Найти в Дзене
Die Kleine Insterburg

Инстербург, Отель “Deutsche Haus"

Автор — Доктор Вальтер Грюнерт (Walter Grunert) Перевод, иллюстрации и дополнения — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart) Господин Брауни (C.H.Braune), владевший отелем “Немецкий Дом” (Deutsche Haus) с 1850 по 1880 годы, являлся активным членом основанного в 1880 году Общества Древностей. До своей смерти в 1884 году он успел написать множество газетных статей по истории города, в коих умело сочетал свои наблюдения и пристальное изучение источников. Газета “Ostdeutsche Volkszeitung” в 1934 году опубликовала серию работ этого краеведа, которые я, в свою очередь, собрал воедино. О своём отеле “Немецкий Дом”, чьё здание он арендовал 1 ноября 1850 года, а затем купил в декабре 1851 года за 12080 талеров, Брауни пишет следующее:
“Во время перекладки полов я обнаружил под старой доской пол-геллера 1710 года выпуска. Монета была в очень хорошем состоянии и вероятно даже не была в обращении, что было заметно по совершенно четкому оттиску. Эта находка навела меня на мысль что и дом был построен

Автор — Доктор Вальтер Грюнерт (Walter Grunert)

Перевод, иллюстрации и дополнения — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)

Господин Брауни (C.H.Braune), владевший отелем “Немецкий Дом” (Deutsche Haus) с 1850 по 1880 годы, являлся активным членом основанного в 1880 году Общества Древностей. До своей смерти в 1884 году он успел написать множество газетных статей по истории города, в коих умело сочетал свои наблюдения и пристальное изучение источников. Газета “Ostdeutsche Volkszeitung” в 1934 году опубликовала серию работ этого краеведа, которые я, в свою очередь, собрал воедино.

Выглядывающий из-за спин окружавших Альтер Маркт домов (между зданием Красной аптеки и магазина Гутовски) отель "Немецкий дом" пользовался определённой популярностью среди посетителей города.
Выглядывающий из-за спин окружавших Альтер Маркт домов (между зданием Красной аптеки и магазина Гутовски) отель "Немецкий дом" пользовался определённой популярностью среди посетителей города.

О своём отеле “Немецкий Дом”, чьё здание он арендовал 1 ноября 1850 года, а затем купил в декабре 1851 года за 12080 талеров, Брауни пишет следующее:

“Во время перекладки полов я обнаружил под старой доской пол-геллера 1710 года выпуска. Монета была в очень хорошем состоянии и вероятно даже не была в обращении, что было заметно по совершенно четкому оттиску. Эта находка навела меня на мысль что и дом был построен где-то в это же самое время”.

Однако в Земельной Книге Королевского Районного Суда не упоминается дата его строительства, а лишь его последующие перепродажи. Филипп Розенкранц купил этот дом 8 октября 1759 года за 1000 рейхсталеров у наследника господина Круга. Согласно договору от 20 января 1761 года он за 1600 талеров перешёл во владение господина Иоганна Якоба Швеннера, сочетавшегося браком с Анной Региной Гронвальд, который, в свою очередь, продал его городу 29 апреля 1763 года по той же самой цене.

Ещё одно фото отеля в "обнимку" с Красной аптекой.
Ещё одно фото отеля в "обнимку" с Красной аптекой.

Архиерей Хан в своих записях указывает, что в 1765 году город приобрёл этот дом и обустроил его под резиденцию полкового командующего. Господин Хенниг сообщает в своей хронике Инстербурга за 1794 год: “Рынок (Альтер Маркт) застроен добротными большими домами, среди которых особо выделяется дом доктора и районного врача, господина Брюка, благодаря его внешней и внутренней симметрии. Не дурной вид имеет также дом принадлежащий полковому командующему, расположенный на углу Коммандантенштрассе”.

На его флюгере была надпись “C. V. B. 1793”. Она ознаменовывает что генерал Бардлебен (
Георг Фридрих Кристоф фон Бардлебен. 21.02.1734-05.05.1801, Инстербург — Е.С.) с 1790 по 1801 годы командовал тут полком драгун. Именно поэтому дом стал известен как генеральский, и от этого укоренилось новое название улицы – Генеральштрассе.

Господин Брауни также писал, что после смерти генерала фон Бардлебена его повар, которого звали Вигандт, купил этот дом у города, но не смог позволить себе платить высокие налоги, введённые в военное время с 1806 по 1815 годы. Авраам Гирод, приобретший патент на пивоварение за 250 талеров, купил здание 2 мая 1810 года в судебном порядке по оценочной стоимости за 6991 рейхсталер.

