Найти в Дзене
Вместо тысячи слов

Воркута: Город-призрак на краю света

Приглашаем вас в уникальное путешествие по Воркуте и её окрестностям, где история и современность переплетаются в удивительном контексте. Этот самый восточный город Европы, построенный руками заключённых, находится в условиях вечной мерзлоты и предлагает зрелище заброшенных поселков, полуразрушенных домов и бескрайних просторов тундры. Вы узнаете о жизни местных жителей, которые, несмотря на суровые условия, продолжают называть Воркуту своим домом. Погрузитесь в атмосферу заполярного лета, когда температура достигает 28 градусов, и горожане наслаждаются короткими солнечными днями. Мы расскажем о трагических событиях, таких как Воркутинское восстание и недавние шахтные аварии, которые оставили глубокий след в судьбе региона. Вы увидите, как индустриализация и угледобыча изменили ландшафт и жизнь людей, а также о том, как сегодня сохраняется надежда на будущее в условиях экономического упадка. Не упустите возможность узнать о Воркуте — месте, где история, природа и человеческие судьбы

Приглашаем вас в уникальное путешествие по Воркуте и её окрестностям, где история и современность переплетаются в удивительном контексте. Этот самый восточный город Европы, построенный руками заключённых, находится в условиях вечной мерзлоты и предлагает зрелище заброшенных поселков, полуразрушенных домов и бескрайних просторов тундры.

Вы узнаете о жизни местных жителей, которые, несмотря на суровые условия, продолжают называть Воркуту своим домом. Погрузитесь в атмосферу заполярного лета, когда температура достигает 28 градусов, и горожане наслаждаются короткими солнечными днями.

Мы расскажем о трагических событиях, таких как Воркутинское восстание и недавние шахтные аварии, которые оставили глубокий след в судьбе региона. Вы увидите, как индустриализация и угледобыча изменили ландшафт и жизнь людей, а также о том, как сегодня сохраняется надежда на будущее в условиях экономического упадка.

Не упустите возможность узнать о Воркуте — месте, где история, природа и человеческие судьбы переплетаются в уникальную картину, полную контрастов и неожиданностей.

Хотите узнавать больше интересного? Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие материалы!

Воркута и её пригороды Спутники — это одно из самых удивительных мест в России. Это самый восточный город Европы, который находится в условиях вечной мерзлоты. Здесь лето длится всего один месяц в году.

Воркута была построена руками заключённых. В прошлом это была городская агломерация, в которой проживали сотни тысяч человек. Город расположен всего в двухстах километрах от Северного Ледовитого океана.

Даже сейчас, после того как многие жители покинули Воркуту и её окрестности, город остаётся третьим по численности населения в республике.

-2

Коми. Картинки оттуда пугают и удивляют. Покинутые и полуразрушенные дома, разбитые дороги, зима по 10 месяцев в году. Но по каким-то причинам там продолжают жить люди, которые обижаются и злятся, когда их родные края называют заброшенными и вымирающими. И которые не хотят и не могут жить где-то, кроме как здесь, в местах, которые кажутся просто не приспособлены для жизни.

Удивлять Воркута начинает еще задолго до того, как в ней окажешься, когда пытаешься узнать ее поближе и выстраиваешь до нее маршрут. Добраться до Воркуты можно только самолетом или поездом, ведь автомобильной дороги до третьего по количеству жителей города республики Коми просто нет.

Доехать до Воркуты по земле из других населенных пунктов Коми теоретически возможно, но только на вездеходах или в холодное время года по накатанным дорогам-зимникам. Так что самым доступным и востребованным видом транспорта был и остается поезд.

Леса в республике Коми все еще густы и обширны, несмотря на то, что их масштабной вырубкой занимались долгие десятилетия. Но чем ближе поезд к северу, тем пустыней становится картинка за окном. И вот уже на многие километры вокруг не видно ни одного высокого дерева. Одна лишь бескрайняя тундра

Сейчас за окном поезда под 30 с плюсом. Редкая для этих мест жара.

Так что нам можно сказать повезло мы застали в арктической зоне настоящее лето пусть и короткое, но горячее даже по меркам средней полосы.

Воркуту принято считать холодным северным городом покрытым вечными снегами и темными ночами. Мы отправились сюда летом чтобы посмотреть, как живет город за полярным кругом в разгар летнего сезона. На улице плюс 28 градусов. Растут одуванчики, люди гуляют в шортах.

На одноименной с городом речке кипит жизнь. Горожане не упускают ни одного жаркого дня, чтобы насладиться коротким заполярным летом. Искупаться, позагорать и съесть мороженое, которое в кои-то веки холоднее, чем температура на улице.

-3

Среднегодовая температура в Воркуте минус 5 градусов, в июне на улицах еще лежит снег. Так что радость воркутян вполне объяснима. Хотя, наверное, и не совсем понятна жителям Средней и Южной части России. Обычно за жарой отсюда едут куда-нибудь в теплые края, используя заработанные за год на угольных шахтах деньги и отпускные дни. Их у горняков гораздо больше, чем у остальных россиян.

-4

Но сейчас курорт можно устроить прямо здесь же, на берегу речки. На противоположном от импровизированного курорта берегу виды совсем не курортные, хотя для местных жителей вполне привычные.

-5

Это некогда цветущий и густонаселенный поселок РУдник. Его здесь произносят именно так, с ударением на первом слоге. Первый в этих краях населенный пункт, из которого впоследствии выросла Воркута, и которая его в дальнейшем поглотила.

Сейчас до Рудника можно добраться по пешеходному мосту, который официально закрыт.

-6

Но по мосту то и дело снуют люди. Что им нужно там, среди пустых полуразрушенных домов, не совсем понятно. Приезжие, наверное, пробираются туда за острыми ощущениями и впечатлениями, а местные, вероятно, за тишиной и уединением.

Эта часть Воркуты опустела еще в 90-е. Люди переселились отсюда на тот берег или уехали вовсе, теряя работу на шахтах.

Одна из них, Воркутинская, находится на этом же берегу, и ее хорошо видно с пригорка, откуда отдыхающие спускаются к реке.

В 2013-м там случилась страшная авария. В забое взорвался метан, в результате чего погибло 18 горняков. В лучшие годы угледобычи в Печерском бассейне было без малого два десятка шахт. Рядом с ними вырастали населенные пункты, создавая огромное невидимое кольцо вокруг города, связанное автомобильной и железной дорогами и названное Воркутинским.

-9

На следующий день, когда мы отправлялись в сторону Воркутинского кольца, погода приняла свой обычный облик, будто хотела показать нам действительность в аутентичных для этих краев условиях и красках.

-10

Автодорога, которая вместе со стоящими на ней шахтерскими поселками образует Воркутинское кольцо, имеет протяженность около 50 километров и уже давно требует ремонта. Вокруг лишь тундра, тишину и равномерность которой время от времени нарушают лишь творения рук человеческих — машины, шахты, поселки.

-11

Северный — один из двух крупнейших населенных пунктов Воркутинского кольца. На въезде в него стоит мемориал горнякам, погибшим при аварии в 2016-м.

25 февраля того года в шахте взорвалась смесь метана и угольной пыли, погибли 30 человек. А спустя три дня в ходе операции по спасению застрявших под землей горняков произошел еще один взрыв, унесший жизни пятерых спасателей и еще одного шахтера. Эта авария стала крупнейшей в истории Печорского угольного бассейна. После той аварии Северную законсервировали и затопили.

И это стало началом конца для одноименного поселка, где когда-то проживало более 20 тысяч человек, и который был, пожалуй, самым процветающим поселком Воркутинского кольца. Сегодня же в нем, по данным Росстата, проживает 3680 человек. Но цифра эта вряд ли соответствуют действительности, ибо госорганы считают по фактической регистрации, а эти цифры далеки от истинного положения дел.

Сколько квартир жилых, а сколько брошенных — тяжело понять. Говорят, здесь можно бесплатно абсолютно взять квартиру, лишь бы оформил ее на себя, платил коммунальные платежи и налоги. Люди уезжают, оставляя квартиры полностью брошенные, даже с мебелью.

-14

Сбросить с себя это бремя — никому не нужную квартиру с ежемесячной коммуналкой от пяти до десяти тысяч рублей — здесь хотят многие. Но спроса на то, что никому не нужно, практически нет. И даже если повесить замок на дверь и уехать прочь, долги за квартплату будут преследовать владельца квартиры еще долгие годы. Потому что дома в воркутинских поселках, даже полностью пустые и заброшенные, нередко продолжают отапливаться, а коммунальщики продолжают взимать с их отсутствующих жильцов сборы на капитальный ремонт.

-15

Именно Северный, вместе с еще одним большим и все еще обитаемым поселком, Воргашором, местные власти планируют сохранить и собрать здесь последних обитателей умирающего Воркутинского кольца.

Эту программу на канцелярите уже назвали «управляемым сжатием».

Автобусная остановка в поселке Северном как что-то чужеродное выглядит в этом мире. Все жилые дома, соседствуют с полностью заброшенным кварталом.

-16

Насколько реальны эти планы — переселить несколько тысяч человек из полутора десятков поселков в два? Сказать трудно. Пока работают оставшиеся четыре шахты Воркутауголь, люди будут жить рядом. Но угольные пласты довольно быстро вырабатывают. Да и добыча с каждым днем становится все менее рентабельной. Так что лет через пятнадцать, по некоторым подсчетам, разработки в Печорском бассейне могут и вовсе остановиться.

