Прошел более года с тех пор, как индийские оборонные компании предложили продать африканским военным «доступное» оружие для борьбы с террористами. В апреле прошлого года различные оборонные компании Индии продемонстрировали вертолеты, беспилотники и артиллерию отечественного производства на встрече глав армий и официальных лиц из 31 африканской страны, поскольку Нью-Дели, один из крупнейших в мире импортеров оружия, стремится стать и крупным экспортером.
Возможности оборонной промышленности Индии
Индия прилагает все усилия, чтобы расширить свое присутствие в сфере торговли оружием и составить конкуренцию таким мощным странам, как Россия и Китай. В соответствии с этими амбициями Индия сосредоточила свои усилия на продаже оружия отечественного производства африканским военным, которые зачастую не могут позволить себе западное оборудование. Индия уже добилась хоть и малых, но успехов в этом секторе и теперь стремится развить их, надеясь стать крупным игроком в сделках по продаже оружия африканским странам.
Индия разработала и произвела огромное количество оружия и оборонных систем, начиная от стрелкового оружия и заканчивая сложными летательными аппаратами. Они предоставляются африканским военным по меньшей цене, чем западные аналоги, что делает их привлекательным вариантом для бедных стран. Индия также добилась больших успехов в обеспечении технического обслуживания и поддержки своих систем вооружений, что делает их надежным и экономически эффективным вариантом для африканских военных.
Индия надеется использовать свое растущее присутствие в Африке не только для того, чтобы продавать больше техники отечественного производства, но и для получения доступа к новым рынкам и дальнейшего укрепления своего глобального присутствия. Индия стремится войти на африканский рынок вооружений и уверена, что при правильной стратегии она сможет стать крупным игроком в этом секторе и конкурировать с Россией и Китаем за сделки по продаже оружия.
Спасательный круг для DICON в размере 1 миллиарда долларов
Однако, несмотря на ажиотаж, поднятый в свое время в прессе, прогресса в этом деле практически не было. Хотя, если быть честным, то «некоторый» прогресс в этом отношении был.
Спустя несколько месяцев после обещания «доступного» оружия Нигерия подписала с Индией сделку на 1 миллиард долларов, чтобы поднять свою оборонную промышленность. Сделка предусматривает, что к 2027 году Корпорация оборонной промышленности Нигерии (DICON) станет на 40% самодостаточной в местном производстве и выпуске оборонного оборудования.
Новая сделка обеспечит DICON финансированием и экспертными знаниями, необходимыми для модернизации производственных мощностей и выпуска более широкого спектра продукции. Сюда входит все - от огнестрельного оружия и боеприпасов до бронетехники и современных систем связи. Это также поможет создать рабочие места и поднять нигерийскую экономику. Для Нигерии эта сделка является удачным шагом, поскольку она сразу же принесла свои плоды: государственная компания DICON возобновила производство оружия и боеприпасов после многолетнего перерыва.
Но…. Год спустя - ни одной продажи оружия
Однако, на настоящий момент, Индия не продавала оружие ни одному африканскому получателю. Хотя Ботсвана начала переговоры с индийской государственной компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) о приобретении как минимум эскадрильи истребителей Tejas для укрепления своего оборонного потенциала. Однако сделка не состоялась.
Кроме того, Египет, один из стратегических партнеров Индии на Ближнем Востоке, выразил заинтересованность в приобретении зенитного ракетного комплекса Akash - мобильной зенитной ракеты (ЗРК) средней дальности, разработанной индийской Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) и производимой компанией Bharat Dynamics Limited (BDL). ЗРК Akash способен поражать воздушные суда на расстоянии до 45 км и нейтрализовать такие воздушные цели, как истребители, крылатые ракеты, ракеты класса «воздух-поверхность» и баллистические ракеты. Она состоит на вооружении индийской армии и индийских ВВС.
Эта сделка тоже, похоже, сорвалась, хотя Египет надеялся заменить систему ПВО IRIS-T SLM, которую он оплатил Германии, но в августе система была передана Украине. Египет и Индия уже имеют небольшой опыт сотрудничества в области обороны, особенно в сфере военных продаж, обучения и передачи технических знаний. Обе страны также проводят совместные учения и посещают порты с участием военно-морских и военно-воздушных сил.
Пока точно не известно, почему сорвалась сделка по египетскому Akash и ботсванскому Tejas, однако эксперты считают, что это может быть связано со сложным бюрократическим процессом разработки, эксплуатации и поставок оружия в Индию.
Неудача с Tejas
Индия даже пыталась продать Нигерии свои истребители Tejas после подписания законопроекта об оборонной промышленности стоимостью 1 миллиард долларов, однако Нигерия отказалась от воздушного судна. Нигерия - одна из крупнейших и наиболее густонаселенных стран Африки, с ВВП в 477 миллиардов долларов и населением в 214 миллионов человек. Она также является одной из самых неспокойных стран континента, сталкиваясь с угрозами безопасности из различных источников, таких как исламистская боевая группа «Боко Харам», сепаратистские движения, межобщинное насилие и пиратство.
