Найти в Дзене
Учитель сегодня

В Республике Бурятия школьники взяли шефство над родником

Великий советский педагог-новатор XX века Василий Сухомлинский поощрял своих учеников брать на себя ответственность за окружающую их среду обитания. Вовлечение ребят в экологическую повестку способствует формированию у них сознательного и рационального отношения к богатству родного края. Через знакомство с природой школьники узнают о традициях и обычаях коренных жителей своих регионов, которые неотрывно связаны с окружающей флорой, фауной.

Советник директора по воспитанию, учитель русского языка и литературы Ташеланской школы-интерната Республики Бурятия Людмила Ивакина высоко ценит положительный эффект от вовлечения детей в активности экологической направленности. Под ее руководством с 2017 года реализуется экопроект «Живи, родник», который за эти годы не только получил признание родителей региона, но и собрал немало наград различных региональных экологических конкурсов.

Людмила Ивакина, советник директора по воспитанию, учитель русского языка и литературы Ташеланской школы-интерната Республики Бурятия
Людмила Ивакина, советник директора по воспитанию, учитель русского языка и литературы Ташеланской школы-интерната Республики Бурятия
«Идея выбрать данное направление пришла случайно. Я с детства знала о существовании родника, в памяти остались воспоминания о том, как я приходила к нему с отцом, который сеял пшеницу и овес неподалеку… В 2017 году Хандагадайское лесничество объявило республиканский конкурс экологических проектов, и я предложила своим школьникам и их родителям откликнуться на него. И вот я – руковожу экопроектом, который объединил школьников, родителей и педагогов, а также членов администрации села Ташелан, взявших шефство над нашей главной достопримечательностью родником под названием «Аршан», который был разведан много десятилетий назад. Ежегодно мы проводим акции, субботники, благоустраиваем территорию вокруг родника», рассказывает Людмила.

Первый и самый важный этап – рождение идеи

В 2017 году педагог рассказала ребятам из 6–11 классов о конкурсе и о нашем роднике, к которому тогда даже не было подъездной дороги – только лесная тропа, непроходимая зимой, весной и осенью. Школьники оценили предложение и так появился экопроект.

-3

Второй этап – теория и разработка плана мероприятий

Ребята ответственно подошли к делу, изучили специальную литературу, узнали, как рождаются родники, каких видов они бывают, чем отличается химический состав воды. А еще к проекту подключились бабушки и дедушки, старожилы региона, которые рассказали о легендах и преданиях, сложенных об источнике за долгие годы.

Третий этап – воплощение задуманного

Вместе с учителем химии был проведен анализ воды, который выявил отсутствие в ней кислот и щелочей. Кроме того, стало известно, какие полезные свойства в ней содержатся. Ранее воду в роднике никто не изучал: воспитанники Людмилы стали первыми, кто раскрыл качества родниковой воды!

Выяснилось, что источник бьет из-под земли в трех местах, а вода вкусная, прозрачная, без запаха и даже полезная. Так школьники узнали о видах родников и их пользе для природы и животных, о химическом составе и других свойствах воды.

-4

С помощью проведения субботников, ребята и их наставник очистили сам родник, обложили его края камнями и в каждый приезд проводили сбор мусора, покос травы, обновление беседки, которую также установили сами. Так ученики привыкают к труду, получают навыки работы с косами, молотками, пилами, кистями для покраски и другими инструментами.

Четвертый этап – привлечение единомышленников

Чтобы привлечь внимание, Людмила с ребятами регулярно проводит школьные мероприятия. Например, в марте юные экологи отмечают День воды, устраивают конкурсы рисунков на тему «Живи, родник» для учеников младших классов, конкурсы плакатов и песен о воде – для ребят постарше. Для выпускников проводится игра-викторина «Вода».

-5

Знания о природе, которые получают ребята, занятые в проекте, формируют у них стремление беречь экологию от негативных воздействий, развивают интеллект, логику, ответственность, аккуратность и отзывчивость.

«Мои воспитанники становятся более наблюдательными, разбираются в видах растений и животных. Я очень рада, что экопроект «Живи, родник» дает уникальную возможность ребятам изучать природу «вживую», а не только с помощью учебников или интернета, а также проявлять заботу о своем доме, малой Родине, а в конечном этапе, о своей стране – нашей России», – отмечает Людмила.