Найти тему

2011-2012. «Листая старые страницы» или «Как я не доехал никуда». Часть 3.

Тотьма. Церковь Входоиерусалимская.
Тотьма. Церковь Входоиерусалимская.

Как мы не доехали до: Вологды и Сизьмы, да и Тотьму толком не посмотрели.

А вот об этом я рассказал в своем отчете "На недельку, до второго..." (в подборке "Мои "мемуары""). Наскоро повторюсь - из-за плохой шлифовки ГБЦ в систему охлаждения попадало масло. Сначала это привело к замене первой точки маршрута с Вологды на Кострому - для скорейшего ремонта. А после ремонта, в общем-то, сделанного совсем неплохо, единственный шланг системы охлаждения, который не поменяли, "дал огня", заставив меня понервничать, особенно на обратном пути, когда мы возвращались в Вологду из Тотьмы. Однако, если оставить в стороне потерянные нервные клетки и неосвоенные маршруты - то, в целом, поездка оставила очень приятные впечатления.

Как мы не доехали до: Опок, Великого Устюга, Плёса.

"Костромская слобода"
"Костромская слобода"

Казалось бы, после многократных ремонтов все было в порядке, ведь к середине августа двенадцатого года машина уже пробежала почти полтора десятка тысяч километров, отсчитывая от Кандалакши. Поэтому в очередную поездку с заездом в Кострому на плановое ТО я отправился совершенно спокойно. Планы были обширны - в них входили посещение села Великого, Пошехонья, Опок с их фонтаном, Великого Устюга, всё того же Плёса и почти недельное пребывание в Чебоксарах с кольцевыми поездками и выездом по грибы. Также планировалось посетить Сизьму, до которой не удалось доехать в прошлый раз.

Начиналось всё просто великолепно. Ранний выезд пятничным утром из  Москвы позволил обойтись без пробок и езда была просто в удовольствие. Первой точкой маршрута стало село Великое, что по дороге на Гаврилов-Ям. Там на центральной площади, напротив магазина "Наш", и вправду установили копию мозаичного полотна Ломоносова "Полтавская битва". Но, то ли погода была пасмурной, то ли закрыта была мозаика каким-то покровом, но уж больно бледной и неказистой она мне показалась.

Село Великое. Мозаика "Полтавская битва"
Село Великое. Мозаика "Полтавская битва"

После посещения Великого мы вернулись на М8 и поехали дальше. В Ярославле я не поехал через центр и, немного помучавшись от плохой дороги в начале объездной, вскоре выкатил на её новую часть, где поехал " с ветерком". У Данилова свернул на Пошехонье и поехал по новой для себя дороге.

Незадолго до поворота я обогнал иномарку с номером региона 93. После недолгих раздумий, по аналогии с Москвой и Питером,  пришел к выводу, что машина эта была из Краснодарского края. Что вскоре и подтвердилось вербально. На этой новой дороге я сделал несколько остановок для фотографирования названий рек или населенных пунктов в мою коллекцию. На одной из них меня и догнала та самая иномарка и остановилась немного впереди. Водитель подошёл ко мне и спросил, верно ли, что эта дорога ведет в Пошехонье. Я ответил, что еду туда, но в первый раз, а навигатор не возражает. Выяснилось, что едут они в Череповец, а сами из Краснодара.

Когда я задавал навигатору конечную точку, он, кроме названия города, не потребовал ни улицы, ни дома. И привел нас на главную площадь и под указующей рукой местного Ленина объявил о прибытии.

Центр Пошехонья (согласно Навителу)
Центр Пошехонья (согласно Навителу)

Мы немного походили по центру Пошехонья под небольшой изморосью, а потом отправились к музею Топтыгина. Музей оказался закрытым, хотя расписание его работы говорило об обратном. Мы походили вокруг и уже было решили отчалить несолоно хлебавши, как вдруг рядом остановилась машина и дама-водитель поинтересовалась, а не музей ли мы хотим посетить. Получив утвердительный ответ, она сказала, что смотрительница сейчас вернется. Оказывается, она ушла за зарплатой. Так что музей Топтыгина нам посмотреть удалось. Я даже посидел на трехметровой охотничьей засидке, сделанной из березовых жердей и бревен.

