Извините за кликбейтный заголовок, но речь здесь пойдёт не о чудесной способности Дональда Трампа уворачиваться от злодейских пуль. Просто я хотел обратить ваше внимание на британскую группу SUPERTRAMP и её хит под названием «The Logical Song» («Логическая (или Рациональная) песня» ). Казалось бы, что хорошего можно ожидать от песни с таким скучным названием? Но не будем спешить с выводами...
Начнём с того, что в своё время пластинка группы SUPERTRAMP «Breakfast in America» («Завтрак в Америке») наделала немало шума, став одним из самых продаваемых альбомов 1979 года. Менеджер коллектива Дэйв Марджерсон даже говорил, что успех этого альбома спас финансовое положение лейбла «A&M».
При этом у нас творчество SUPERTRAMP никогда особой популярностью не пользовалось. Не являюсь его фанатом и я. Поэтому здесь я упомяну всего лишь несколько песен группы, среди которых «The Logical Song» действительно является маленьким шедевром.
Карьера SUPERTRAMP развивалась довольно причудливым образом. Эта группа была образована ещё в 1969 году двумя незаурядными композиторами — Риком Дэвисом и Роджером Ходжсоном. Казалось, что успех был предречён SUPERTRAMP с самого начала. Во-первых, группу начал спонсировать голландский миллионер Стенли Майселис. Во-вторых, как раз начиналась эра арт-рока, а SUPERTRAMP подвизались именно на этой благодатной ниве.
Тем не менее, везение оказалось обманчивым. Первые два альбома пролетели, как фанера над Парижем, миллионер интерес к коллективу потерял и оставил музыкантов вместе с большими долгами за студию.
По иронии судьбы тут-то всё и началось… Дэвис и Ходжсон руки не опустили, переформатировали состав группы и записали в 1974 году альбом «Crime Of The Century». Пластинка неожиданно обрела долгожданный успех, а сингл «Dreamer» попал в Британский ТОП-10.
Успех был не в последнюю очередь связан с тем, что музыканты приблизили развесистые арт-опусы к поп-стандарту, хотя сказать, что они изменили своему стилю тоже нельзя.
Дэйв Марджерсон:
«Университетская аудитория находила в их песнях скрытый смысл, но домохозяйкам и отцам семейств они тоже нравились, потому что эти песни были очень мелодичными».
Стабильная популярность резко пошла вверх после выхода уже упомянутого альбома «Breakfast in America». Записывали и сводили его долго — почти год. До тех пор, пока лейбл строго-настрого не приказал сдать альбом к 22 февраля 1979 года. Собственно, в ночь перед этим сроком сведение и закончили.
По воспоминаниям звукорежиссёра запись альбома происходила без особых ссор, но Ходжсон вспоминал, что Дэвис не очень был доволен его материалом. Дело в том, что, хотя на пластинке все песни подписывались «Дэвис-Ходжсон», творили композиторы отдельно. У них был разный подход к созданию песен. И даже голоса были разные: у Ходжсона — высокий и пронзительный, а у Дэвиса — хрипловатый и низкий.
Одним из камней раздора стала собственно композиция «Breakfast in America» («Завтрак в Америке»). Ходжсон написал её ещё в ранней юности, и текст представлял собой ироничный взгляд на мечты молодого британца об Америке.
Пер. Tanya Grimm:
Взгляните на мою подружку,
Она все, что у меня есть.
Она так себе подружка,
Но мне, похоже, никогда не светит лучшего.
Сяду в огромный аэробус и слетаю за моря,
Я так хочу увидеть Америку,
Увидеть девчонок из Калифорнии…
Можно нам копченых селедок на завтрак?
Мама дорогая, мама дорогая.
Они, должно быть, едят их у себя в Техасе,
Потому что каждый там миллионер.
Р. Ходжсон:
«Что касается творчества, моя поздняя юность была невероятно плодотворным периодом. Я купил фисгармонию и сочинил много базовых тем, которые пригодились много лет спустя…
…Я помню БИТЛЗ только что уехали В Америку, и я был впечатлён всем этим. Видя всех этих California Girls, я думал: я тоже хочу быть в этом месте (кстати, музыкант свою мечту реализовал — он до сих пор живёт в Калифорнии — С.К.)».
Альбом на этот раз пытались сделать менее концептуальным и навороченным, поэтому старенькая песенка Ходжсона вполне в него вписывалась. Тем не менее, Дэвису не нравилась её легкомысленность, и он несколько раз просил коллегу переписать текст. Тот искренне старался, но новая лирика плохо приживалась, и он оставил всё, как есть.
Ещё больше раздражало Дэвиса, что «Breakfast in America» должна была дать название всему альбому (он хотел что-то более солидное и активно продвигал название своей композиции «Goodbye Stranger» — «Прощай, незнакомец»).
В итоге руководство всё-таки решило, что «Завтрак в Америке» звучит более смешно и привлекательно. К тому же, это название давало большой простор фантазии при оформлении обложки. Обложка действительно вышла замечательной. На ней был представлен как бы вид на Нью-Йорк из окна самолёта. При этом город напоминал сюрреалистичную композицию, где роль статуи Свободы играла зрелая официантка, держащая вместо факела стакан апельсинового сока, а здания предстали в образах коробок, кружек, пепельниц и бутылок.
Самым большим хитом альбома (да и группы вообще) стала та самая «Логичная песня», которую Британская академия композиторов назвала лучшей песней года, как музыкальном, так и поэтическом плане.
