Найти в Дзене
Дом Римеоры

Как найти смысл делу, когда смысла нет, или задача о физиках

Поговорим о преемственности и роли бесполезных, казалось бы, занятий в науке. 90-е наглядно показали нам, что бывает, когда прерывается преемственность научных школ. Последствия мы расхлёбываем до сих пор. Но что делать, если потеря смысла научной деятельности происходит не из-за культурных и общественных потрясений, а по более глубоким причинам? Когда процесс познания не идёт непрерывно и по нарастающей, а представляет собой редкие всполохи, между которыми следуют десятилетия поиска вслепую? Деятельность, которая бывает осмысленной реже, чем происходит смена поколений, искажает душу человека. Желающих отсылаю к замечательному роману Дино Буццати "Татарская пустыня". Я же поставил цель более скромную: придумал задачу и обсудил её с друзьями в Фейсбуке, ВКонтакте и в ЖЖ. С высказанными идеями я хотел бы вас познакомить. Вот задача: Допустим физики открыли почти все законы природы и остался один, Самый Большой Эксперимент. Для проведения этого эксперимента нужно построить Огромный Позна

Поговорим о преемственности и роли бесполезных, казалось бы, занятий в науке.

90-е наглядно показали нам, что бывает, когда прерывается преемственность научных школ. Последствия мы расхлёбываем до сих пор. Но что делать, если потеря смысла научной деятельности происходит не из-за культурных и общественных потрясений, а по более глубоким причинам? Когда процесс познания не идёт непрерывно и по нарастающей, а представляет собой редкие всполохи, между которыми следуют десятилетия поиска вслепую?

Деятельность, которая бывает осмысленной реже, чем происходит смена поколений, искажает душу человека. Желающих отсылаю к замечательному роману Дино Буццати "Татарская пустыня". Я же поставил цель более скромную: придумал задачу и обсудил её с друзьями в Фейсбуке, ВКонтакте и в ЖЖ. С высказанными идеями я хотел бы вас познакомить.

Вот задача:

Допустим физики открыли почти все законы природы и остался один, Самый Большой Эксперимент. Для проведения этого эксперимента нужно построить Огромный Познавательный Агрегат (ОПА). Строить его 100 лет, заниматься этим будут какие-то умные роботы, люди не нужны.

Вопрос: как обеспечить, что через 100 лет у нас в распоряжении будут физики, умеющие работать на этом агрегате?

Примечание: ходячие ответы из научной фантастики (поместить в анабиоз, пустить по орбите на околосветовой скорости и пр.) прошу не предлагать. Меня интересует именно решение при условии смены поколений.

***

Вот предложенные решения:

1. Обучать физиков, которые будут работать в порядке частичной занятости.

Проблема отсутствия смысла не исчезает, но становится менее острой. В конце концов, всегда можно найти бескорыстных энтузиастов.

2. Физики должны строить ОПА вместе с роботами.

Здесь мы сохраняем менее эффективный человеческий труд с целью сберечь навыки, даже если при этом завершение проекта будет задержано.

3. Ко времени запуска ОПА компьютеры сами научатся интерпретировать эксперименты и ставить новые задачи.

Извечная надежда на технический прогресс. Может оказаться самым эффективным решением. Есть риск, что компьютеры этому не научатся. Есть также риск, что научатся - и что тогда они сделают с людьми?

4. Физики могут работать на перспективу, ожидая экспериментальной проверки своих идей в будущем.

Решение, исходящее из того, что мы не знаем наперёд, все ли законы природы открыты. Сторонники теории струн и адепты Мультиверса уже этим занимаются.

5. Назвать наукой формальные рассуждения без экспериментальной проверки, пиарить их, выдавать за них звания и премии.

Это моё решение, возникшее под впечатлением от статьи Павла Полуяна "Научная идеология". Сами физики будут называть это работой на перспективу, и только будущее рассудит, кто прав.

6. Нужно создать религию ОПА и заимствовать методы обучения из существующих религий.

Как говорилось в советском анекдоте, "это обман!" — но сработать может. В конце концов, адепты странных культов, сохраняющие остатки технических знаний - любимый элемент антуража в постапокалиптическом жанре.

7. Создать игру по мотивам работы физиков. Через 100 лет выбрать лучших игроков - и на ОПА.

Лю Цысинь одобряет.

8. Уничтожить все научные знания за последние 100 лет - пусть открывают заново.

Самый брутальный из предложенных вариантов. Но в действенности не откажешь.

Кто готов дополнить этот список своим вариантом — милости просим в комментарии.

Впервые опубликовано в ЖЖ в декабре 2017 г.