В музее Топтыгина. Засидка
В музее Топтыгина. Засидка

Из Пошехонья мы отправились в Вологду по дороге через Кукобой и Бакланку. Говорят, что в Кукобой переехала Баба-Яга, которую изгнали с горы Мауры, что под Кирилловым.

Кукобой. Здесь обитает Баба Яга
Кукобой. Здесь обитает Баба Яга

Хотя и прибыли мы в Вологду не слишком рано, пришлось потратить часок на проезд по городу и посещение магазинов, в ожидании, когда освободится снятая квартира. А наутро отправились в Сизьму, куда прибыли незадолго до полудня, немного заблудившись дорогой под чутким руководством навигатора. Посетили местную церковь, где хранятся обломки каменного чудо-креста, по легенде приплывшего в Сизьму по реке. Поднялись и на колокольню, откуда открывается вид на село и окрестности,

Сизьма. Вид с колокольни
Сизьма. Вид с колокольни

и где любой может позвонить в небольшой колокол.

Можно позвонить в колокол
Можно позвонить в колокол

Отмечу при этом, что церковь эта действующая, с зимним и летним помещениями!
Слегка перекусив и покормив местного рыжего пса, мы решили сначала съездить в Починок и  Соловарку, оставив посещение местных сиземских музеев на более позднее время. В Починке попили водички из источника,

Источник в Починке
Источник в Починке

а в Соловарке посетили часовню Ксении. Я также окатил себя ведром холоднющей воды из колодца в купальне над рекой. Бассейна в Соловарке нет, а купальней называется скворечник с лавочкой внутри и парой ведер для воды из колодца.

Соловарка
Соловарка

Вернувшись в Сизьму, я получил ещё один "холодный душ" - музеи оказались уже закрытыми, и открывать их нам никто не собирался. Думаю, по причине посещения Сизьмы в тот субботний день несколькими группами на больших автобусах. "Караул устал" - то бишь экскурсоводы уже выполнили свою норму произнесенных слов. И мы вернулись в Вологду, остановившись в придорожной беседке попить чайку из термоса с купленными в Сизьме пирогами. А назавтра нам предстояла дорога в Опоки и Великий Устюг.

Турист заблудился в лесу.
Стоит и орет: "Ау, ау, ау!"
Сзади по плечу его кто-то хлопает.
Оборачивается - медведь.
Медведь: "Мужик, чего орешь?"
Турист: "Заблудился, может, кто услышит".
Медведь: "Ну, я услышал, тебе легче стало?"

Утро следующего дня выдалось на загляденье. Прохладный легкий ветерок, ярко-голубое небо с нежно-кремовыми облаками, немного машин на улицах и потом на трассе. Я наслаждался ездой, погодой и природой за окнами авто. Мы строили планы – стоит ли заехать в Кадников, или, может, лучше провести часок-другой в Тотьме. И как там в Опоках – удастся ли сразу найти лодку, чтобы попасть к фонтану, не потратив много времени.

Увы, счастье длилось совсем недолго. Когда до поворота на Тотьму оставалось около двадцати километров, впереди вдруг что-то резко застучало и загремело. Звук бьющего о железо железа был крайне неприятен и не сулил ничего хорошего.

- Раздатка накрылась, - подумал я, вспомнив вдруг что-то про прошлогодние ремонты. Остановился, полез под машину, в надежде, что вдруг что-нибудь куда-нибудь попало – камень там или ветка. Конечно, ничего лишнего я не обнаружил, равно, как и какую-нибудь очевидную поломку. Снова тронул машину вперед и снова, в такт движению, раздалось громыхание. Тогда я попросил штурмана попытаться определить источник стуков снаружи. Штурман тоже не смог точно указать место.
- Где-то вот тут, снизу спереди.
- Да… Наверное, раздатка.

Достав сотовый телефон, я принялся названивать в Кострому – хозяину сервиса, где я делал все предыдущие ремонты своему несчастному авто.
- Абонент недоступен, - упорно отвечал механический голос.
- Вот, черт. Как назло, так и не записал телефон сервиса. Ну, что теперь делать?
- А ты посмотри сзади, - сказал штурман, хитро улыбнувшись.

