Найти тему

Знаменитые самолеты мира: Republic P-47 Thunderbolt (1941).

Картинка из свободных источников. P-47D
Картинка из свободных источников. P-47D

P-47 был развитием Seversky P-43, разработанного командой, возглавляемой Александром Картвели. Оба истребителя были с радиальными двигателями, и P-47 впервые поднялся в воздух в виде прототипа XP-47B в мае 1941 года. Истребитель был спроектирован на базе Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp с турбонаддувом с приводом от выхлопных газов в задней части фюзеляжа. Вооружение состояло из восьми пулеметов в крыльях. В остальном P-47 отличался консольным низким крылом, обычной цельнометаллической конструкцией, за исключением обтянутых тканью поверхностей управления, убирающимся хвостовым колесом и кабиной для пилота с откидывающимся вверх фонарем. После незначительных доработок P-47B поступил в серийное производство и прибыл в подразделения, дислоцированные в Великобритании в январе 1943 года. Здесь первоначальными эксплуатантами были 56-я и 78-я истребительные группы, а "Тандерболт" впервые участвовал в боевых действиях в апреле того же года в качестве истребителя сопровождения дневных бомбардировщиков B-17.

Раннее боевое применение показало, что "Тандерболт" был ограничен в плане скороподъемности и маневренности. С удлиненным фюзеляжем и размещенным под ним подвесным баком следующей серийной моделью был P-47C. Однако основной серийной версией был P-47D. Всего было выпущено более 12000 моделей D, которые отличались урезанной задней частью фюзеляжа с "пузырчатым" капотом на более поздних вариантах, а также системой повышения мощности впрыска воды. P-47D получил широкое распространение в боях в Северной Европой, в Средиземноморье и на Дальнем Востоке.

По мере того, как P-51D приобретал функции дальнего сопровождения, P-47 все чаще использовался в роли штурмовика и оказался подспорьем для союзников после их вторжения в Нормандию. Тем временем на "Тандерболте" отличились несколько асов, самым известным среди которых был Фрэнсис С. Габрески, который одержал 31 победу. Уровень потерь этого типа был исключительно низким - 0,7 процента за вылет.

Стремясь повысить линейные характеристики Thunderbolt, Republic разработала P-47M с улучшенным нагнетателем и максимальной скоростью 763 км/ч на высоте 9755 м. P-47M начали поступать в подразделения в Европе в конце 1944 года. Тем временем на Тихом океане был P-47N, оснащенный увеличенным крылом с тупыми концами и увеличенным запасом топлива. Это была самая быстрая и тяжелая серийная версия, всего было изготовлено более 1800 P-47N. Во время войны они служили в основном сопровождением бомбардировщиков B-29 во время налетов на Японию в 1945 году.

Всего производство P-47 составило 15675 самолетов, что делает его самым многочисленным истребителем американского производства в истории. Из этого общего числа значительное количество было приспособлено для выполнения штурмовых задач, P-47D отличался наличием подкрыльевых стоек, которые могли нести пару бомб весом 454 кг, в дополнение к 568-литровому подвесному баку под фюзеляжем. P-47D из более поздних серийных партий имели увеличенную вместимость внешних хранилищ, в том числе до 10 ракет калибра 127 мм.

В качестве истребителя-бомбардировщика P-47D поступил на вооружение 384-й FG в Австралии, откуда они наносили удары по японским целям в Новой Гвинее. Впоследствии истребители-бомбардировщики P-47D служили в составе 9-й и 15-й военно-воздушных сил США в Великобритании и Средиземноморье соответственно. Королевские ВВС Великобритании летали на P-47 в Бирме, в общей сложности 16 эскадрилий получили не менее 826 самолетов Thunderbolt Mk I (P-47B) и Thunderbolt Mk II (P-47D). Британские "Тандерболты" служили в основном в качестве истребителей-бомбардировщиков, и в Бирме они оказались успешными в патрулировании джунглей, атакуя японские цели. Другие эксплуатанты P-47 в военное время включали Бразилию, Францию, Мексику и СССР. Как последний из "Тандерболтов", версия P-47N оставалась на вооружении США еще долгое время после войны, образцы передали Национальной гвардии ВВС, прежде чем были сняты с вооружения в 1955 году, к тому времени им было присвоено новое обозначение F-47N. Иностранные эксплуатанты продолжали эксплуатировать Thunderbolt еще несколько лет, особенно в Латинской Америке и Китайской Республике.

Поддержите канал-поставьте лайк.