Наш водитель Максим работает на одной из воркутинских шахт. Когда-то он жил здесь, в посёлке Советском, но сумел перебраться в Воркуту, где, как он считает, ещё можно нормально жить.

-17

Работа на шахте Максиму нравится. Помимо длительного отпуска там еще и платят большие по местным меркам деньги. Горнякам порядка 180 тысяч в месяц, а работникам вспомогательных служб от 100 до 140.

Зарплаты на воркутинских шахтах выше средних по республике в 3−4 раза, а объединение Воркутауголь, которому они принадлежат, по сути является монопредприятием для всего региона.

Индустриализация среди тундры северо-востока Коми началась еще в начале 30-х годов прошлого века, когда после проведенной геологоразведки в эти края стали отправлять заключенных печлага, в основном политических, для бурения шахт и прокладки дорог. Зэки работали на шахтах Воркуты до первой половины 50-х годов, и даже после смерти Сталина именно их руками продолжали добывать уголь в Печорском бассейне, в связи с чем летом 1953 года вспыхнуло знаменитое Воркутинское восстание.

-19

Это так называемое старое кладбище неподалеку от поселка Юршор. Удивительно, но даже далеко не все местные знают, как оно возникло и кого на нем изначально хоронили. Это лагерное кладбище. Кресты, деревянные и металлические, на нем появились спустя годы после того, как в этой земле похоронили первых заключенных.

Руководство Печлага позволяло ставить лишь деревянные колышки с номерами захоронений, ну, а первые кресты погибшим товарищам в нарушении лагерных правил тайком стали ставить сами заключенные. Сегодня кладбище Юршора известно по месту захоронения 53-х жертв знаменитого Воркутинского восстания, которое вспыхнуло летом 1953-го в Ричлаге, особом лагере №6, в котором содержалось до 40 тысяч человек. После смерти Сталина все ждали амнистии, но на свободу вышла лишь небольшая часть зэков, в основном уголовников.

-21

Недовольства, копившиеся месяцами и сопровождавшиеся неподчинением, отказами выходить на работу и выдачей из шахт на поверхность порожняка, то есть пустой породы, 1 августа 1953-го вылилось в открытое противостояние с охраной, с массовым расстрелом бунтующих. Большая часть погибших — заключенные из Украины и Литвы, но среди них были и немцы, и латыши, и поляки, и эстонцы, в котором их страны уже после развала Советского Союза установили здесь мемориалы и памятные знаки.

-22

Далее наш путь по Воркутинскому кольцу лежит через поселок Юршор, но жизни в нем, по крайней мере официально, уже давно нет.

Поселок Юршор находится на Воркутинском кольце, и именно из-за таких брошенных поселков Воркута славится как город, умирающий город-призрак. Поселок был построен в 48 году, а заброшен полностью в 2007, потому что шахта обанкротилась.

Вообще, когда думаешь об истории этого края со времен освоения угольных залежей до наших дней, то ком в горле встает. Десятки, а может быть и сотни тысяч погибших заключенных в годы сталинского террора. Шахтеры, умирающие глубоко под землей в результате аварий. Люди, живущие в полуразрушенных домах в арктической зоне. Эта земля, в силу своего расположения и природных условий, столь недружественная к человеку, словно истребует свою очень высокую плату за недра, которые у нее берут.

И повсюду здесь эти бесконечные мемориалы и памятники, за вычурным пафосом которых стоят пот, кровь, слезы и смерть.

Поселок Промышленный также вымер после аварии и последующего закрытия шахты Центральная, стоящей по соседству, и рейсовые автобусы здесь останавливаются только по требованию.

Воргашор — следующий населенный пункт на Воркутинском кольце и, пожалуй, самый большой после Воркуты. По официальным данным, здесь проживает шесть с половиной тысяч человек, когда-то было почти в четыре раза больше. И поселок напоминал скорее небольшой город с широкими улицами, многоэтажными домами и общественными зданиями, построенными в неизменном для советской провинции стиле классицизма.

-25

Сегодня Воргашор вызывает противоречивые ощущения. С одной стороны, здесь все еще есть жизнь, работают школы, сады, магазины. А с другой стороны, сокращение населения в четверо не могло не отразиться на существовании и внешнем облике некогда крупного населенного пункта. Например, в большой многоэтажке может проживать всего одна семья. Ну или по соседству с обитаемым домом будет стоять полностью оставленный и разбитый.

В брошенных квартирах на славу потрудились мародёры. Найти хоть одно оставленное жилище в относительном порядке довольно непросто.

Такое ощущение, что эти дома не просто бросили, а взяли, потрясли, перевернули и поставили на место.

