Найти в Дзене

Догнать «Антилопу гну». На чем ездил Остап Бендер: откуда прикатила "зеленая тележка"

Оглавление

ЧАСТЬ 1

"Такси свободен! Прошу садиться!" Без малого сто лет назад в мир въехал, "непрерывно ахая и стреляя", автомобиль с надписью «Эх, прокачу!», которому было суждено стать самой знаменитой автомашиной сначала советской, а теперь понятно, что и в целом всей русской литературы. Почему так получилось? Откуда взялась «Антилопа гну», и куда она уехала?

Кадр из фильма "Золотой теленок", режиссер Михаил  Швейцер, 1968 год .  В роли  Адама Козлевича  Николай Боярский, дядя  Михаила Боярского. Остапа играет Сергей Юрский, Шуру Балаганова - Леонид Куравлев  https://img51994.domkino.tv/img/2018-01-08/fmt_114_24_original-183.jpg
Кадр из фильма "Золотой теленок", режиссер Михаил Швейцер, 1968 год . В роли Адама Козлевича Николай Боярский, дядя Михаила Боярского. Остапа играет Сергей Юрский, Шуру Балаганова - Леонид Куравлев https://img51994.domkino.tv/img/2018-01-08/fmt_114_24_original-183.jpg

Гонщик из Саратова

Право считаться прототипом Арбатова и Черноморска, где происходит действие «Золотого телёнка», оспаривали несколько городов Советского Союза. В перечень аргументов в обязательном порядке включался и автомобильный.

Так, саратовский архитектор и краевед Борис Донецкий полагает, что прообразом шофера Адама Козлевича стал саратовец, чемпион Поволжья в гонках в вело-, мото- и автогонках Захарий Иванович Иванов. Опытный автомобилист, одаренный механик, изобретатель, он устроил у себя в гараже настоящую мастерскую, ремонтировал разбитую в пух и прах технику и однажды, как вспоминали старожилы, собрал из старых конструкций и запчастей новый автомобиль, в котором разъезжал по городу.

Илья Ильф и Евгений Петров, журналисты газеты «Гудок», побывали в Саратове в 1925 году - и могли Захария Ивановича и его автомобиль увидеть и с ними познакомиться.

«Автомобиль имел имя. Его часто красили»

Саратовскую версию оспаривает Ярославль. Ярославский краевед и коллекционер Валентин Лепешкин обратил внимание на строчки в записной книжке Ильи Ильфа за июнь-июль 1929 года, когда журналист приезжал в этот город.

«Автомобиль имел имя. Его часто красили»

«Шофер Сагассер»

«Шофер блуждал на своей машине в поисках потребителя»

«Чуть суд -- призывали Сагассера -- он возил всех развращенных, других шоферов не было»

«Обвиняли его в том, что он ездил в баню на автомобиле. Он же доказывал, что уже 16 лет не был в бане»

«Детская любовь к машине. Уверенность в том, что она может сделать все»

«Забрасывали автомобиль цветами, маленькими веничками местных эдельвейсов и розочек»

Такси Осипа Сагассера в Ярославле https://sun9-75.userapi.com/impf/7hov5WAfPQOhWQwnruhUduHhGJpfIwO6fCt91Q/aCgGn1pYe3k.jpg?size=604x453&quality=96&sign=6103165eb6f791e543f719d4c58fe408&type=album
Такси Осипа Сагассера в Ярославле https://sun9-75.userapi.com/impf/7hov5WAfPQOhWQwnruhUduHhGJpfIwO6fCt91Q/aCgGn1pYe3k.jpg?size=604x453&quality=96&sign=6103165eb6f791e543f719d4c58fe408&type=album

Что это, как не наброски к первой части «Золотого теленка»?

В Музее истории Ярославля хранится визитная карточка шофера Осипа Карловича Сагассера и рекламные листовки 1920-х годов c фотографией изящного кабриолета на фоне театра имена Волкова. Тут же слоган «Ездит дешево – быстро и удобно», предложение заказывать такси к пароходу, к поезду, на маршруты по любому адресу, а также для свадебных путешествий и прогулок как по городу, так и загородных. Телефон 5-12, место парковки – Театральная площадь, подача по адресу бесплатно.

