Найти тему

Приостановление деятельности ИП - что делать с сотрудниками

Оглавление

Как поступить с работниками при приостановлении деятельности ИП?

В условиях адаптации российского рынка к новым экономическим вызовам практически все предприниматели столкнулись с определёнными сложностями. Однако закрытие бизнеса, который перестал быть прибыльным, не всегда является лучшим решением.

Переходные времена не только приносят трудности, но и открывают новые возможности. Чтобы использовать эти возможности в полной мере, требуется время на адаптацию. Поэтому вместо полного закрытия бизнеса часто выбирают приостановку его работы. Возникает важный вопрос: как поступить с сотрудниками, которые работают на предприятии?

Возможно ли приостанавливать работу ИП без его закрытия?

Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в настоящее время не существует механизма, позволяющего индивидуальным предпринимателям приостановить свою деятельность без выполнения определённых обязанностей.

Даже если предприниматель не ведёт хозяйственную деятельность, он всё равно должен:

* платить налоги;
* сдавать отчётность;
* перечислять страховые взносы;
* выполнять обязательства работодателя перед персоналом.


Однако на практике существует процедура временной паузы в работе индивидуального предпринимателя с уменьшением расходов по обязательствам. Например, замена системы налогообложения для предприятия в некоторых случаях позволяет сэкономить на налоговых отчислениях.

Переход на упрощённую систему налогообложения для индивидуального предпринимателя выгоден, поскольку налоговая ставка здесь не зависит напрямую от дохода. Это означает, что если фактически доход от коммерческой деятельности предприятия отсутствует, то и налоговые отчисления по нему равны нулю.

В некоторых случаях (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации) у предпринимателя есть право приостановить свою деятельность и не выплачивать страховые взносы «на себя».

Под действие пункта 7 статьи 430 НК РФ подпадают следующие ситуации:


* призыв на военную службу;
* проживание с супругом-военнослужащим в местах, где законодательно запрещена частная коммерческая деятельность (например, «закрытые города»);
* нахождение в декретном отпуске по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет, ребёнком-инвалидом или престарелым лицом в возрасте старше 80 лет.

Примеры действий в отношении сотрудников для ИП с приостановленной деятельностью

Здесь важно понимать, что когда предприятие приостанавливает свою коммерческую деятельность, необходимо тщательно продумать стратегию работы с персоналом. Как уже было сказано, это связано с тем, что у работодателя остаются обязательства по отношению к своим сотрудникам.

Вариант №1. Оформить простой.

Согласно части 3 статьи 72.2 Трудового кодекса РФ, временная приостановка работы может быть обусловлена непреодолимыми обстоятельствами организационного, технико-технологического, экономического или иного характера. Такая временная остановка работы называется простоем.

В случае простоя, вызванного внешними факторами, законодательство предусматривает компенсацию заработка в размере двух третей от утверждённой тарифной ставки (оклада).
Такой же порядок расчёта применяется и к простою, виновником которого является работодатель (статья 157 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, простой представляет собой легальный способ временно сократить расходы предприятия на персонал как минимум на треть.

Вариант №2. Перевод работника в стороннюю организацию на время.

Этот механизм был введён для индивидуальных предпринимателей в 2002 году (Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 № 511). За это время он доказал свою полезность и эффективность на практике.

Процедура временного перевода сотрудников к другому работодателю осуществляется через Центр занятости. С одной стороны, это позволяет организации, принимающей временных сотрудников, получить опытных специалистов в свою команду. А компании, чья деятельность была приостановлена, получают время для решения своих проблем, не теряя при этом слаженного коллектива.

Важно отметить, что эта процедура возможна только до конца текущего года.

Вариант №3. Оформить для сотрудников отпуск за свой счёт.

Это довольно распространённая практика, поскольку многие предприниматели не хотят выплачивать зарплату сотрудникам просто так и отправляют их в неоплачиваемые отпуска на долгий срок.

Хотя такой подход позволяет сэкономить, если он станет массовым, это неизбежно привлечёт внимание контролирующих органов. Кроме того, сотрудники могут обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, а затем и в суд. В этом случае работодателю придётся не только вернуть все «сэкономленные» средства, но и покрыть судебные издержки.

Вариант №4. Увольнение сотрудников.

Когда работодатель не может предсказать, как долго будет приостановлена его хозяйственная деятельность, он может попросить сотрудников уволиться «по-хорошему». Однако в этом случае есть вероятность, что сотрудники обратятся с жалобами в ответственные службы, заявив, что работодатель оказывал на них давление, чтобы они уволились незаконно.

Чтобы избежать дальнейших разбирательств по схеме: трудовая инспекция — суд — возмещение издержек, в таких ситуациях работодателю рекомендуется действовать в соответствии со статьёй 78 Трудового кодекса Российской Федерации.
Это означает, что трудовой договор можно расторгнуть по взаимному согласию сторон с выплатой выходного пособия (хотя это и не является обязательным).


На практике (например, в апелляционном определении Мосгорсуда от 12.12.2019 по делу № 33-55907/2019 и определении 8-го кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2021 № 88-5143/2021) такая процедура впоследствии может защитить работника от возможности дополнительного взыскания издержек, вызванных увольнением, через суд.

Оформление временной приостановки работы ИП

Давайте рассмотрим пошагово, как оформить перерыв в работе индивидуального предпринимателя (ИП) без его ликвидации:

1. Издайте приказ, в котором укажите дату начала перерыва, его продолжительность и причины, которые привели к такому решению. Например, это может быть нестабильное финансовое положение, вызванное прекращением продаж, сырьевых поставок или введением моратория на ведение хозяйственной деятельности из-за эпидемиологических, экологических, социальных (например, военное положение для вновь присоединённых регионов) или иных причин. В приказе также должен быть описан конкретный план действий, связанных с экстраординарной ситуацией.

2. Ознакомьте сотрудников с приказом, например, проведя общее собрание с обязательной явкой.

3. Подготовьте приказ о простое, который даст сотрудникам возможность временно перейти в штат другого предприятия. Ознакомьте персонал с этим приказом.

4. В течение трёх рабочих дней после издания приказа направьте уведомление о приостановке деятельности организации в Службу занятости. Форма уведомления должна соответствовать шаблону, утверждённому приказом Минтруда РФ от 26.01.2022 № 24.

5. В течение семи рабочих дней Служба занятости должна предложить сотруднику варианты временного перевода. Если сотрудник согласен на перевод, с ним заключается срочный трудовой договор. На время действия этого договора действие договора с предыдущим работодателем приостанавливается (ему отправляется соответствующее уведомление). В предложении от Службы занятости обязательно должны быть указаны зарплата, должность и условия труда временного сотрудника на новом рабочем месте. По истечении срока действия срочного трудового договора производится извещение основного работодателя, и сотрудник возвращается к своим прежним обязанностям.

6. Если по каким-либо причинам временный перевод сотрудника на другое рабочее место невозможен, основной работодатель должен выплачивать своим работникам все обязательные выплаты за время простоя. Согласно письму Минтруда от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375, выплаты за время простоя производятся в ранее установленном на предприятии графике перечисления заработной платы.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!