Мебель и чьи-то личные вещи теперь валяются на улице, словно поджидая хозяев, унесенных какими-то ветрами. И, кажется, это ничуть никого не смущает. Словно диваны и книжки, лежащие на земле, это неотъемлемая часть обычной поселковой жизни. На улицах воркутинских поселков нередко можно увидеть людей, которые что-то выламывают и куда-то тащат.

-27

Но и это на фоне общей разрухи, видимо, тоже ни у кого не вызывает ни удивления, ни возмущения. На некоторых из домов Воргашора все еще можно увидеть вот такие советские таблички, которые сегодня скорее вызывают улыбку. А сами жилые здания в некоторых особо ветреных местах выстроены полукольцами с замкнутыми внутренними дворами.

В Воргашоре дворы сделаны с закругленными углами для того, чтобы потоки воздуха не сметали все на своем пути. Ветра здесь сильные. И зимой особенно сильно заметает снегом все.

-28

Вообще здания в этих местах довольно быстро приходят в негодность из-за климата, сверхнизких температур и постоянных арктических ветров. Сейчас это довольно трудно представить, но еще несколько лет назад Воргашорский дом культуры был в полном порядке и выглядел аккуратно, и работал исправно. А сейчас в нем темно и страшно.

Соседняя с Варгашором шахта Комсомольская — одна из четырех ныне работающих в Воркуте. Это самая глубокая шахта России, она уходит под землю более чем на километр.

-29

Самое большое здание — это ствол, там шахтеры опускаются вниз под землю. На самом верху сидит машинистка подъемной машины, и она управляет, собственно, самим подъемом. То есть, одна клеть опускается вниз, другая противовесом идет вверх.

Несмотря на то, что шахта Комсомольская еще действует, поселок при этой шахте полностью заброшен и пустой. Здесь не осталось совсем никого.

По данным Росстата, на 1 января 1924 года в посёлке Комсомольск проживало 128 человек. Но сегодня среди пустых многоэтажек гуляет лишь ветер, да редкие охотники за металлом и брошенными вещами. Это без всяких оговорок посёлок-призрак, одиноко стоящий среди заполярной тундры. И местному дк не повезло ещё больше, чем Варгашорскому. Местный дом культуры не выдержал натиска времени и полностью сложился.

-30

Поселок Заполярный — один из последних на Воркутинском кольце. До города отсюда по прямой чуть больше 10 километров. Но дороги напрямик нет, так что приходится огибать все кольцо в обратную сторону. И эта удаленность во всех смыслах дорого обходится последним сотням жителей Заполярного.

К следующему, 2025 году, поселок Заполярный планируют полностью закрыть. Сколько здесь живет народу, точно неизвестно. Многие, имея регистрацию и собственность, отсюда уже уехали. Но автомобильное движение на подъезде к Заполярному довольно оживленное, и в самом поселке, несмотря на дома с пустыми оконными глазницами, кипит жизнь со своими собственными страстями.

-31

Возвращаться из Заполярного в Воркуту приходится в обратную сторону, через северную часть Воркутинского кольца. И нельзя не поделиться ощущением того, что город, после путешествия по соседним поселкам, какое-то время кажется вершиной цивилизации. Ездят машины, ходят люди, окна в домах застеклены, а кое-где даже что-то строят или ремонтируют. Правда, рядом с некоторыми домами Воркуты гулять опасно — на голову может упасть, например, бетонный кусок балкона.

Но зато местное градообразующее предприятие, не покладая рук, трудится над улучшением городского облика. Вот, например, высаживает ёлочки в Парке Победы, где стоит, ржавея военная техника, видимо, демонстрируя и взрослым, и детям мощь российских вооруженных сил.

-33

Рядом с Парком Победы находится патриотический детский парк, где можно посидеть в вертолете, полазать по самолету и покататься с горки с танка.

-34

Вся Воркутинская агломерация — город и его поселки-спутники — это, по официальным данным, на начало двадцать четвертого года 67 547 человек. Но в коридорах российской власти публично уже звучали и другие цифры, что, мол, на самом деле в пределах Воркутинского кольца проживает не больше тридцати тысяч. Все эти населенные пункты, которые здесь, в тундре, возникли в первой половине прошлого века, строились исключительно ради одного — добычи как можно большего количества угля для заводов страны, которые уже давно не существуют.

-35

Сегодня же все эти шахты, поселки и люди в них нужны уже не для каких-то пусть и утопичных, но высоких целей, а только для одного — извлечения прибыли из земли и труда людей, которые на ней живут. И когда в них исчезнет нужда, исчезнут и те, кто платит шахтерам высокие по местным меркам зарплаты. Не будет больше ни работы, ни свежих маленьких елочек в городском парке.

Останутся только люди и их дома наедине с тундрой и арктическими ветрами.

Если вас заинтересовала статья, подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее!