В последние дни вокруг крупнейшего российского маркетплейса Wildberries разгорелся скандал, к которому даже присоединился глава Чечни Рамзан Кадыров, заявивший в рейдерском захвате.
Семейные Конфликты
Скандал стал публичным после того, как Владислав Бакальчук, сооснователь Wildberries и муж Татьяны Бакальчук, одной из самых богатых предпринимательниц России, посетил Рамзана Кадырова. Владислав сообщил ему, что Татьяна, с которой у них семеро детей, ушла из дома весной и связалась с сомнительной компанией, пытающейся захватить их бизнес.
Кадыров назвал всё это рейдерством, призвал братьев Левана и Роберта Мирзоян (о них в статье ниже) быть мужчинами, а также заявил, что Татьяна Бакальчук должна вернуться домой.
«Оставаться в стороне от крупной по масштабам страны махинации не могу, поэтому сделаю всё возможное, чтобы помочь вернуть в семью Татьяну Владимировну и защитить законный бизнес. По моему поручению вопросом займётся мой дорогой БРАТ, депутат Государственной Думы РФ Адам Делимханов. Лица, известные своими рейдерскими махинациями и причастные к этим незаконным действиям, должны остановить этот процесс, вернуть супругу Владислава и бизнес в семью. И в этом вопросе я дойду до конца», — написал Кадыров в своём телеграм-канале 23 июля, снабдив пост подтверждающим видео.
Не «Кавказская пленница»
Татьяна Бакальчук незамедлительно отреагировала, заявив, что она не заложница, и что её дети в безопасности. Она подчеркнула, что Владислав владеет лишь 1% капитала Wildberries и не участвует в управлении компанией. Она опровергла обвинения в рейдерстве и заявила о необходимости трансформации компании для дальнейшего роста.
«Я не являюсь заложницей, как в "Кавказской пленнице". Я ни от кого не прячусь и ничего не скрываю. Младшие дети сейчас находятся на отдыхе с моей мамой. А старших детей я позавчера лично проводила на поезд в другой город. Я сейчас нахожусь в Москве, где, соответственно, работаю», — сказала она на видео.
Она отметила, что никому не стоит лезть в её личную жизнь. О поступке мужа Бакальчук сказала следующее:
«Для чего и с какой целью Владислав вводит в заблуждение других людей, и кем и с какой целью была придумана эта история с непонятным рейдерством, честно говоря, для меня большая загадка. (...) Я хочу сказать, что я очень сильно сожалею, что Владислав решил предать огласке наши с ним семейные трудности».
Это развод
Весь скандал состоит в бизнес-процессах, которые происходят с маркетплейсом.
ООО Wildberries и оператор наружной рекламы Russ учредили совместное предприятие ООО «РБВ», зарегистрированное 4 июля 2024 года с уставным капиталом 20 млн рублей. Wildberries владеет 65% долей, а ООО «Стинн» - 35%. Совместное предприятие направлено на консолидацию лидеров рынка электронной коммерции и рекламы с целью расширения географии бизнеса, включая Россию, СНГ, Азию, Африку, Ближний Восток, Китай и Индию.
Известно, что второй учредитель является также владельцем «Русс Аутдор», а гендиректором вновь созданного предприятия является исполнительный директор «Русс» Роберт Мирзоян. О нём известно, что он является исполнительным директором группы Russ, лидирующей на рынке наружной рекламы в России.
Владислав Бакальчук был в курсе этих изменений, что подтверждается его присутствием на презентации новой компании.
«Это не рейдерский захват. Это развод. С самого начала всё было согласовано с Владиславом, он лично присутствовал на презентации топ-менеджменту новой структуры объединённой компании. Вот и пруф», — написала Бакальчук под фото, на котором в креслах сидит сама Бакальчук, её муж и человек, очень похожий на Роберта Мирзояна.
Брачный контракт
В интервью РБК Владислав Бакальчук заявил, что его отстранили от управления компанией, и у них с супругой нет брачного контракта, регламентирующего распоряжение совместно нажитым имуществом. Он выразил надежду на сохранение семьи, несмотря на начавшийся бракоразводный процесс.
«Компания была на неё записана и всё, что там у нас было, — весь бизнес, имущество... А в результате вдруг такой зигзаг судьбы», — отметил он.
«У нас семеро детей, я надеюсь, что всё уляжется и семья сохранится…», — добавил Бакальчук в интервью.
Про Мирзоянов Бакальчук сказал так:
«Я просто увидел, что она общается с ними (братьями Леваном и Робертом Мирзоянами. Первого называют одним из бенефициаров, владеющего Russ ООО «Стинн», второй является гендиректором Russ). Почему общается, не понимал. Потом уже догадался, что у них намерения недобрые, многие тоже видели это».
Также он озвучил своё видение сделки с Мирзоянами:
«Я хотел, чтобы сделка была прозрачной. Мы три раза встречались, предлагали всякие условия, но никакой конкретики не было. Потом в какой-то момент со мной просто перестали общаться. Поняли, что если я не соглашаюсь, сделают всё без меня. (...) Я считаю, это решение Левана Мирзояна, который подчинил Татьяну и манипулирует ей. Цель — это заработать деньги, заработок».
Также Бакальчук сообщил, что у него нет планов «ни на бракоразводный процесс, ни на другие бизнесы».
Комментарии юристов
Юрист Егор Фёдоров отметил, что объединение Wildberries и группы Russ не вызывает вопросов, так как это обычная бизнес-практика. Однако дальнейшие события, включая вмешательство Кадырова и отсутствие обращения к правоохранительным органам, вызывают сомнения.
«Пока вопросов действительно больше, чем ответов. Например, почему муж Татьяны Бакальчук пошёл разговаривать с главой Чечни Кадыровым о ситуации, а не обратился к правоохранителям? Почему сам Кадыров называет происходящее рейдерством? Почему он поручает разбираться в ситуации депутату Госдумы, когда этот вопрос находится в ведении правоохранительных органов? В общем, это всё находится за рамками правового поля. Однако, после таких публикаций, думаю, правоохранительные органы будут реагировать, проверять, соответственно, далее будут принимать решение о наличии состава преступления в чьих-либо действиях», — отметил Фёдоров.
Адвокат Сергей Жорин пояснил, что Владислав Бакальчук не сможет претендовать на половину акций компании из-за отсутствия брачного договора, а лишь на их стоимость. Он также указал, что правовые органы должны дать оценку происходящему.
Волноваться ли покупателям?
Экономист Михаил Беляев заверил, что поводов для беспокойства у пользователей Wildberries нет, так как компания продолжает работать стабильно. Однако использование неформальных методов решения споров вызывает сомнения относительно правомерности происходящего.
«Пока не было никаких сбоев в работе маркеплейса или официальных заявлений о проблемах, беспокоиться точно не стоит. Компания работает, как и работала, а объединение с другой фирмой ради расширения бизнеса — это обычная практика. Ничего криминального тут я не вижу. Но вот тот факт, что какие-то спорные вопросы решаются не через легальные механизмы, судебные или правоохранительные органы, а с использованием некой третьей силы — вот это действительно наводит на некоторые мысли о том, кто в этой ситуации по-настоящему прав, а кто нет. Впрочем, выводы об этом должны делать компетентные и уполномоченные органы», — пояснил Беляев.
В ближайшее время ожидается реакция правоохранительных органов, которая прояснит ситуацию вокруг Wildberries.
Делитесь мнением и подписывайтесь! В следующих публикациях ещё больше интересного!