской армии пытались противостоять нападению нацистской Германии и ее сателлитов. Правда, проявили себя... не очень.
Боевые действия велись недолго, с 6 по 17 апреля. Одновременно с операцией в Югославии немцы начали вторжение в Грецию. В ходе короткого военного противостояния вооружённые силы Югославии были разгромлены, а королевское правительство бежало. Югославия прекратила существование. 21 и 22 апреля раздел Югославии был завершён на встрече министров иностранных дел Германии и Италии в Вене.
Территория Югославии была разделена: северная часть Словении была включена в состав Германии; южная часть Словении и Далмация — в состав Италии; большая часть Вардарской Македонии и восточные районы Сербии — в состав Болгарии; Косово и Метохия, западные районы Македонии и восточные районы Черногории — в состав Албании. В состав Венгрии вошли Воеводина (Бачка) и северо-восточная часть Словении: всего 11417 кв. миль территории с населением 1 025 508 человек (только 37 % из которых являлись венграми по национальности). Были образованы Независимое государство Хорватия (включая Боснию-Герцеговину), королевство Черногория (но трон в королевстве остался не занятым) и республика Сербия. При этом Черногория была оккупирована итальянскими войсками, а Сербия немецкими. В этих регионах были созданы местные правительства и административно-государственные структуры, а также вооружённые силы.
Так в Сербии 30 апреля 1941 года появился Гражданский комиссариат (серб. Комесарска управа), которое возглавил Милан Ачимович (бывший начальник полиции Белграда, потом бывший министр внутренних дел)
Легенда гласит:
"Летом 1941 года по Югославии прокатилась волна убийств сербскими прокоммунистическими партизанами русских эмигрантов и их семей. Партизаны считали, что югославская армия потерпела поражение от немцев чуть ли не исключительно из-за русских белоэмигрантов, преподававших военное дело и по призыву РОВС вступивших в югославскую армию после нападения Германии на Югославию".
Ну, нет, господа, причина была совсем другой. С мая 1941 года бывшие офицеры югославской армии белогвардейского происхождения стали очень охотно вступать в вооруженные и полицейские формирования нового правителя Сербии (и составили в них достаточно большой процент).
Тут, на беду, в июле 1941 года в Сербии вспыхнуло восстание, входе которого 311 бывшим русским, перешедшим на службу к коллаборационному правителю ... (не повезло).
А, потому, когда все улеглось, 12 сентября 1941 года монархист-легитимист генерал-майор (или полковник ?) М.Скородумов обратился к немецкому представителю оберсту Эриху Кевишу с просьбой о создании вооруженного формирования. Так 12 сентября 1941 года родился следующий документ: