Найти тему

«Если б было светло, они б сгорели со стыда. Но кругом чернела ночь».

В заглавии - цитата У.Голдинга как эпиграф к современной книге-катастрофе, книге - обнажению.

Представьте себе: лето, жара, воскресенье, вы с семьей возвращаетесь с дачи. Завтра многим на работу.
Вы въезжаете в тоннель под рекой Москвой и....... встаёте в полную пробку.

«Машины ползли по тоннелю плотно, в три ряда, как фарш через мясорубку». (Как вам метафора??)

Час, второй, напряжение и беспокойство возрастает.
Самые нетерпеливые идут выяснять в начало пробки — в чём дело.

А тааам.... глухая стена и страшное — бетонные ворота перекрыли въезд и выезд и разрубили одну из машин пополам. И людей внутри.
Паника — тоннель заблокирован. Есть жертвы.
Вы внутри.

Сотни машин с дачниками, детьми, собаками и котами.
«Газель» с водой с таджиком-водителем, ни слова не понимающим по-русски.
Рейсовый автобус с пассажирами. Начальственный лимузин с престарелым чиновником, его помощницей и охранником.
Минивэн с бригадой строителей. Польский рефрижератор.
Полицейская машина с избитым арестантом на заднем сиденье. Красный кабриолет.
Здесь имеет значение перечисление всех этих машин — у них психологическая характеристика, как и у пассажиров, имеющая большое значение для места и происшествия.
Автор специально выделяет такие типажи: «Кабриолет», «Стоматолог», «Мама-Пежо», «УАЗ-патриот», «Визит-профессор», «Фольксваген», «Чиновница», «Газелист» и пр.
Так начинается роман Яны Вагнер «Тоннель».

Люди в тоннеле сразу начинают гадать о причинах, по которым их в этом тоннеле заперли.
Судя по тому, что помощь не спешит, они осознают нечто худшее...

«А вы не думали, — сказал Митя и вдруг не узнал свой голос. — Вы не думали, — повторил он, задыхаясь от жары и ярости, — что это бесполезно? Вот это вот всё! Бесполезно! Мы почти сутки здесь сидим, ну хватит уже прикидываться. Это не авария, не какая-то неполадка техническая. Там наверху случилось что-то, вы же понимаете, да? Может, там война и бомба упала. Или метеорит. Или, я не знаю, потоп. И не спасают нас потому, что некому спасать. Может, мы вообще последние, кто остался, и снаружи просто нет уже никого!»

В неуютной, нарушающей все границы тесноте людям начинает не хватать банальных, но необходимых вещей: пространства, воздуха, воды, туалета, информации, медпомощи и пр.
Такие простые потребности обнажают сущность каждого человека.
Они найдут всё это и даже больше, например, оружие.
И все эти ресурсы мгновенно разделят людей.
Люди начинают определять, кто нужнее для выживания власть имущих и этого случайного общества, чья жизнь стоит больше, кто заслуживает выжить, потому что полезен.
В тоннеле образуется мини-государство со своими власть имущими, чиновниками, уголовниками, правоохранителями и пр.
Из такого государства хочется сбежать. А некуда. Но люди ищут. И находят два пути.

обложка книги. Взято из свободного доступа.
обложка книги. Взято из свободного доступа.

Лично меня потряс простой и скромный стоматолог с котом в переноске, который всё действие делал нужную работу на пределе сил и больше всего беспокоился, чтобы его коту не было плохо.

«По-хорошему, раненых вообще не стоило никуда переносить. Их опасно было переносить, и в особенности мужчину с дробиной в позвоночнике, которого даже трогать было нельзя. Весь тоннель одинаково был замусорен, нестерилен, и никакая его часть под госпиталь одинаково не годилась, а тем более под самозваный, фальшивый госпиталь, где не было ни хирурга, ни врача скорой помощи, ни даже парамедика или медсестры, а только стоматолог из клиники „Улыбка“, который за двадцать лет тихой своей практики не резал ничего серьезней десны. Это было плохое решение, неправильное, как и все предыдущие. Но, кроме него, принимать решения вдруг оказалось некому, а остаться там, где стреляют дробью в людей, ему показалось еще неправильней, и все вокруг мгновенно с этим его решением согласились. Как если бы кто-то — неважно кто — просто-напросто должен был хоть что-нибудь наконец решить. И вот тогда все случилось очень быстро, почти само собой: откуда-то сразу взялись и люди, и вода, полотенца и одеяла, чтобы переносить раненых, а стоматологу оставалось только выбрать место — куда, и он выбрал, потому что, кроме него, по-прежнему было некому. И с той же скоростью в этом случайном месте — недалеко, всего минутах в пяти от страшной двери (которое выбрал стоматолог, не уверенный в своем выборе), — другие уже, новые люди принялись растаскивать машины, чтоб это место освободить. А после и так же быстро туда понесли воду, прокладки и памперсы, десятки автомобильных аптечек и даже уцелевшую чудом бутылку дачного самогона. Словом, сделали все, что он им велел, как если бы у него было такое право. Только в госпиталь это случайное место все равно не превратилось, и он, стоматолог, права такого, разумеется, не имел и в решения свои уже больше давно не верил».

Горько было наблюдать, как в семейных отношениях вдруг вылезла не просто нелюбовь, а яд ненависти и как отравленный ею отец всё равно помнил о своих отцовских обязанностях и как мог вытягивал дочь.
Да много чего проявилось в ситуации выживания.

«Это мы от страха, Ась. Нам просто страшно, и мы ведем себя как идиоты. Или как свиньи, подумал он, заметив в стекле свое отражение».

Роман очень многослойный, и его надо читать, чтобы очень многое понять про себя и других людей.
А еще он про социум и государство в миниатюре — и это страшно на самом деле.
Выход они нашли. Благодаря, прежде всего, своим знаниям, навыкам, образованию — в одном случае. В другом — локальной и банальной революции.
А вот выход наружу был для меня потрясением. И вызвал гнев. Поймёте, о чём я, если прочитаете.

Читала в Литресе быстро и в напряжении.
Согласно эпиграфу из Голдинга, можно было ожидать вывод, как люди перестают быть людьми, но автору удается удивить — она показывает, как люди отчаянно пытаются остаться людьми и до последнего не хотят творить зло.

«Понимаете, люди в массе своей не хотят делать зло, — сказал горбоносый профессор. Он совсем запыхался, и шли теперь медленно. — Даже вместе, толпой — не хотят, это им несвойственно. Если спросите их по отдельности, каждого — они будут хотеть хорошего, почти все. Обязательно кто-то должен начать, понимаете? Обязательно. Обмануть их, запутать или напугать. Бросить первый камень. Раздать им оружие, показать врага пальцем. И вот этот, кто начал, всегда виноват больше. Или даже этот единственный и виноват...»

И я получила неожиданный инсайт - подобного рода книги чаще всего разочаровывают в людях, открыв их изнанку, - я же с гордостью и благодарностью еще долго вспоминала всех участников, некоторые из которых вызвали у меня изначально негодование и раздражение.

Роман очень кинематографичен, не удивлюсь, если снимут кино.
Права на экранизацию романа «Тоннель» Яны Вагнер были проданы еще до публикации романа.

Яна Вагнер - молодая российская писательница и блогер, автор романов «Кто не спрятался», «Живые люди», «Вонгозеро».
По мотивам романа сняты «Эпидемия» — российский научно-фантастический драматический телесериал (и также полнометражный фильм «Эпидемия. Вонгозеро»).

Любимые писатели: У. Фолкнер, М. Булгаков, братья Стругацкие, Терри Пратчетт, Джон Ирвинг.