И точно – на удерживающей номер рамке, подаренной мне в один из визитов в тот самый сервис, красовалось его название и номер телефона. С облегчением вздохнув, я набрал заветный номер и вскоре получил необходимые указания, что и как надо будет сделать. А ещё я отчетливо понял, что в этот раз мы не доехали до Тотьмы, Опок с их крутыми берегами и фонтаном и до вотчины Деда Мороза – Великого Устюга. А ещё – не придется мне проехать дорожкой, что ведет от Великого Устюга через Пыщуг, да в Кострому. В который раз помянув криворуких «пионеров» из московского сервиса, я принялся набирать три цифры, которые пишут на всех заборах и щитах. А также шлют в эсэмэсках сотовые компании – «112». Ну, не знаю, как в Америках и прочих Европах, а у нас дозвониться до этого номера не так-то просто. Пришлось доставать второй, мегафоновский, сотовый. Здесь мне ответили, но, как в анекдоте о заблудившемся туристе и медведе – легче мне не стало. Это были всего лишь пожарные, не знающие ни о каких эвакуаторах.
- Вот если бы у Вас пожар был… - мечтательно произнесла девушка на том конце незримого провода. Слава богу, хоть пожара мне удалось избежать. Далее я записывал на бумажке телефон ГАИ из Сокола, в ведение которого находился этот участок дороги, телефоны эвакуаторов в том же Соколе. И снова, «турист и медведь» - легче мне не стало.
- Не возим мы поломанные машины. Только в случае аварии, - дружно отвечали эвакуаторщики из Сокола.

Положение начинало походить на безвыходное. И вот тут я отважился позвонить квартирохозяевам в Вологду. Они-то мне и помогли связаться с эвакуаторщиком, уже из Вологды. Часа через полтора тот был на месте и вскоре мы затащили машину на платформу, а сами уселись в кабину эвакуатора.

Уехать далеко не пришлось – сразу же за первым поворотом дороги нашим взорам открылась картина – стоящая на дороге слегка помятая пассажирская «Газель» и стоящая на скате обочины новенькая иномарка с вспоротой краской вдоль всего левого борта и снесенным напрочь зеркалом. В аварии никто из людей не пострадал и никто же не знал телефона местного ГАИ. Вот тут то и пришлись кстати мои бесплодные попытки найти эвакуатор в Соколе. Мы позвонили в ГАИ и оставили место происшествия, покатив в Вологду.

Позвонил мне и хозяин сервиса. Теперь мне надлежало найти любой сервис, снять передний и задний карданы и далее, отпустив эвакуатор, искать попутные буксиры до Костромы. Поскольку, доставка машины эвакуатором в Кострому выливалась бы в сумму, равнозначную той, что пришлось бы уплатить за замену раздатки на новую. Небольшой придорожный сервис нашелся быстро, на подъезде к Вологде. Там уже был клиент, но он согласился пропустить нас без очереди. Задний кардан был снят быстро и без проблем. Во время же снятия переднего выяснилось, что не раздатка повреждена, а просто-напросто отвалился редуктор переднего моста. Он то и гремел, прыгая по защите.

Я снова связался с Костромой. Там меня обрадовали, что если раздатка в порядке, то я смогу добраться и своим ходом, на одном заднем приводе. Теперь весь вопрос был в том, чтобы найти сервис, или, на худой конец, гараж, где взялись бы сделать из Нивы обычные Жигули. И начались наши разъезды по Вологодским задворкам. Иные сервисы были закрыты по случаю воскресения. В других очередь простиралась до самого края земли. В третьих вроде бы и готовы были сделать, да вот не знали, успеют ли принять нас до закрытия. Помог нам всё тот же водитель эвакуатора. После бесплодных попыток связаться по телефону со своим другом из «гаражного сервиса», он всё же привез нас к нему, в гаражи на окраине Вологды. И здесь нам повезло.

Правда, пришлось преизрядно подождать, пока машину возьмут в работу. Мы со штурманом погуляли два с лишним часа по близлежащей части Вологды, заходя в магазины. Потом на детской площадке попили чаю из термоса и поели взятых в дорогу бутербродов. Небыстро вернулись к гаражу под надвигающимися грозовыми тучами. Машина всё также стояла рядом. Наконец, и её взяли в работу. И тут же разразилась мощная гроза. Мы со штурманом воспользовались приглашением и поднялись на второй этаж большого гаража, где была оборудована неплохая комнатка для отдыха. Посидев некоторое время на продавленном диване, я вдруг обратил внимание на целую кучу песка под моими ногами.
- Да… Совсем постарел, - подумалось мне, - уже и песок сыплется из меня в промышленных масштабах.

Время быстро бежало к вечеру. Гроза ушла, оставив после себя посвежевший воздух и медленно иссякающие потоки воды, текущие по межгаражным «улицам». Наконец, мастера поставили последнюю точку в переделке машины и, расплатившись и поблагодарив их, мы отправились в Кострому. Управлять машиной было немного непривычно – на высокой скорости возникали небольшие заносы, заставлявшие меня слегка напрягаться. В Кострому мы прибыли заполночь.

Утром я отогнал машину на сервис. Поскольку ремонт мой оказался внеплановым, продлился он два с половиной дня. А в этот день над Костромой пролился сильнейший дождь, затопив многие улицы.

После ливня в Костроме
После ливня в Костроме

На воздухе было промозгло и холодно. Остаток дня мы просидели под крышей у телевизора.

День следующий забыл о вчерашнем дожде, порадовав ярким солнцем.

Кострома. Пожарная каланча
Кострома. Пожарная каланча

В этот день мы хорошо прогулялись по Костроме, посетили "Костромскую Слободу" - музей деревянного зодчества под открытым небом

В "Костромской слободе"
В "Костромской слободе"
В "Костромской слободе"
В "Костромской слободе"

и завершили день поздним обедом в "Рогах и копытах".

"Рога и копыта"
"Рога и копыта"

В пруду "Костромской слободы" мне удалось заснять державшегося у поверхности большого щуренка.

Щурёнок
Щурёнок

И ещё кое-какие интересные моменты подарил нам этот день.

Водитель большой шутник
Водитель большой шутник
На отдыхе
На отдыхе
За "лагерным" забором
За "лагерным" забором

День следующий вновь задался пасмурным, поэтому вставать рано было лень. Затем была прогулка по Костроме и встреча с "плюшевым" (как показалось вначале) котиком в закрытом летнем кафе,

Зевака
Зевака

обед в тех же "Рогах и копытах" и бросок на сервис - за сделанной, наконец-то, машиной. Решено было потратить остаток дня на обкатку машины - а вдруг что отвалится снова? Выбрали направление в сторону Плеса-Иваново.

И здесь я едва не стал косвенным виновником ДТП. При выезде из Волгореченска углядел дорожный указатель на Красное-на-Волге и решил поехать туда, забыв, что само село находится на другой стороне Волги. Поскольку левый поворот туда я уже проехал, то поехал до первого перекрестка. Вскоре такой обнаружился, как примыкающая слева дорога к какому-то сельхозобъекту. Включил указатель поворота заранее и стал притормаживать, собрав за собой с пяток легковых. Сбросив скорость до минимума, я повернул руль влево и бросил взгляд назад - там, выскочив из-за кавалькады машин, нёсся по встречной полосе, отделенной сплошной линией, светло-зеленый жигуленок. Пришлось мне резко затормозить. Жигуленок пронесся мимо, едва не задев мой бампер, а сзади раздался отчаянный визг покрышек по асфальту. Я аж сжался, ожидая услышать удар, но обошлось. Повернув налево, я проехал вперед до места пошире и развернулся в обратную сторону. Машины, ехавшие за мной, уже унеслись, и лишь одна стояла у огороженной обочины. Водитель её, судя по всему, судорожно глотал воздух. На заднем стекле его новенького авто красовался желтый восклицательный знак. Повезло... А если бы не успел?

Дружно обозвав водителя светло-зеленого жигуленка бараном, мы поехали к нужному повороту. Сообразив, что к чему, на паромную переправу я не поехал, ограничившись десятикилометровой пробежкой по дороге вдоль Волги. После этого мы вернулись в Кострому той же дорогой. Наутро начиналась вторая часть нашей поездки.