Земельная книга далее сообщает, что 19 сентября 1820 года почтовый комиссар Людвиг Херинг приобрёл дом наряду с 67 моргенами 164 квадратными саженями сельхозугодий за 5400 рейхсталеров. Вскоре после этого Херинг умер и 1 марта 1822 года его вдова была зарегистрирована в качестве владелицы.

В приложении к Земельной книге за 1817 год дому присвоен номер 217. Одна его часть арендовалась почтовым асессором Херингом. Здесь была создана почтовая экспедиционная служба с 2-3 служащими. Другая часть здания в это время подвергалась реставрации. Скорая смена владельцев продолжалась до тех пор, пока дом не был выставлен на аукцион.

1 апреля 1832 года дом на Генеральштрассе (или Командантенштрассе) покупает господин Фридрих Брэмер всего за 3550 талеров, который он почти через год, 28 февраля 1833 года, продаёт незамужней Генриетте Громек. Она перестроила здание, в котором некоторое время успел побывать Городской суд с шестью служащими, в гостиницу и нарекла её “Немецкий Дом”. Генриетта Громек вышла замуж за Иоганна Сёдерстрэма, но вскоре умерла, так что согласно завещанию вдовец 12 октября 1837 года наследовал владение. Сёдерстрэм (в 1845 году советник без оклада, т.е. член муниципалитета) сдал дом вместе с хозяйством в аренду в 1850 году Брауни, которому в результате всё это и продал в декабре 1851 года за 12080 талеров, о чём упоминалось в самом начале.

С этого момента в истории дома наступает спокойное время. Брауни управлял отелем весьма успешно, улучшив и расширив гостиничное предприятие, пока возраст не взял своё.

30 января 1880 года он продаёт свой бизнес фрау Анне Раабе, супруге господина Иоханнеса Раабе, за 25000 талеров, равных 75000 марок, как было указано в договоре. 1 апреля 1880 года произошла передача собственности.

Большая часть этой информации взята из доклада господина Брауни, будучи дополненной данными из других источников.

Фото 30-х годов XX-го века, на котором видно прежнее здание отеля, в котором, помимо прочего, разместилось сетевое кафе "Kaiser's".
Фото 30-х годов XX-го века, на котором видно прежнее здание отеля, в котором, помимо прочего, разместилось сетевое кафе "Kaiser's".
Тот же самый ракурс, что и на предыдущей фотографии, но с разницей лет в восемьдесят.
Тот же самый ракурс, что и на предыдущей фотографии, но с разницей лет в восемьдесят.

У Брауни была дочь, которая вышла замуж за владельца отеля “Рейнский Двор” по фамилии Шульце. Фрау Кройцбергер вспоминала, что его прозывали “Коньячный Староста” (игра слов – Schulze по немецки староста). Дочь не унаследовала отцовский дом, который был довольно популярен при новом владельце Раабе вплоть до Первой мировой войны. В его небольших, но удобных помещениях устраивались танцевальные вечера или другие праздники, пока большие залы Дома Стрелков и отеля “Дэссауэр Хоф” не одержали верх в борьбе за популярность.

Гостиничный бизнес окончательно заглох, когда здание было продано кожевенному фабриканту Эрнсту Хейселю в 1920 году. Последним владельцем отеля упоминается господин Дюк. Хейсель устроил в доме магазин по продаже кожи и изделий из неё. Однако сохранился маленький бар под названием “У Африканца”, чьим владельцем был Поль Рентель.

Тем не менее название “Немецкий Дом” перенял другой городской отель, появившийся по адресу Гинденбургштрассе 43, в котором располагался ресторанчик “Zum guten Happen”. Владельцем этого предприятия был Густав Демиш (
Отель “Немецкий Дом”, Гинденбургштрассе 43, 250 метров от вокзала. Владелец Густав Демиш. 25 коек, 1 ванная комната; Одноместный номер от 1,75 до 2,25 рейхсмарок; Двухместный номер от 3,50 до 5 рейхсмарок; Завтрак от 0,80 до 1,10 рейхсмарок; Полный пансион от 3,50 до 4,50 рейхсмарок; Центральное отопление, Конференц-зал, Гараж — Е.С.).

Автор — Доктор Вальтер Грюнерт (Walter Grunert)

Перевод, иллюстрации и дополнения — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)

При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт