Найти тему
Алексей Горин

О вредных привычках в Советском Союзе

Курение в те времена не считалось чем-то зазорным. И даже, скорее наоборот, определённым шиком, модой, непременным атрибутом. Курили практически везде: в квартире, и не только на кухне, а и в комнатах, в ресторанах за столом, в тамбурах поездов. Причём было время, когда и в купе курили, и в самолётах, хорошо, что я этого не застал. В подъездах на каждом этаже стояли жестяные баночки вместо пепельниц. На вокзалах, в домах культуры, клубах, в туалет зайти было невозможно – дым стоял столбом. В автомобилях обязательно с сигаретой. И водитель, и пассажиры. Только сели – тут же закурили. Подростки курили с шестого-седьмого классов, бегая на переменах на перекуры. К 18 годам уже многие курить бросали.

Особой борьбы с этим на уровне государства не было. Предупреждали только, что это опасно для здоровья и ограничивали курение в опасных местах, таких, как заправки. В целом же это считалось нормой. Определённая мораль, конечно, была – спросить разрешения закурить, например, у человека, который рядом стоит или сидит.

То же и про употребление спиртного можно сказать. Нет, осуждали, конечно, прорабатывали на парткомах, месткомах. Но всё больше формально – сами такие. А пили много, повсеместно и по любому поводу. Дома, на работе, после работы, в подъезде, на улице, возле магазина вино-водочного… «Третьим будешь?» - эта фраза, вполне привычная для времён СССР, наверное, сейчас вызовет у многих недоумение - что она означает? Стоят двое возле магазина, у каждого по два рубля. А бутылка водки 5,30. Зовут третьего с двумя рублями, покупают и выпивают тут же.

Поводы находились практически каждый день. Любой праздник (про День взятия Бастилии помните?), покупка какой-то вещи, причём необязательно дорогой, главное – обмыть, помощь соседу, шабашка на стороне, получка, аванс. А если уж свинью забили – то праздник на три дня всей деревней. Или свадьба, проводы в армию, встреча с армии, родственники с севера приехали – тоже вся деревня три дня гуляет. И неважно, что на работу завтра – похмелился и вперёд, за баранку.

На демонстрациях трудящихся в честь Первомая и очередной годовщины Октябрьской революции пить начинали уже с самого утра. До прохода колонн. Потом во время прохода. Потом после прохода. А потом уж дома заканчивали далеко за полночь. И вряд ли это потому, что все были убеждёнными коммунистами.

Водку называли «жидкой валютой». Она была средством оплаты за услуги сантехника, например, или бензин сосед подогнал, или трактор огород вспахал, ну и тому подобное. Без неё – никуда. Совать деньги за это – верх неприличия. А вот алкоголем – вполне даже нормально. И заносили, кстати, в качестве благодарности врачам, например, чиновникам… Впрочем, и сейчас это в ходу.

И подростки не отставали, видя перед собой такие примеры. Самое главное, к сожалению, что это считалось нормой. Хорошо хоть, что обратили внимание на это, общество начало оздоравливаться, избавляться от вредных привычек. Очень надеюсь, что наши внуки такого не увидят.