Военно-воздушные силы Нигерии, насчитывающие около 15 000 человек и 150 воздушных судов, остро нуждаются в модернизации и расширении. По данным Международного института стратегических исследований, ВВС Нигерии состоят в основном из устаревших или стареющих платформ, таких как Alpha Jet, F-7 и несколько вертолетов. Нигерия также эксплуатирует только три истребителя JF-17 Thunder совместной разработки Пакистана и Китая, которые она приобрела в 2018 году.
Интерес Нигерии к Tejas обусловлен ее давними военными и дипломатическими отношениями с Индией, которые начались еще в 1960-х годах. Индия помогла Нигерии создать академию обороны и военно-морской колледж, а две страны сотрудничают в совместной военной подготовке, программах обмена и миротворческих операциях ООН.
Несмотря на тесные связи между Индией и Нигерией, продажа истребителей Tejas Нигерии крайне маловероятна по нескольким причинам. Во-первых, Tejas еще не испытан в бою и не полностью введен в эксплуатацию индийскими ВВС. В процессе разработки Tejas столкнулся с рядом задержек и технических проблем, и до сих пор не получил окончательного эксплуатационного разрешения (FOC), подтверждающего его готовность к бою. Кроме того, Tejas еще не оснащен некоторыми современными вооружениями и системами, которые он должен нести, такими как ракета класса «воздух-воздух» дальнего радиуса действия (BVRAAM) и радар с активной электронно-сканирующей решеткой (AESA).
Tejas был предложен Ботсване и Египту, но обе страны отказались от него, несмотря на то, что HAL предложила создать в Египте производственные мощности для Tejas Mk1A. Египет выбрал истребитель KAI FA-50/T-50 Golden Eagle, а Ботсвана, вероятно, остановила свой выбор на SAAB JAS 29 Gripen. Председатель совета директоров HAL К. Б. Анантхакришнан заявил, что переговоры с потенциальными покупателями идут полным ходом и что компания открывает офисы на некоторых зарубежных рынках для содействия экспорту.
Многие военные эксперты и СМИ, освещающающие вопросы обороны и аэрокосмической промышленности, отмечают, что процесс оборонных закупок в Индии сталкивается с бюрократическими препятствиями, которые могут приводить к задержкам.
Кроме того, сложности международной торговли оружием включают в себя множество факторов, помимо бюрократии, таких как длительные переговоры, согласования с регулирующими органами, изготовление оборудования на заказ и обеспечение надежной послепродажной поддержки.
Несмотря на эти препятствия, Индия по-прежнему стремится выполнить свои обещания. Например, значительная сделка с Нигерией демонстрирует эффективность Индии на этом рынке. Кроме того, предпринимаемые Индией усилия по оптимизации процесса оборонных закупок, включая реформы в DRDO и расширение сотрудничества с частным сектором, направлены на сокращение задержек и повышение эффективности.
Индия стремится расширить свои стратегические и военные связи с африканскими странами, где она сталкивается с соперничеством со стороны Китая и России. В ближайшие годы страна намерена увеличить ежегодный экспорт оружия более чем в два раза - до 5 миллиардов долларов с нынешних 1,7 миллиарда.
Насколько достижима эта цель - большой вопрос. В августе 2021 года индийское издание The Wire опубликовало язвительный отзыв о процедурах оборонных закупок в Индии, в котором начальник штаба индийской армии генерал М.М. Нараване назвал их «властными» и архаичными, возложив на них ответственность за коллективную задержку закупок материальных средств и приостановку военной модернизации. Выступая на вебинаре «Императивы трансформации для индийской армии в ближайшие десятилетия», организованном Институтом объединенных служб (USI) в Нью-Дели 3 августа, глава индийской армии заявил, что процедуры приобретения материальных средств в стране являются заложниками «синдрома нулевой ошибки».
Под руководством премьер-министра Нарендры Моди индийское правительство представило амбициозные и всеобъемлющие предложения по модернизации вооруженных сил. В 2021 году министр обороны Индии Раджнатх Сингх выпустил брошюру с описанием 20 реформ, направленных на превращение Индии в военно-промышленную державу. Администрация Моди уделяет первостепенное внимание укреплению индийского военно-промышленного комплекса, руководствуясь своим видением Индии не только как региональной силы, но и как восходящей глобальной державы. Моди пришел к власти, пообещав реформировать индийские оборонные организации и экосистему.
Премьер-министр Нарендра Моди стремится превратить Индию в крупного экспортера оружия, привлекая иностранные инвестиции и опыт. Однако Индия сталкивается с трудностями, связанными с громоздкой бюрократией и сложным процессом закупок. Несмотря на пятый по величине в мире оборонный бюджет, Индия по-прежнему импортирует 60 % вооружений. Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) работает над созданием отечественной продукции, но частые задержки приводят к тому, что после производства оборудование устаревает.
В качестве примера можно привести систему противовоздушной обороны Akash. DRDO потратила почти три десятилетия на разработку этих ракет, но обнаружила, что в них отсутствуют новейшие технологии слежения. В результате индийская армия решила не заказывать дополнительные ракеты Akash в 2016 году, и премьер-министр Моди остался разочарован работой DRDO».