Найти тему
diletant.media

Как выглядели первые автомобили?

В 1752 году крестьянин из Казанской губернии Леонтий Шамшуренков, пребывавший на тот момент в Нижегородской тюрьме (из-за земельной тяжбы с влиятельным купцом), подал в Московскую сенатскую контору «доношение», в котором обещал изобрести «такую машину, что она будет бегать и без лошади». Самое интересное, что Шамшуренков, судя по всему, не знал даже грамоты, поскольку все «доношения», поданные им в контору, писались по его просьбе другими людьми.

Уже через пять месяцев в Канцелярию от строений поступило сообщение, что «самобеглая коляска крестьянином Леонтием Шамшуренковым во окончание приведена». Тогда по мостовым Петербурга, опережая весь мир, проехала необычная телега, приводимая в движение силой двух человек, стоящих на ней же. Помимо места для двух водителей в телеге был комфортный, с дорогой обивкой салон для двух «праздных» людей (сегодня бы мы сказали — пассажирские сиденья). Коляска представляла из себя большую раму в виде телеги с четырьмя ходовыми колесами и массивным механизмом рулевого управления. Этот агрегат развивал бешеную для того времени скорость — порядка 15 километров в час.

В 1791 году известный русский изобретатель Иван Петрович Кулибин вывел на не отличающуюся большим ассортиментом автомобильную арену своё детище — «трёхколесную самокатку». Семь лет Кулибин в своей мастерской бился над созданием механизма, который будет приводиться в движение не внешней силой.

И вот теперь, неспешно крутя педали, довольный Кулибин разъезжает по улочкам Петербурга, демонстрируя горожанам чудо техники. Самокаткой Кулибина управлять должен был слуга, для господина же отводилось шикарное место позади него. Такой экипаж весил около 250 килограмм и мчался со скоростью 15 километров в час.

Трёхколесная самокатка Кулибина Источник: liveinternet.ru
Трёхколесная самокатка Кулибина Источник: liveinternet.ru

Честно говоря, трёхколесная самокатка Кулибина больше всего имеет общего с велосипедом, поэтому зачастую его и относят к разряду «веломобилей». Однако принципиальное достижение отечественного конструктора в том, что он смог разработать то, без чего мы не можем представить современный автомобиль. Будь то коробка передач, рулевой привод или система торможения.

Паровые кареты стали появляться в Европе ближе к концу XVIII века. Среди первых европейских изобретателей — французский конструктор Николя Жозеф Коньо, шотландец Уильям Мэрдок и англичанин Ричард Тревитик. В результате все это привело к тому, что англичане с присущей им консервативностью приняли в 1865 году печально известный «LocomotiveAct» — безумный закон, предписывающий каждому владельцу паровой машины иметь специального человека, который будет бежать перед машиной с красным флагом и дуть в сигнальную дуду. Никто, естественно, не захотел кататься со скоростью человеческого шага под аккомпанемент сигнальной дудки, так закон 1865 года надолго приостановил развитие автомобилей в Англии.

Обретя столь желанную независимость, американцы к 1789 году обзавелись и первым самоходным автомобилем. Причем большинство из нас нечто подобное видели только в компьютерных играх. Оливер Эванс — американский инженер-конструктор, спроектировавший первую машину-амфибию. С помощью колес машина Эванса передвигалась по земле, а с помощью большой лопасти могла плыть по воде.

Сегодня фраза «едет на дизеле» вошла в употребление практически везде. Понравилась бы она немецкому инженеру и изобретателю Рудольфу Дизелю — большой вопрос. В своем стремлении повысить эффективность двигателей внутреннего сгорания Дизель предложил в 1897 году двигатель с воспламенением от сжатия. Усовершенствованный на Петербургском заводе «Людвиг Нобель» Густавом Тринклером двигатель Дизеля стал наиболее экономичным. Примечательно, что после модифицирования двигатель в Европе стали называть не иначе как «русский дизель».

В Вене ещё до изобретения Дизеля были попытки создать машину, которая работала бы на бензине. «Первая машина Зигфрида Маркуса» — телега, на которую Маркус водрузил жидкостный двигатель внутреннего сгорания, — появилась ещё в 1870 году. Первый в мире транспорт на бензине, напоминавший больше водокачку на колесах, открыл историю современного автомобилестроения.

Машина Зигфрида Маркуса. Источник: thelastdriverlicenseholder.com
Машина Зигфрида Маркуса. Источник: thelastdriverlicenseholder.com

Однако нужно признать, что до конца XIX столетия ни одна изобретенная машина не обрела широкой популярности. Первый реально использующийся автомобиль запатентовал немецкий изобретатель Карл Бенц 29 января 1886 года.

Здесь нужно рассказать о роли женщин в распространении первого популярного автомобиля. Берта Бенц, супруга изобретателя Карла, устроила для его недавно созданной машины шикарную рекламную кампанию: Берта сама проехалась от Мангейма до Пфорсгейма и обратно. Только тогда люди смогли осознать, что экипажи без лошадей вполне подходят для ежедневного использования. Сегодня маршрут, по которому проехала жена изобретателя, носит название «Мемориальной трассы Берты Бенц».

Изобретение Карла Бенца. Источник: heacockclassic.com
Изобретение Карла Бенца. Источник: heacockclassic.com

Уже спустя два года Карл Бенц смог организовать постоянное производство собственных автомобилей. Отсюда начинает свою историю легендарная торговая марка «MercedesBenz». Годом позже, в 1889, было запущено производство известных и по сей день автомобилей «Peugeot». Тогда, на рубеже веков, человек, заметно ускорившись, смело покатил в эпоху автомобилей.

Подробнее

Авто
5,66 млн интересуются