В статье "Комикс — это вам не микс" я пообещал раскрыть термин "манга".
Приступаю к выполнению обещания.
На титульной иллюстрации к статье парень на переднем плане — персонаж из анимэ "Атака Титана".
ЗАКАЗАТЬ сценарий или концепт к КОМИКСУ
ЗАКАЗАТЬ анимацию по ВАШЕЙ МАНГЕ или КОМИКСУ
МАНГА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Слово "манга" ныне является международно узнаваемым; происходит от японского 漫画, マンガ, звучит примерно так: [mã̠ŋɡa̠], по определению — японские комиксы, знатоки предпочитают называть их ещё так: комикку (コミック).
Если точнее, слово "манга" происходит от японского слова 漫画 (катакана: マンガ; хирагана: まんが), состоящего из двух кандзи: 漫 (в звучании — "ман-"), означающего "причудливый" или "импровизированный", и 画 (в звучании — "-га"), означающего "картинки".
В японском языке, то есть японцами термин "манга" применяется ко всем видам карикатур, комиксов и анимации. А среди носителей английского языка термин "манга" имеет более строгое значение — "японские комиксы", который используется параллельно с "аниме" (для Японии и для стран-производителей за её пределами).
Есть ещё производный термин "ани-манга" ("ani-manga"), но пусть его специалисты по манге прокомментируют, под моей статьей есть место в комментах.
Манга в той форме, в которой она существует в настоящее время, начала развиваться после окончания 2-й мировой войны, под сильным влиянием западных, прежде всего американских традиций.
Помним, да? Япония с 1945-го года была оккупирована американскими войсками, а крупнейшая в тихоокеанском бассейне военная база (считай, культуный центр) — она американская и расположена на острове Окинава.
Однако сама по себе манга имеет глубокие корни в раннем японском искусстве. Об этом — в следующей главе моей статьи.
Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой, и хотя существует и цветная, но никогда — полноцветная.
По популярным комиксам манга, чаще всего по длинным манга-сериалам, снимаются аниме, а также могут создаваться ранобэ, видеоигры и другие производные произведения.
МАНГА. ИСТОРИЯ
Первые упоминания о созданных в Японии "быстрых историях в картинках" относятся ещё к 12-му веку. Буддийский монах по имени Тоба Содзё (алтернативно — Какую) нарисовал четыре юмористические истории на тему местной жизни. Эти истории — «Тёдзюгига» — представляли собой четыре бумажных свитка (emakimono) с рисунками и подписями к ним, всё было выполнено тушью. И книги в таком стиле получили к 16-му веку в Японии название Toba Ehon.
Кстати, приёмы, которые Тоба Содзё использовал в своих работах, заложили основы современной манги — классикой, например, считается изображение человеческих ног в состоянии бега "от Тоба Содзё".
Слово "манга" впервые вошло в японский обиход в конце 18-го века вместе с публикацией иллюстрированной книги Санто Кёдэна (Santō Kyōden) "Сидзи но юкикай" (Shiji no yukikai, 1798). Первоначальное значение — "наброски", "эскизы", "гротески".
И хотя слово "манга" стало появляться в названиях японских книг-комиксов ещё в начале 19-го века автору по имени Ракутэн Китадзава (Rakuten Kitazawa, 1876–1955) приписывается первое использование слова "манга" в современном смысле.
МАНГА в КИНО
Популярные комиксы манга перебираются на большой экран или экраны смартфонов, планшетов и десктопов в виде традиционных фильмов и сериалов, чаще всего конечно же аниационных.
Но бывает и наоборот — манга создаётся на основе уже существующего аниме или фильма.
Создание аниме по уже существующей манге имеет смысл с коммерческой точки зрения — рисование манги обычно менее затратно (по сравнению с компьютерной или ручной анимацией), а анимационные студии имеют возможность определить, оказалась ли популярна та или иная манга, перед тем, как браться за её экранизацию.
Сценарии экранизаций комиксов манга часто претерпевают изменения, в первую очередь, в сторону толерантности:
- смягчаются, если есть, сцены схваток и боёв,
- убираются чересчур откровенные сцены.
Художник, рисующий мангу, называется мангака, часто он же является и автором сценария.
Если написание сценария берёт на себя отдельный человек, тогда такой сценарист называется гэнсакуся (или, точнее, манга-гэнсакуся).
Отдельные эксперты считают, что субкультура аниме и «отаку» не возникла бы без манги, потому что немногие продюсеры готовы вкладывать свои ресурсы в проект, который не доказал свою популярность, окупившись в виде бумажного или электронного комикса.
МАНГА. ВСЕМИРНОЕ ВЛИЯНИЕ
Манга в наши дни признана миром как отдельная форма изобразительного искусства и как литературное явление. Поэтому существует множество произведений манга разных жанров/субжанров и на самые разнообразные темы.
Влияние манги на международный рынок значительно возросло буквально за последние несколько десятилетий.
Наиболее широко за пределами Японии манга представлена в Северной Америке (США и Канаде) и Европе (Германии, Италии, Франции, Испании, и к ним добавилась Польша).
Опять же, очень часто манга перед публикацией в других странах подвергается редактуре с целью адаптации к вкусам местной читательской аудитории. Но это нормальный процесс — локализацией называется.
Но тут есть и побочный эффект — возможны (встречаются) кейсы, когда отредактированная манга имеет значительные расхождения с японским оригиналом.
ЛЕГЕНДА
Одной из основных причин широкого распространения манги в Японии и в целом широкой популярности национальных мангаподобных комиксов в странах Азии (маньхуа — на Тайване, в Китае, Гонконге, Макао и Сингапуре, манхва — в Южной Корее), является иероглифическая культура; отсюда —склонность/легкость восприятия информации в виде изображений.
Манга сегодня составляет один из основных сегментов японской массовой культуры и является основой многих визуальных видов искусства.
Споры о том, является ли манга отупляющим видом искусства, пропагандирующим мегажестокость, сверхэротику и антигуманизм или вдохновляющим видом искусства, — я оставлю за бортом.
---***---
#манга #комикс #книга #статья #сценарий #концепт #ОлегЛубски #медиаиндустрия #анимация #фильм #сериал #продюсирование #девелопмент