Надо сказать, что в песнях Ходжсона слова действительно были прочно связаны с музыкой, как фонетически, так и ритмически. Музыкант говорил, что обычно сочиняет так: наигрывает рифф на рояле и напевает всякую тарабарщину, пока не почувствует, что какое-то слово или фраза идеально ложатся на музыку. Так произошло и с его хитом — когда выскочило слово «Logical», оно показалось интересным и определило тему композиции. В результате, текст будто хлестал тебя по ушам своими акцентированными рифмами: «wonderful — miracle — beautiful – magical», «radical — liberal — fanatical – criminal». Недаром автор говорил, что это был единственный случай в его практике, когда он воспользовался т.н. «Словарём рифм».
Сам же текст был резкой критикой системы образования. Ходжсон, затрагивал эту тему и раньше – а именно в замечательной песне 1974 года «School» («Школа»). Однако там всё сводилось к протесту против школьных рамок и давления на личность.
Текст «The Logical Song» был намного глубже. В нём пелось о том, что школа учит человека, как быть «презентабельным овощем», но ничего не даёт его сердцу. А холодная рассудочность и расчётливость убивает всё живое и творческое. Столь неприятные впечатления автор вынес прямиком из детства - ведь с 12 лет он жил и учился в частной школе-интернате.
Кроме того, Ходжсон намекал, что тема песни - это ещё и некая полемика с Дэвисом – точнее, с его излишне рассудочным подходом к творчеству.
Пер. Александры:
Когда я был молод, жизнь казалась такой удивительной
Чудесной, такой прекрасной, волшебной.
И все пташки на деревьях пели так счастливо,
Весело, задорно наблюдая за мной.
Но затем они отослали меня, чтоб научить уму-разуму,
Логичности, ответственности, практичности
И они показали мне мир, где я мог быть таким надежным,
Клиническим, рациональным, циничным.
ПРИПЕВ:
Во времена, когда весь мир спит,
Вопросы кажутся слишком глубокими
Для такого простого человека
Не мог бы ты, прошу, сказать мне, чему мы научились?
Я знаю, это звучит абсурдно,
Но скажи мне, пожалуйста, кто я?
Теперь следи за своими словами или они назовут тебя
Радикальным, либеральным, фанатичным, преступным.
Не можешь поставить свою подпись? Мы бы хотели считать,
Что ты приятный, респектабельный, приличный овощ!
ПРИПЕВ.
Р. Ходжсон:
«Они учат нас внешней стороне жизни, но мы не знаем, что делать с тем, что внутри. [...] Помню, как после окончания школы я был в недоумении, и эта песня родилась из моего замешательства, которое сводилось к одному вопросу: пожалуйста, скажите мне, КТО Я?
[...]
Песня родилась из моих вопросов о том, что же на самом деле важно в жизни. В детстве нас учат, как себя вести, но очень редко говорят о смысле жизни. Мы проходим от невинности и удивления детства к смятению юности, что зачастую заканчивается разочарованием в зрелости. И многие из нас проводят жизнь в попытках вернуться к той невинности.
[...]
Мне говорили, что в школах моя песня — одна из самых цитируемых».
Как и «Breakfast in America», «The Logical Song» Ходжсон извлёк из своих старых «запасов». Песню доработали, украсили звуком кастаньет, саксофонным соло, а в финале на слове «d-d-digital» ("цифровой") вставили странный звенящий звук. Как оказалось, это звук из электронной футбольной игры "Mattel", сигнализирующий, что игрок утратил контроль над мячом.
Напомню, что это было время, когда игровые приставки были ещё модной диковинкой, а слово "цифровой" не вошло в обыденную речь.
Потому что я чувствовал себя таким нелогичным, да,
Цифровым
Да, один, два, три, пять...
В итоге, сингл «The Logical Song» стал №6 в США, и №7 в Британии. Успех снискали и другие песни альбома — «Breakfast in America» (№16 США, №9 Британия) и «Goodbye Stranger» (№15 США). Что до самого альбома, то он разлетелся по миру тиражом более 20 млн. копий, а в 1980 г. отхватил два «Грэмми» за лучшую обложку и лучшую звукорежиссуру (последнюю получил Питер Хендерсон).
Р. Ходжсон:
«Когда пишешь песню, иногда бывает ощущение, что ты на 80% добился успеха, но с «The Logical Song» я чувствовал, что попал в точку на все 100%. Она идеальна в своей завершённости как мелодия, текст, аранжировка и запись».
Однако запас прочности к этому моменту почти иссяк. SUPERTRAMP выпускают в 1982 г. ещё один студийный альбом, после чего Ходжсон покидает группу.
В завершение, по традиции, приведу несколько каверов на «Логичную песню».
Scooter
Одним из самых успешных стал кавер группы Scooter 2002 года выпуска. Звучать он, конечно, будет по-идиотски, особенно если учесть, что эти дискотечные крикуны обильно сдобрили оригинальный текст выкриками вроде:
Любовь, мир и единство,
Сибирь — место для существования,
K, L, F и идеология,
Аллилуйя!
...............................
Прим. - The KLF - музыкальная группа, вдохновители Scooter .
Athena Reich
Забавная версия с игривым клипом.
Small is Beautiful
Акустический кавер.
Medarock и Pavic
Для тех, кто любит потяжелее.
Pink Turtle
Прикольная кабаре-версия.
***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.
Автор: Сергей Курий