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=http%3A%2F%2Favatars.dzeninfra.ru%2Fget-zen_doc%2F4498748%2Fpub_6066df108f567a4bcf45d502_6066e80b6b0f875cb556fc25%2Fscale_1200&pos=5&rpt=simage&text=%D1%81%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%20%D1%8F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C
https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=http%3A%2F%2Favatars.dzeninfra.ru%2Fget-zen_doc%2F4498748%2Fpub_6066df108f567a4bcf45d502_6066e80b6b0f875cb556fc25%2Fscale_1200&pos=5&rpt=simage&text=%D1%81%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%20%D1%8F%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C

«Замечательная скорость и благородная красота линий»

Теперь о названии автомобиля. Почему Остап, увидев «зеленую тележку», которая катит по улицам Арбатова, и услышав ее скрежет, вспоминает экзотическое животное, обитающее в Южной Африке?

Антилопа  гну голубая - цвет шерсти на боках отливает голубизной  по пhttps://animals.pibig.info/uploads/posts/2023-10/1696360651_animals-pibig-info-p-chernaya-antilopa-gnu-oboi-75.jpg
Антилопа гну голубая - цвет шерсти на боках отливает голубизной по пhttps://animals.pibig.info/uploads/posts/2023-10/1696360651_animals-pibig-info-p-chernaya-antilopa-gnu-oboi-75.jpg

Высказыванию великого комбинатора насчет того, что машина «отличается замечательной скоростью и благородной красотой линий», можно верить лишь с натяжкой. Это комплимент владельцу авто Адаму Казимировичу Козлевичу - и не бескорыстный. Остап только что взял их – и машину, и шофера - в безвозмездную аренду по принципу «Бензин ваш, идеи наши».

Паниковский с гусем  догоняет автомобиль. Кадр из фильма "Золотой теленок" https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/68/755629176669689.jpgт ес лКадр
Паниковский с гусем догоняет автомобиль. Кадр из фильма "Золотой теленок" https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/68/755629176669689.jpgт ес лКадр

Голова лошади, рога вола

На самом деле вряд ли купленный за 190 рублей в одном из московских гаражей б/у автомобиль – такой старый, что «появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея» -- отличался особой красотой. Помните, как Козлевич его ремонтировал? Выискивал на базарах недостающие части, латал сиденье, заново ставил электрохозяйство. Сборная солянка, с миру по нитке, на тебе боже, что нам негоже - вряд ли получилось очень уж красиво.

Однако именно этот эклектизм, совмещение разнородных элементов – и стал основанием для сравнения.

Дело в том, что экстерьер антилопы гну -Connochaetes gnu, крупного копытного, обитающего в Южной Африке, тоже не отличается гармоничностью. От титульного рода, собственно от антилопы, у нее лишь ноги, тонкие и крепкие. Все остальное – из разных опер: голова, грива и хвост - как у лошади, рога – как у вола, борода козла, возвышение на спине - как у буйвола.

Антилопа гну https://pofoto.club/23084-gnu-zhivotnoe-58-foto.html
Антилопа гну https://pofoto.club/23084-gnu-zhivotnoe-58-foto.html

Итак, основанием для уподобления автомобиля, которому предстояло стать не только средством передвижения героев «Золотого теленка», но и движущей силой – мотором – всего романа, послужили не вымышленная «благородность и красота линий» малоизвестного в России животного, а несообразность его телосложения, сочетание разнородных элементов.

Откуда приехала «Антилопа гну»

Итак, «Антилопа гну» образ, можно сказать, собирательный, в том числе, и в прямом смысле слова. И все же - какой автомобиль с большей вероятностью можно считать ее прототипом?

Военный трофей. De Dietrich

1926 год. Очередное редакционное задание. Ильф и Петров прибывают в уездный город Старобельск Луганской области. Их селят в гостиницу, номера которой обставлены реквизированной мебелью, а для поездок по городу и окрестностям выделяют зеленого цвета Lorraine-Dietrich из гаража Старобельского исполкома.

Огромный, очень дорогой француз - как он мог оказаться в заштатном городке? Старобельские краеведы утверждают, что раритетное авто прибыло в город в 1918 году вместе с Государственной стражей (охраной) гетмана Скоропадского. Скорее всего, это был военный трофей.

Прототип "Антилопы гну" , версия 1.  De Dietrich 24СМ Tonneau (Франция, 1903). https://automotive-heritage.com/
Прототип "Антилопы гну" , версия 1. De Dietrich 24СМ Tonneau (Франция, 1903). https://automotive-heritage.com/

На какой именно модели будущие романисты колесили по Старобельску и его окрестностям, сегодня сказать трудно. Но по некоторым признакам это был De Dietrich 24СМ Tonneau, 1903 года выпуска. Его спроектировал молодой на тот момент итальянский инженер Этторе Бугатти -- тот самый, в честь которого позже назовут концерн автомобилей класса люкс.

Этторе оснастил свое детище 4-х цилиндровым двигателем мощностью в 24 лошадиные силы и флагманской по тем временам 4-ступенчатой коробкой передач.

Заседание продолжается, господа присяжные заседатели!  Кадр из фильма "Золотой теленок" https://www.domkino.tv/news/9922
Заседание продолжается, господа присяжные заседатели! Кадр из фильма "Золотой теленок" https://www.domkino.tv/news/9922

"Порода машины была неизвестна"

С реальным автомобилем более-менее разобрались. А что с тем, который действует в романе? Он откуда? Адам Козлевич, после двух лет работы в одном из московских гаражей, купил его по случаю за 190 рублей. Автомобиль был такой старый, что навевал мысль о ликвидации какого-либо автомобильного музея. Чтобы машина поехала, пришлось повозиться: "выискивать на базарах недостающие части, латать сиденье, заново ставить электрохозяйство". Покрасив авто "в ящеричный зеленый цвет", Адам Казимирович прикрепил к радиатору бляшку лорен-дитриховской фабричной маркой.

В дыму и пламени Кадр из фильма "Золотой теленок" https://www.domkino.tv/news/9922
В дыму и пламени Кадр из фильма "Золотой теленок" https://www.domkino.tv/news/9922

По мнению экспертов, автомобиль, получившийся у Козлевича, действительно напоминает De Dietrich 24СМ Tonneau.

Это и достаточно редкий, лишённый боковых дверей кузов типа «тонно», позволивший Паниковскому, удиравшему от преследователей, «перевалиться в машину, как купальщик в лодку», и большие колеса, на которые он опирается спиной на одной из остановок. И даже окраска - «Козлевич выкрасил авто в ящеричный зелёный цвет” – такая же, как у De Dietrich, на котором Ильф и Петров рассекали по Луганску.

Итак, на первый взгляд всё сходится. Антилопа гну –это Dietrich, творение Бугатти.

Правнук хэтчбека. Фиат 1902

Однако не слишком ли демонстративно выглядит логотип с лорен-дитриховской эмблемой на радиаторе едва ли не самодельной машины? Автомобильные журналы 20-х годов прошлого века рождают и другие версии.

Изучая фотографии роскошного и основательного De Dietrich 24СМ Tonneau, понимаешь: его задняя часть надежна и монолитна, как задняя часть кареты. Никаких дверей там нет.

"Антилопа гну". Версия 2. Фиат" (Италия, 1902)  журнал "Техника - молодёжи" № 4 1972 https://ic.pics.livejournal.com/ripvanvinkl_rnd/44119327/168623/168623_600.jpg
"Антилопа гну". Версия 2. Фиат" (Италия, 1902) журнал "Техника - молодёжи" № 4 1972 https://ic.pics.livejournal.com/ripvanvinkl_rnd/44119327/168623/168623_600.jpg

Но вспомните, каким образом выпадает из «Антилопы» Шура Балаганов? “Обезумевший Козлевич перескочил на третью скорость, машина рванулась, и в открывшуюся дверцу выпал Балаганов”. Это возможно лишь в том случае, если Шура выпадает не вбок, а – назад! Так можно было выпасть, например, из более демократичного и дешевого, но не менее быстроходного итальянского «Fiat 1902 24-32HP» 1902 года выпуска. У него, как и у «De Dietrich 24СМ Tonneau», 4 цилиндра. Но главное – он оснащен необычным задним сиденьем. Оно могло поворачиваться. Кресла располагались над задней колесной рамой и были прикреплены к днищу специальными круговыми шарнирами. Спинки по совместительству служили и створками задних дверей. Как жаловались современники, поворотная конструкция часто выходила из строя и пассажиры выпадали из кузова.

Именно это и произошло с вылетевшим в задние дверцы Балагановым. А фирменная эмблема с роскошным крестом Лотарингии на радиаторе «Антилопы» - «Fiat 1902 24-32HP» - уловка, чтобы заманить клиентов в поездку на автомобиле класса люкс.

Пионер отечественного автомобилестроения. Руссо-Балт с-24

Еще один, не менее культовый автомобиль, претендует на то, чтобы попасть в почетную когорту прототипов «Антилопы гну». Эту версию можно назвать «медной».

«Балаганов надавил на грушу, и из медного рожка вырвались...звуки». «Козлевич суетился вокруг машины... хлопотливо перетирал тряпочкой медные части». Именно из меди делались клаксон и другие внешние аксессуары автомобиля «Руссо-Балт С-24/30», выпускавшегося с 1909 года. Это была первая серийная российская автомашина. Ее разработкой и производством занимался Русско-Балтийский вагонный завод. Машина получилось не хуже, чем у европейцев, быстрая и надежная.

"Антилопа гну" . Версия 3. Руссо-Балт с-24/30 IV-серии (Россия, 1909) ФОТО: carretro.ru
"Антилопа гну" . Версия 3. Руссо-Балт с-24/30 IV-серии (Россия, 1909) ФОТО: carretro.ru

Первый же «Руссо-Балт“ блестяще показал себя на дистанции “Санкт-Петербург - Рига”. Двумя годами позже, в 1911-ом, «Руссо-Балт» добрался до выставки “Rally Automobile Internatoional Monaco”, успешно преодолев без единого ремонта 3257 километров.

Новости об этих победах гремели в газетах и, вполне могли попасться на глаза будущим писателям – тогда еще одесским гимназистам.

И еще одна деталь. Даже, можно сказать, запчасть. При всем мастерстве автослесаря, вряд ли Адам Козлевич мог бы собрать полноценный автомобиль на ровном месте, не имея к нему деталей и запчастей. Достать запчасти для французских и итальянских марок в постреволюционной, разоренной Гражданской войной России было проблематично. А инженер-конструктор Руссо-Балта Жюльен-Поттерат, приглашенный для курирования проекта, еще двадцать лет назад разработал уникальный способ сборки. Все модели, выпускавшиеся заводом, имели универсальные, взаимозаменяемые детали.

И еще один аргумент в пользу «Руссо-Балта».

У этого автомобиля была весьма своеобразная форма кузова, навевавшая мысль о катафалке. «Антилопа-гну» покатила дальше, … колыхаясь, как погребальная колесница» - иронизируют авторы.

«Чрезвычайно странны по внешнему виду»

А откуда Остап знал о том, как выглядит антилопа гну?

Скорее всего, из того же источника, откуда почерпнута информация о Рио-де-Жанейро, которой несколькими абзацами ниже он делится с Шурой Балагановым:

«Остап бросил на стол лист, вырванный из книги.

-Это вырезка из "Малой советской энциклопедии», вот что тут написано…»

Если раскрыть ту же МСЭ, первое издание, 1928 год, том 2-й, в столбце 534 можно увидеть фотографию антилопы гну и соответствующую статью: «Гну, Connochaetes, род антилоп. Чрезвычайно странны по внешнему виду, похожи на карикатурное соединение лошади и быка».

Малая  Советская энциклопедия,   Первое издание . Том 2 , 1928 https://vk.com/doc16716709_626909946?hash=MTCzzCzHNHKBTRSLRuKeNimEN6DPZVlN1g8CzVuu2bX&dl=ylE15yhcQ4fMNdXzXOOAymyvQnbk5eJLZ49FYPnCcTc
Малая Советская энциклопедия, Первое издание . Том 2 , 1928 https://vk.com/doc16716709_626909946?hash=MTCzzCzHNHKBTRSLRuKeNimEN6DPZVlN1g8CzVuu2bX&dl=ylE15yhcQ4fMNdXzXOOAymyvQnbk5eJLZ49FYPnCcTc

Продолжение рассказа об "Антилопе гну" и ее роли в романе можно почитать вот здесь