//Любовь, любовь — гласит преданье — союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье, и роковое их слиянье, и поединок роковой...
И чем одно из них нежнее в борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее, любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец...(Тютчев)//
// «А на поверку выходит, что настоящая любовь — чувство, вовсе не похожее на то, каким мы ее себе представляли. Любовь даже вовсе не чувство; она — болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить, хотя она и проявляется не всегда одинаково; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли — ни дать ни взять холера или лихорадка...(Тургенев из «Переписки»)//
Вот какой казус у меня случился. И не с кем-нибудь, а с моим самым любимым – писателем, человеком, - с Довлатовым. Кто бы мог подумать. Не согласна я с ним оказалась. Он написал примерно так, что не представляет себе, чтобы в наше время, кто-нибудь будет специально перечитывать Тургенева (ИТ) : если только не для какой-нибудь исследовательской работы. Какая, однако, уверенность. А восхищаться, по его мнению, можно только «Записками охотника». Я не могла их читать ни в детстве, ни в юности. Сейчас попробовала – ничего не получилось. Только ещё хуже впечатление. Тут я дружу с Саней Григорьевым из моих любимых «Двух капитанов» Каверина. Он пытался читать «Записки охотника», чтобы развивать силу воли. Нет, я даже этого не могла сделать. Пробовала недавно – не получилось. Не моё это. Подчеркиваю, что я не ставлю это себе в достоинство – только в недостаток. А повести Тургенева о любви читаю и перечитываю. У меня две особенно любимые – «Первая любовь» и «Отцы и дети (ОиД)». «ОиД» вообще считаю одним из лучших европейских романов.
Тургенева начала читать в детстве и до сих пор перечитываю. И, конечно, впечатления от детских сильно отличаются. В то время я, наверное бы, не приняла Тургеневскую концепцию трагического смысла любви (ТСЛ). Только с возрастом начинаешь понимать, что это действительно так. Спрашивала Быкова о Концепции на примере повестей «Затишье», «Переписка», «Фауст», «Ася», «Первая любовь». Ответ меня совершенно не удовлетворил и даже обескуражил: ДЛ подчёркивает фаустианскую тему. Если женщина полюбит мужчину типа Фауста (мастера, профессионала), она погибает (Аксинья, Маргарита, Лолита). В повестях «Ася», «Первая любовь», «Накануне» ДЛ выделяет коллизию сильной девушки и слабого, одномерного мужчины. В итоге - гибель девушки. Может, всё и так, но мне хотелось услышать что-то другое. ДЛ сказал, что эти повести очень разные
Нет, вышеназванные повести (1854-60) не являются «очень разными». Недаром же Тургенев объединил их в последнем пожизненном издании. Они проникнуты одной идеей, а именно попыткой осмысления трагического смысла любви в жизни человека. Поиск этого смысла, в общем-то, составляет основу творчества ИТ. И в этих перечисленных повестях наиболее полно воплотилась его концепция трагического значения любви. Повторяю – именно и только трагического.
Страсть - темный цветок. У моего любимого Голсуорси есть роман «The Dark Flower» ("страсть, расцветающая в душе человеческой темным цветком"). Об этом цветке писал ИТ. О красивом цветке, влекущем и страшном, который прельщает человека, овладевает им и губит его. Любовь у ИТ – стихийная сила, которая не зависит от нас. Она нам не подвластна. Никто не знает, как и откуда приходит любовь и как она уходит. Она разрушает личность и превращает человека в раба, лишает его свободы. Но… это рабство освобождает человека от страха смерти. И, с другой стороны, страсть – это только и есть настоящая жизнь (это мы с ИТ так считаем). Только в эти минуты человек живет, а всё остальное - прозябание, скукота. Так жил сам ИТ, об этом он писал.
Теперь насчёт освобождения от страха смерти. Это ведь интересно очень. В мировой литературе достаточно примеров, как влюбленные уходят из жизни по самым разным причинам, но все они определяются и объединяются любовью. Я всегда думала, до какого же отчаяния и безысходности доведены люди, что не боятся шагнуть из жизни в неизвестное никуда. Как герои и героини не боялись смерти? Начиная с Ромео и Джульетты и далее везде. Мощная в своей любви и самоотдаче Катерина в «Грозе»: «Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай!» Обезумевшая от неполноты взаимной отдачи любви Анна Каренина: «Туда, туда, на самую середину и я накажу его». Раздавленная предательством в любви Эмма Бовари. Стойкая в любви Маша из «Затишья», пораженная Анчаром Пушкина.
"Уж сколько их упало в эту бездну разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли" (Цветаева)
С детства читаю, перечитываю и всё больше люблю Тургенева. Ну в школьные годы и в ранней юности меня завлекали и затягивали его Love Stories. Они ведь просто замечательные. Они уникальны. Они как волшебные музыкальные шкатулки. И все, в общем, на одну тему, и во всех героини, в чём-то похожие, а в чём-то абсолютно разные. Странные девушки-женщины, нежные, мечтательные, страстные читательницы, с горячим сердцем, преданные своему высокому предназначению (любви). Их ведь никто этому не учил специально, но это их предназначение живет в них изначально и вечно. И всем им суждено погибнуть – они не для этой жизни, в которой встречаются разные люди, не скажу, что обычные, просто другие. При этом все эти героини из РАЗНЫХ шкатулок. И все они разные, но я всех их знаю и различаю. А любимая моя шкатулка – это «Первая любовь». Она особенная. Несмотря на драматические события, описанные в ней, она оставляет впечатление чего-то светлого с печалью, солнечного, летнего, дачного, первой влюбленности, фантазий, игр, забав, стихов…
Делая вывод о трагическом смысле любви, о метафизике любви, ИТ продолжает свои исследования. Сочиняет различные сюжеты, варианты, обстоятельства, случайности и возможности, различные характеры. Есть ли спасение? И всегда приходит к одному парадоксальному итогу. Те, кого коснулась или захватила страсть, погибают. А с другой стороны, только переживая страсть, человек познаёт всю полноту жизни. Персонажей он рассматривает, исходя исключительно из их способности испытывать страсть.
И ещё, о чём хочется сказать. Да, романы Тургенева повествуют о страсти, овладевающей человеком, о высшей степени любви. Об этом писали многие знаменитые писатели. Для меня одно из главных отличий тургеневских сочинений – это их чистота, целомудренность, поэзия в самых неистовых чувствованиях. Тургеневская страсть – это высшее проявление духовности. У ИТ нет смакования низменного, грязи нет никакой.
Первый роман в данном цикле «Затишье» положил начало тургеневской концепции трагического смысла любви. Одно название чего стоит. Затих, затаился человек. Внешне невозмутим, а в душе бушует ураган и вздымаются волны. И Анчар Пушкина играет не случайную роль в повести, в жизни Маши. Именно это стихотворение помогло ей понять саму себя, свою любовь, свою страсть:
«И умер бедный раб у ног непобедимого владыки». Рабство любви. И в последующих повестях ИТ продолжает поиски различных вариантов и возможностей на пути к неумолимой гибели человека, которого охватила страсть. Но он уже сам знает, что бесполезны поиски вариантов для благополучного выхода. Это метафизика любви, и от неё никуда не денешься.
Начала Тургенева читать в детстве и до сих пор перечитываю. И, конечно впечатления от детских сильно отличаются. В то время я, наверное бы, не приняла Тургеневскую концепцию трагического смысла любви (ТСЛ). Только с возрастом начинаешь понимать, что это действительно так. Спрашивала Быкова о Концепции на примере повестей «Затишье», «Переписка», «Фауст», «Ася», «Первая любовь». Ответ меня совершенно не удовлетворил и даже обескуражил: ДЛ подчёркивает фаустианскую тему. Если женщина полюбит Фауста (мастера, профессионала), она погибает (Аксинья, Маргарита, Лолита). В повестях «Ася», «Первая любовь», «Накануне» ДЛ выделяет коллизию сильной девушки и слабого, одномерного мужчины. В итоге - гибель девушки. Может, всё и так, но мне хотелось услышать другое. ДЛ сказал, что эти повести очень разные.
Вышеназванные повести (1854-60) не являются «очень разными». Недаром же Тургенев объединил их в последнем пожизненном издании. Они проникнуты одной идеей, а именно попыткой осмысления трагического смысла любви в жизни человека. Поиск этого смысла, в общем-то, составляет основу творчества ИТ. И в этих перечисленных повестях наиболее полно воплотилась его концепция трагического значения любви. Повторяю – именно и только трагического.