В эфире Экономика по-русски Михаил Хазин высказал интересную мысль:
Что мы видим, что компания Boeing, один из таких титанов американской экономики, но, впрочем, лидером капитализации не являющейся, призналась, что она занималась мошенничеством в сфере безопасности. Ну, в переводе на русский язык, выпускались самолеты, которые не проходили сертификацию по безопасности. А Боинг сделал вид, что он про это не знает.
В результате два самолета упали. Ну, история про этот самый Макс, она известна, что это самолет, который в общем, в том виде, в котором он сейчас существует, скорее всего, нельзя использовать для перевозки пассажиров. И по этой причине те, кто родственники погибших, кто стал жертвой разного рода аварий, типа вылет окна, хотя там жертв не было, и так далее, и тому подобное, могут теперь учинять иски.
Причем эти иски могут быть любых размеров, потому что в Соединенных Штатах Америки моральный ущерб не ограничен.
То есть, иными словами, что получается, что Боинг умер? Нет, конечно. Боинг – это основа, одна из основ оборонной промышленности Соединенных Штатов Америки. За этой причиной Боинг должен остаться. Но кто-то должен быть виноват.
Происходит в таких случаях абсолютно типовая история. Компанию выводят на банкротство. В отличие от российского закона о банкротстве, который писали либералы, и поэтому цель этого закона ликвидировать компании промышленные, в Соединенных Штатах Америки цель закона о банкротстве – это сохранить хозяйственный комплекс. Поэтому компания работать будет, но ее либо разделят на гражданскую и оборонную, либо еще как-то, но главное, уберут и сменят акционеров.
И вот это самое интересное с точки зрения вот этого самого изменения собственности. Иными словами, собственникам как бы будет сказано: ребят, либо вы платите по полной программе, либо вы уходите и исчезаете, а долги мы списываем. Я думаю, что будет второй вариант, но при этом произойдет полная смена собственников.
И новые правильные ребята придут, а старые неправильные уйдут. И это очень интересный момент, поскольку когда я два года тому назад об этом писал, о разрушении механизма легитимизации собственности, то, соответственно, меня спрашивали: предъявите механизмы. Я там объяснял кое-какие механизмы, связанные в основном с потерей капитализации. Но вот, тем не менее, это первая часть.
И это принципиальная часть, потому что чует мое сердце, что такие же проблемы есть и у других крупных американских компаний. И это принципиально важная и очень опасная вещь.