Мне очень откликается фраза Джеффа Безоса: «Бренд для компании – это как репутация для человека. Вы зарабатываете репутацию, пытаясь хорошо делать сложные дела».
Традиционные маркетологи давно уже поняли, что деньги бизнесу приносит не продукту, а клиент. И сейчас недостаточно просто сделать хороший продукт, красивую упаковку, яркую эпатажную рекламу…
Сегодня в мире избытка и выбора, потребителям (нам с вами) нужен позитивный опыт, впечатления, которые сопровождают человека по мере его клиентского пути от идеи покупки, в процессе контакта и после. И это касается абсолютно любого продукта, услуги, сервиса, а для того, чтобы этот опыт клиента/покупателя/гостя/пациента во взаимодействии с Вашей компанией был успешным, позитивным и превратился в многолетнюю дружбу, необходимы соответствующие сотрудники.
Отсюда можно сделать вывод экономики впечатлений: Путь клиента будет на столько продолжительным, приятным, а главное доходным для компании, на сколько достойный опыт наших сотрудников.
Поэтому в современных условиях бренд работодателя равен или даже больше бренда компании. Сейчас многие компании вводят должности Директор по впечатлениям и я уверенно могу сказать, что креативные и неординарные Директора по персоналу легко могут занять данные позиции, как в принципе и позиции СЕО, так как сейчас самый высококонкурентный рынок - это рынок труда и успех компании реально зависит от компетенций Директора по персоналу, который должен отлично знать не только экономику компании, бизнес-процессы, методы подбора и обучения соответствующего персонала, но и маркетинговые инструменты: такие как:
- создание привлекательного продукта для целевой аудитории (в нашем случае – это кандидаты/сотрудники),
- аналитику и исследования рынка,
- инструменты создания воронки,
- каналы и инструменты продвижения...
А что же всё-таки такое Бренд работодателя (HR-бренд) и всем ли компаниям он необходим?
HR-бренд – это комплекс представлений, ассоциаций и ценностных характеристик о компании в сознании потенциальных кандидатов и сотрудников.
Это репутация и имидж организации, трансляция ее корпоративной культуры, особенностей того, что отличает ее от конкурентов.
Очень важный момент – бренд компании и бренд работодателя очень сильно влияют друг на друга.
Еще в начале моей профессиональной деятельности, у меня была старшая коллега, которая неоднократно любила повторять: «За такую зарплату я не только не работаю, но и вредю».
Тогда я не совсем понимала силу такой внутренней установки сотрудника, но потом, когда стала уже Директором по персоналу, когда стала проводить кадровые аудиты, я осознала всю мощь этой простой связи:
- Когда сотрудник доволен работой в компании, вовлечен, чувствует свою сопричастность, у него горят глаза, он эффективен… Он эти эмоции транслирует и на заказчика, и на продукт.
- И покупатель приобретая ваши решения, являясь вашим потребителем, напрямую сталкиваясь с людьми, которые создают этот продукт, тоже получают эти эмоции в виде позитива, в виде отличного качества и сервиса…. И ему хочется вернуться к вам снова именно за ощущениями удовольствия.
Поэтому, чем выше удовлетворенность и вовлеченность ваших сотрудников, тем выше удовлетворенность ваших заказчиков, а соответственно, прибыль компании.
Корпоративный бренд состоит из:
- Ядра компании – главных смыслов, отражающих идентичность компании (миссия, видение, ценности, характеристики).
- Позиционирования, т.е. ценностного предложения для определенной аудитории (стейкхолдеров).
В марте 2021 года, когда начали закрываться магазины иностранных брендов, появилась дополнительная возможность занять долю рынка у российских производителей. Общаюсь тогда с собственником одного из российских брендов одежды, имеющим сеть розничных магазинов по Москве, дистрибьюторскую сеть по России. И вот он мне рассказывает, сколько он тратит на производство, сколько тратит на клиентские дни, маркетинговые активности, что все магазины не смотря на средний сегмент, старается вывести на уровень бутика, чай/кофе/конфетки для клиентов, бумажные пакеты и папирусная бумага для завертывания одежды, открытки с благодарностью за покупки…В общем, все очень вкусно.
Но когда, как тайный покупатель, я прошлась по части его магазинов, увидела, действительно, классные торговые точки, но послевкусия от посещения не осталось, как и желания вернуться к ним опять. А все из-за клиентского сервиса замученных и несчастных продавцов.
Итог: Собственник затраты на развитие магазинов и привлечение клиентов увеличил, но отдача на рубль вложенных средств ограничивалась неудовлетворенными сотрудниками.
Поэтому, всем своим знакомым руководителям не устаю повторять: Прежде, чем расширять бизнес – убедитесь, что сотрудники счастливы и готовы зарабатывать вместе с компанией.