Найти в Дзене
Нефритовый Фрик

10 секретов здоровья и долголетия от "Рыжей вороны", которая однажды превратилась в "Белого лебедя". Необычные принципы непокорной примы

Оглавление

Она прожила почти 90 лет потому что: обожала всё новое, всегда смотрела в будущее и любила жизнь! Леди, что вы видите на этой фотографии на этот возраст как-то не тянет, не так ли? ОК, тогда раскрою все секреты долголетия и поразительного здоровья героини моей сегодняшней публикации. Но прежде я просто обязан назвать её имя, и это - Майя Плисецкая.

Майя Михайловна Плисецкая (20.11.1925 - 02.05.2015 гг.) - Королева Советского балета
Майя Михайловна Плисецкая (20.11.1925 - 02.05.2015 гг.) - Королева Советского балета

Обожаю эту вечно грациозную, невероятно талантливую, чертовски отважную, непокорную, свободолюбивую, неукротимую даже Его Величеством Временем прекрасную леди! Разумеется статус "прима русского балета" у меня ассоциируется и с другой отечественной балериной - Галиной Сергеевной Улановой. И всё-таки лавры первенства я отдаю Майе Михайловне Плисецкой, потому как именно её образ в моей памяти с детства ассоциируется с богиней Балетного подиума.

🎨 "Рыжая десятка" секретов Здоровья и Долголетия Майи Плисецкой. 11 принципов, которым она следовала всю свою жизнь

Ах да, мы ведь остановились на секретах долголетия и завидного здоровья нашей героини. Ну что, вы готовы, народ, узнать то, что поведала своему читателю прима-балерина в своих мемуарах? Тогда в путь!

  • 🚀 Во-первых, всю свою жизнь она поддерживала физическую форму. Ей повезло - это не только была её привычка, это прежде всего, требовала её работа. Майя Михайловна долгие годы была счастливой обладательницей: гибкого стана, лёгкой походки, феноменальной пластики.

При всём при этом, в своей книге "Я, Майя Плисецкая", она признавалась в том, что "...никогда не считала себя дисциплинированным человеком". Она не любила тренироваться, а многочасовые репетиции принимала лишь как необходимую данность: "...Если от меня не требовалось делать какую-либо комбинацию более одного раза, то я её выполняла только один раз!"

...Она не переживала из-за того, что не всегда получалось "фуэте" и могла наводить ресницы в то время, как прозвенел третий звонок. Причём, со слов самой примы-балерины, возможно именно эта леность и сохранила ей здоровые и красивые ноги и продлила её сценическую карьеру.

Разумеется наша героиня чуточку лукавила. Точнее не столько лукавила, сколько различала такие понятия, как: "Дисциплина" и "Самодисциплина". Когда от неё что-то требовалось, в чём она не видела особого смысла, то либо сопротивлялась, либо прикладывала минимальные усилия к навязанным извне императивам.

А вот когда ей предстояло сделать то, во что она верила, видела смысл, или же очень жаждала, прима-балерина включала все свои волевые качества. Почему так? Да потому что она то ли в шутку, то ли всерьёз частенько повторяла:

"Я мечтаю танцевать до 100 лет! Но если я не буду лениться, то едва ли протяну и до 40!" Смею предположить что именно эта мечта спровоцировала рождение необычного принципа, который сама прима называла "ПРИНЦИПОМ ЭКОНОМИИ СИЛ". Именно его она в шутку называла своим главным жизненным профессиональным принципом.

Она и сама в своих мемуарах признавалась в том, что очень требовательная к себе ...и к другим тоже. И это была одна из причин, по которой характер Плисецкой считался весьма непростым. Всё это она понимала, но меняться не собиралось, так как "Леди - само Совершенство" всё в себе устраивало!
Впрочем, если так, то почему тогда она как-то проговорилась: "Я себя гpызу, грызу всегда"? Что это - перфекционизм по отношению ко всему, в чём она жаждала достичь совершенства?
  • 🚀 Во-вторых, Майя Михайловна всю свою жизнь ела что хотела и сколько хотела. Возможно, что ей чуточку повезло с тем, что она не особо любила сладкие десертики, но зато этот плюс она лихо компенсировала тем, что при случае наворачивала жирные сосиски под пенистое калорийное пиво.

🔥 Не случайно весь мир облетел её тезис, авторство которого по ошибке частенько приписывают столь же неподражаемой, только никак не на балетном подиуме, Фаине Георгиевне Раневской:

-2

Не секрет, что фигурам танцовщиц и балерин завидуют многие женщины, разумеется на приму Большого театра с завистью смотрели десятки, а то и сотни тысяч, советских женщин. И было чему завидовать. Однако правда заключалась в том, что цена царственным станам, коими обладали балерины - весьма высока.

...М.М. Плисецкая в шутку говорила о том, что балерины и слыхом не слыхивали о таком понятии, как диета, потому как "...всё время в работе, калории мигом сгорают, словом им некогда толстеть!"
Она считала, что "...лучшее, что только смог придумать русский человек - это хлеб с маслом!" Но своим коллегам по балетному цеху она советовала придерживаться "традиционной японской кухни", считая её самой идеальной для балерины.

"Надо меньше жрать или Ничего сверх меры!" - отличный принцип. Не уверен. что он придётся по вкусу любителям хорошо покушать. Но, как говорится: Ради великого дела - можно и нужно жертвовать малым!

  • 🚀 В-третьих, Майя Плисецкая всегда оставалась одной из самых стильных и модных медийных женщин, как во времена СССР, так и в первые годы новоявленной России. Она была уверена в том, что во-первых, "...одежда во многом влияет на наше поведение". Во-вторых, "...наша внешность лепит образ. Именно по внешней оболочке люди строят собственное восприятие любой личности". Ну и в-третьих, "...Мода как ничто другое отражает Время!"

А ведь держаться европейских трендов в то время было ой как непросто, с учётом того, что за границу приму долгое время не выпускали, а в Советском Союзе, даже в его сердце, где проживала Майя Михайловна, не так-то просто было достать приличные вещи.

Однако она доставала, доставала через столичных спекулянтов и ушлых фарцовщиков. Зато всякий раз, когда актриса появлялась в свете, своими нарядами не просто привлекала всеобщее внимание и срывала либо комплименты, либо завистливые взгляды, но и "сворачивала головы" многим именитым парням.

-3

Помимо Н.С. Хрущёва, приме-балерине благоволили знаменитый модельер Пьер Карден и известный американский политик Роберт Кеннеди. Карден совершенно бесплатно пошил для М.М. Плисецкой к нескольким спектаклям фантастические костюмы, ну а брат 35 Президента США как-то на день рождения подарил ей уникальный золотой браслет.

Для Кардена русская прима-балерина была Музой, для Кеннеди - истиной леди, достойной восхищения (к тому же рождённой с именитым политиком в один день). Кто-бы сомневался?

🔥 Кстати, с Пьером Карденом у Плисецкой симпатия была взаимна, разумеется строилась она с её стороны исключительно в профессиональном формате. Вот что актриса писала в своих воспоминаниях о великом кутюрье:

-4

...Кстати Плисецкая имела счастье общаться тет-а-тет и с блистательной Коко Шанель. Не сложно догадаться, что две Звёздочки с земного небосвода очень быстро нашли общий язык и мигом подружились. Вот что значит - истинные леди! Словом: "Будь всегда в тренде!" - сей принцип в первую очередь полезен для лиц медийных. Но уверен, что он сослужит отличную службу и для самого среднестатистического россиянина, точнее - россиянки.

  • 🚀 В-четвёртых, прима-балерина №1 всегда очень тщательно следила за своей кожей. Она обожала питательные крема и могла часами раскладывать пасьянсы (увы, бессонница была самая верная её подруга) с наложенной на лицо кремовой маской.
Актриса говорила, что от морщин никак не спрятаться, но чуточку притормозить их господство можно. Ну и ухоженность кожи она считала для себя - делом чести: "Есть сад старый, и есть сад новый. Но не так важно, какой это сад, важно насколько он ухожен!"

"Ухоженность за кожей превыше всего!" Разумеется сей принцип опять же следует взять на карандаш представительницам прекрасного пенорождённого племени.

Однако с возрастом и нашему брату адамову желательно хоть как-то следить за кожей. Скажу за себя: после полтинника как-то и моя кожа принялась потихонечку подсыхать. Пока стараюсь обходиться физкультурой, но мысли об увлажняющих кремах нет-нет да и заскакивают в мой нефритовый мозг.
  • 🚀 В-пятых, и не удивлюсь, если бы сама прима поставила этот секрет вечного совершенства, как минимум на вторую позицию, и это - Любовь. Полюбить раз и навсегда - красивая сказка. В жизни же редко, когда так бывает. И всё-таки Плисецкой повезло: она влюбилась на всю жизнь, правда не с первой попытки.

...В 1956 г. она "запачкала паспорт" с коллегой по балетному подиуму - Марисом Лиепу. Правда их "лебединая песня" длилась не долго - менее 3 месяцев. Зато вторая попытка стала не просто зачётной, а пожизненно-зачётной и мега-счастливой. Случилось это в 1958 году.

Её избранник был на 7 лет моложе, но это никак не повлияло на то, что в результате сложилась счастливая советская семья (пусть всего и из двух человек). Имя счастливца также впоследствии было у всех на слуху - Родион Константинович Щедрин, известный советский и российский композитор. Сложился вот такой вот творческий тандем из двух народных артистов СССР

...57 лет счастливого брака - лучшее доказательства и тому, что любви все возрасты и гении покорны, и тому, что Любовь молодит не только душу и сердце, но и держит в тонусе плоть.

"Любовь и Верность" (Люби и будь любима. Цени любовь и верность любимого человека и отвечай взаимностью) - оставим сей принцип без комментариев, он говорит сам за себя.

  • 🚀 В-шестых, она не любила Суеты. Помните её "Принцип экономии сил"? Это касалось не только жизни, но и сцены. Как известно, неторопливые люди, никуда не спешат, но и никогда не опаздывают. Почему? Да потому что отлично чувствуют контролируют время. А ещё неторопливые люди редко болеют неврозом. А это значит, что они более стрессоустойчивы и менее подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям. Хотя в итоге причиной смерти примы-балерины стал обширный инфаркт миокарда.
К тому же неторопливость предполагает такое важное качество, как Спокойствие. Спокойствие же, в свою очередь, как известно подчёркивает Красоту и отражает Уверенность человека в себе. А ещё Майя Михайловна не любила болтливых людей, да и сама придерживалась правила: "Меньше слов, а больше дела!"

"Никакой суеты!" Мне кажется, что этот принцип хорошо бы каждому из нас взять на заметку. Лично у меня он работает в режиме 50/50. Слишком много форс-мажоров, слишком много хочется успеть сделать за день. А ещё моя проблема в том, что я прокрастинатор и не умею планировать время, что предстоит затратить на тот или иной процесс. А в Дзене так особенно!

  • 🚀 В-седьмых, неиссякаемая любовь к Жизни, Независимость и Свободолюбие нашей героини! Ей очень не нравилось, когда кто-то пытался за неё принимать не то что жизненно-важные, но даже самые плёвые повседневные решения.

🔥 М.М. Плисецкая стремилась к тому, чтобы максимально (насколько это было в её власти) контролировать собственную жизнь. И она всё делала для этого, что только от неё зависело:

-5

"Принцип свободного полёта" - именно он окрылял балерину, а когда возникала необходимость, то и помогал буквально Фениксом восстать из пепла. ...Хотел была заметафорить с образом Неваляшки, но во время поймал себя на мысли о том, что Королева балета никак не ассоциируется у меня с мега-стойкой игрушкой на свете, даже самой приталенной.

-6
  • 🚀 В-восьмых, Майя Плисецкая была хорошим, добрым, честным и справедливым человеком. Не путать, пожалуйста, с понятием "удобный человек" или "добренький". Как раз, если она и была удобной, то исключительно для себя самой и для тех, кого больше жизни любила.

Она оспаривала многих адептов мудрости, утверждающих, что высшим проявлением человеческого ума является - Доброта. Прима полагала, что нередко и набитые дураки бывают добряками. Однако истинно добрый человек - всегда и умён, и прекрасен.

Майя Михайловна призывала к тому, чтобы мы "...не делили людей на классы или социальные группы. Людей следует делить на "плохих" и "хороших". Так и только так! Причём истинно хороший человек скорее - исключение. А потому он - подарок Небес!" Отсюда принцип: "Твори Добро!" Наша героиня стремилась к тому, чтобы ни один прожитый день не обходился без доброго и полезного дела, как для себя, так и для других.

Актриса признавалась: "Я считаю, что всегда жила честно! Я никогда никого не обижала: ни детей, ни стариков, ни зверьё. Я не предавала друзей. Всегда возвращала свои долги. Но главное - я всегда помнила, помню и буду помнить то Добро, что было в мой адрес сделано!"

  • 🚀 В девятых, - это наличие Смысла жизни. Да-да, кто бы и как бы не юморил в плане того, что поиск смысла жизнь - это привилегия глупцов и бездельников-философов, но люди, умудрённые жизненным опытом точно знают, что смысл жизни, если он есть, в трудную минуту всегда держит нас на плаву. Майя Плисецкая признавалась в том, что для неё смысл жизни заключается в том, чтобы "...оставить после себя след в Человеке"!

Она была блестящая актриса, эффектная леди и мыслящая женщина, её словам можно доверять. И свою миссию цель Плисецкая выполнила. 75 лет на сцене - НА ПУАНТАХ! Мировая известность, всенародная любовь. Ну и бонусом -
огромнейшее количество наград, главными из которых были:
Золотая звезда "Героя социалистического труда", три "Ордена Ленина", "Орден трудового красного знамени", полный комплект орденов "За победу перед Отечеством" (все 4 степени - редкий случай).

...А ещё у Майи Михайловны было немало иностранных орденов и медалей. Одним из самых удивительных был - французский орден "Почётного легиона". Позднее в одном из интервью, уже на этнической Родине, журналист саракастически полюбопытствовал:
- Майя Михайловна, мне всегда казалось, что орден "Почётного легиона" вручается исключительно участникам сопротивления?
- Так и есть. И я получила его по заслугам. Я ведь всю жизнь СОПРОТИВЛЯЮСЬ!

А вот теперь и тот самый принцип, которому следовала всегда актриса, и что достоин особого восхищения: "Знай, зачем живёшь! Следуй своим путём! Иди к великой цели!"

Майя Плисецкая всегда знала, чего хочет от жизни, у неё всегда были мечты. А ещё она всегда шла своей тропинкой жизни. Ну а её целям, которых она непременно достигала, можно только позавидовать, впрочем лично я предпочитаю - рукоплескать...

  • 🚀 И всё-таки главный секрет долголетия, и это в-десятых, примы-балерины М.М. Плисецкой заключается в её неисправимой любви к балету. Она не представляла жизни без сцены. Мне кажется, что она и дома ходила в пуантах. Балетная нимфа всегда стремилась к совершенству.
  • Она даже могла во время трудного прыжка зависнуть в воздухе, словно отключив на какие-то доли секунды силу земного тяготения. Плисецкая жила балетом и сценой. Она столько всего перетанцевала, сколько до неё и после неё не удавалось никому другому. Только "Лебединое озеро" Плисецкая оттанцевала в 10 разных версиях!

Ну и конечно же она не представляла Балета без благодарных зрителей. Она знала, что ею восхищаются, но этого для неё было недостаточно. Она жаждала, чтобы ею восхищались заслуженно. А это значит, что выходя на сцену все свои неприятности, переживания и болячки она оставляла в гримёрке.

Она начинала свои па ещё за занавесом, а заканчивала игру актрисы только тогда, когда занавес опускался. И ещё, она не позволяла себе даже чуточку расслабиться во время поклона, считая его - составной частью спектакля: "От Кометы (самого действия) в руках моего зрителя непременно должен остаться её хвост (финальный поклон - не менее запоминается, чем сам спектакль).

А вот и тот самый принцип, который читается не только в её мемуарах ("Я - Майя Плисецкая" и "13 лет спустя: Сердитые заметки в 13 главах"): "Люби своё дело! Делай свою работу с радостью! Живи сценой!"

-7

О чём искренне сожалела и переживала Майя Плисецкая

Сожалела ли о чём-либо Майя Михайловна? Увы, но поводов для сожалений и разочарований у неё было более, чем достаточно. И одно из разочарований было связано с тем, что в советском, а позднее и в российском государстве она не чувствовала себя счастливой под завязку в силу того, что осознавала, что живёт в стране, где ей, птице свободного полёта, тесно дышать.

Прима признавалась в том, что всю свою жизнь она ждала того момента, когда вначале Советский Союз, а после Россия достигнет такого уровня цивилизации, что сердце в груди будет радостно биться, душа трепетать от счастья, и разум окрылится новыми мечтами и безумно-смелыми проектами.

🔥 Однако время шло, менялись вожди, а жизнь в советской России оставалась всё такой же серой, напряжённой, непредсказуемой и крайне трудной:

-8

Ей не нравилось, что отечественные СМИ "...изображали беглецов исчадьем ада. Советские люди даже боялись произнести вслух имя Нуриева, не говоря уже о том, что любой вид общения с блестящим танцором был чреват самыми грустными последствиями". И то, что "...строительным материалом того общества, державшим всю систему, оставался Страх", очень расстраивало Майю Михайловну Плисецкую.

...Увы, но всё это привело к тому, что после распада СССР, не веря в новое молодое российское государство, Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным покинули Родину и бросили якорь в Германии, в г. Мюнхене. А получив и литовское гражданство иногда наведывались и в Литву.

Разумеется Плисецкая ни на миг не забывала о своей многострадальной Родине, а потому частенько гостевала в Москве и Санкт-Петербурге. Однако России прима-балерина завещала только свой прах, который пока что бережно хранится её 91-летним мужем Родионом Константиновичем Щедриным. А после его смерти, прах этой творческой пары должен будет воссоединиться и развеяться над нашей великой Родиной.

...За что ещё искренне переживала Плесецкая? За то, каким российский балет вошёл в XXI век. С одной стороны - балет стал более сложным в плане гимнастического исполнения. Да, "...балет сравнялся по сложности с художественной гимнастикой. Технически он поднялся на более высокий уровень. Но из-за этого из балета ушла душа. А танец - это не столько техника, сколько - эмоции. Многие актёры балета про них забыли".

...Разумеется переживала прима-балерина и по поводу того, что у неё были не только друзья и поклонники, но и враги и недоброжелатели. Это были не только люди её профессии, но и чиновники, которые признавая её величайшее влияние в мире искусства, побаивались и ненавидели неукротимую леди и за успех, но больше за свободомыслие, бесстрашие, независимость и правдорубие, которое частенько "русской дубинкой" прохаживалось и по буйным головушкам сильных мира сего.

Отсюда ещё один принцип, на мой взгляд неожиданный, хотя зная биографию и волевой характер Майи Михайловны, он не покажется вам удивительным: "Никогда, никогда не прощать своих врагов!"

🔥 По мне так этот принцип, в котором гениальная прима-балерина неоднократно признавалась в своих интервью, звучит из уст этой хрупкой, но безусловно криптонитовой леди, довольно зловеще:

-9

Разумеется "непрощенческий" принцип никак не отразился на Здоровье и Долголетие Майи Плисецкой, по крайней мере в мажорном ключе, а потому решил его выложить отдельной строкой. Да и советовать его вам, уважаемые читатели, отнестись к нему с полным почтением и взять под прицел, не стану. Единственное с чем я согласен, так это с тем, что "люди - не меняются".

Ведь измениться, это значит поменять: свои ценности, приоритеты, принципы, правила, ПРИВЫЧКИ, но главное - МЫШЛЕНИЕ! Со временем мы всё меньше и меньше любим перемены, а менять что-то в себе так и вовсе не желаем. Уж не знаю какие на этот подвиг нужны стимулы и мотиваторы!

Брутальный совет от грациозного Лебедя будущим поколениям

Закончить же своё повествование об одной из самых легендарных и достойнейших женщин, оставившей метеорный след в истории мирового балета, я решил её советом для будущих поколений. И знаете, что я вам скажу?

🔥 Звучит оно довольно смело, а местами революционно, а потому оно вечно будет оставаться актуальным и мудрым:

-10

...Прочитал и что-то мне стало грустно. Как-то не очень проецируется совет Майи Михайловны Плисецкой с сегодняшним подрастающим поколением. И всё-таки очень надеюсь, что если даже его возьмёт себе на заметочку человек, рождённый в прошлом столетии, беды точно не будет!

...Вот и всё на сегодня. Статья получилась гораздо больше по объёму, чем изначально планировалась, но при этом вложил в неё значительно меньше информации, чем собирался.

❓...Ах да, почему "Рыжая Ворона"? Так однажды назвала юную Майю Плисецкую балетмейстер и педагог Агриппина Яковлевна Ваганова за то, что та была жутко несобранная и невнимательная! Ну с "рыжей" всё и так понятно - цвет волос.

🙏СПАСИБО всем, кто дочитал сегодняшнюю публикацию до счастливого финала. Писалась она не один день, т.к. зачитался мемуарами Королевы-лебедя. И под занавес только пара вопросов:

  • 📌Посчастливилось ли вам, друзья, видеть в работе, хотя бы с экранов телевизоров, Майю Плисецкую?
  • 📌Какие из секретов и принципов примы-балерины вы взяли себе на заметочку, а какими давно пользуетесь по жизни?
Все фотографии к публикации любезно предоставлены автору сервисом "Яндекс. Картинки"
Все фотографии к публикации любезно предоставлены автору сервисом "Яндекс. Картинки"

🔔 P.S. Возможно, кому-то из вас, друзья, будет любопытно полистать и вот эти две публикации, посвящённые биографии, но главное мыслям ещё двух женских творческих душ, рождённых в России: