Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как святые отцы противоречат друг другу

Святые отцы церкви оставили после себя множество толкований Библии. Их общее мнение принято называть "согласием отцов", что на латыни звучит как "consensus patrum" (консенсус патрум). Православные христиане верят, что святые толкователи библейского текста находились в особом расположении у Бога, поэтому их толкование имеет ключевое значение для вероучения церкви. Но если начать сравнивать их толкования, то окажется, что они часто противоречат друг другу. Более того, некоторые толкования настолько категоричны, что противоположная точка зрения оказывается неприемлемой.

В основном противоречия связаны с так называемыми "сложными местами" Библии. Природа сложности не в том, что исследователи Библии не понимают, о чем идет речь в тексте. Сложность возникает у христианских толкователей, потому что их вероучение слабо пересекается с этими "сложными" местами в Библии. Одно из таких сложных мест находится в 6 главе Книги Бытия, где сказано про сынов Бога, которые стали любить "дочерей человеческих":

"Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал". (Бытие 6:1-2)

В результате их союза родились исполины - сильные великаны:

"В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди". (Бытие 6:4)
Исполины из фильма "Ной"
Исполины из фильма "Ной"

Кто такие сыны Бога?

Кто же такие сыны божьи? Это ангелы. Так считали древние евреи, о чем засвидетельствовали в древних библейских апокрифах, таких как Первая книга Еноха и Книга Юбилеев:

"И случилось, – после того как сыны человеческие умножились в те дни, у них родились красивые и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: «давайте выберем себе жен в среде сынов человеческих и родим себе детей»!... Жены же родили исполинов, и чрез это вся земля наполнилась кровью и нечестием". (Книга Еноха)
"И случилось, когда сыны детей человеческих начали умножаться на поверхности всей земли и у них родились дочери, ангелы Господни увидели в один год этого юбилея, что они были прекрасны на вид. И они взяли их себе в жены, выбрав их из всех; и они родили им сыновей, которые сделались исполинами". (Книга Юбилеев)

Книга Еноха и Книга Юбилеев датируются 3 и 2 веком до н.э. соответственно. Они появились за пару веков до возникновения христианства и были частью иудейской традиции, которая подразумевала, что ангелы как духовные существа могут спать с женщинами и иметь от них детей.

-3

Противоречивые толкования

Как же церковные учителя толкуют отрывок про божьих сынов, которые имели детей от человеческих женщин?

Существует два варианта толкования среди святых отцов. Первые исходят из более древней традиции, полагая, что сыны Бога - это ангелы. Данная версия в большей степени соотносится с библейским текстом, однако есть множество работ христианских богословов, которые полагают, что сыны божьи - это потомки Сифа, третьего сына Адама и Евы.

Примечательно, что античные иудеи придерживались "ангельской" версии. Среди них можно отметить в том числе Филона Александрийского и Иосифа Флавия. Их традиции следовали многие раннехристианские толкователи. Но затем появилась новая версия про потомков Сифа. Почему? Потому что ангелы - бестелесные существа, которые не могут быть с человеческими женщинами.

Святые отцы, выступающие за ангелов

Среди сторонников "ангельской" версии можно выделить раннехристианского святого-апологета Иустина Философа (2 век), святого-апологета Афинагора Афинского (2 век), частично признанного святого Климента Александрийского (2-3 век),

"Но ангелы преступили это назначение: они впали в совокупление с женами, и родили сынов, так называемых демонов: а затем, наконец, поработили себе человеческий род, частью посредством волшебных писаний..." (Иустин Философ)
"Одни из ангелов, свободные, какими и сотворены были от Бога, пребыли в том, к чему Бог сотворил их и определил; а другие злоупотребили и своим естеством и предоставленною им властно... последние возымели вожделение к девам и были побеждены плотью..." (Афинагор Афинский).
"Доказательством сего служат ангелы, оставившие красоту Божию ради красоты преходящей и низвергшиеся с неба на землю". (Климент Александрийский)

Все три автора прямо указывают, что сыны Бога - это ангелы. Примечательно, что это одни из самых ранних христианских авторов.

Святые отцы, выступающие за потомков Сифа

Во времена Климента Александрийского появляется альтернативная версия - про потомков Сифа. Первым ее озвучил христианский апологет Секст Юлий Африкан (2-3 век), который не признан святым. Но, похоже, именно он стал родоначальником новой христианской богословской традиции:

"Полагаю, Святой Дух подразумевает здесь потомков Сифа ради праведников и патриархов, которые произошли от него, вплоть до Самого Спасителя; а потомство Каина названо человеческим, поскольку в нем не было ничего божественного... Но если принимать, что это относится к ангелам, то следует понимать это как указание на тех, что связаны с колдовством и обманом... Их силой и были зачаты гиганты" (Секст Юлий Африкан).

После Африкана святые отцы стали предлагать версию про потомков Сифа, некоторые из них обвинили сторонников первой версии в пустословии. Из обвинителей можно выделить святителя Иоанна Златоуста (4-5 век):

Да и нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их-то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими... Кто, и самый безрассудный, согласится с этим богохульным и крайне безумным мнением, будто бестелесная и духовная природа имела совокупление с телами?.. Мы уже прежде сказали вам, что Писание имеет обычай и людей называть сынами Божиими. Так как они вели род свой от Сифа и от сына его, названного Еносом... (Иоанн Златоуст)

Той же позиции придерживался святитель Кирилл Александрийский (4-5 век), преподобный и учитель церкви Ефрем Сирин (4 век), святитель Григорий Палама (14 век):

"Доколе священный род пребывал сам по себе и не смешивался с худшим, красота благочестия пред Богом сияла в них чистою и неподдельною и делала их досточудными. Когда же они впали в плотоугодие и, увлеченные женскою красотою, уклонились к отступничеству: «брали, - сказано, - какую кто избрал» из дщерей человеческих, то есть происшедших от Каина"(Святитель Кирилл Александрийский).
"Моисей обращается к повествованию о том, как в современниках Ноевых усилилось лукавое похотение и говорит: И бысть егда начаша сыны человеческие мнози бывати… и дщери родишася им. Человецами многими Моисей именует здесь племя Каиново" (Ефрем Сирин).
"«Сыновьями» же «Божиими» Писание называет последующих потомков Еноса, который первый возымел надежду призывать имя Господне. Был же он сыном Сифа, которого род отличался от рода проклятого Каина" (Григорий Палама).

Что можно вынести из всего этого перечня цитат и мнений? То, что толкования святых отцов в более поздней христианской традиции стали зависеть от доминирующей богословско-философской парадигмы, где ангелов перестали признавать существами, которые могут иметь детей от женщин. Так менялась христианская богословская мысль, которая противоречила не только позициям наиболее ранних святых отцов, но и самой Библии.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору, читать дополнительные материалы о религии - в моем телеграме.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц