Моя родная отрасль – полиграфия. В ней работал тридцать лет. В ней достиг успеха. В девяностые годы отрасль находилась в лучах славы. Газеты вышли на максимальные тиражи, книги читали, гламурные журналы листали, картонная упаковка обошла все другие виды упаковок. А на сломе тысячелетий сломалась и полиграфия: ее престиж у молодежи рухнул. Эксперты рисовали такую метафору: печатное дело – яркая звезда, пятьсот лет излучала свет, и вдруг потухла. Ее уже нет, а мы думаем, что она светит, потому что фотоны летят на Землю и будут лететь десятилетиями.
Почему так? Неужели родной индустрии везло-везло, и вдруг в одночасье перестало фартить?
Да, случилась четвертая информационная революция – появился интернет. Ну и что с того. Печатное дело не стоит на месте, развивается, тоже использует цифровые технологии. Потребность в бумажном носителе информации сохранилось. Все так, но кураж не тот.
И действительно. Представим мысленный эксперимент. Невский проспект, середина буднего дня. Поток жителей и гостей Северной столицы. Картинка первая – 1980-е годы, стоят директора полиграфических объединений «Печатный Двор», «Лениздат» и «Ивана Федорова», рассказывают про предприятия.
- О-о! Мы о вас знаем! - откликаются восхищенные прохожие, - Листали вами отпечатанный замечательный альбом в Эрмитаже, в библиотеке стоит ваш сотый том сочинений Ленина, взахлеб читаем «Ленинградскую правду».
То же место, «девяностые» года. Ему некогда (он в запаре), но эксперимент есть эксперимент – стоит директор типографии «Выдающаяся экстрапечать».
- О! - говорят прохожие. - Не знаем, что вы печатаете, но наши аплодисменты: слышали, полиграфия на подъеме.
Грудь директора надувается, уже и спешить как-то не хочется, просмаковать бы мгновение – ты прекрасно!
Опять Невский, наше время. Стоит генеральный директор типографии «Красный грейпфрут-Принт-Пак-Плюс», зазывает на работу молодежь.
- У нас автоматизация-линеаризация-цифровизация и прочее. Качество печати лучше, чем двадцать лет назад у типографии «Выдающаяся экстрапечать»!
- Да? Прекрасно! Бог в помощь!
- У нас мощный соцпакет, наше имя гремит в отрасли…
Но молодые люди уже пофланировали дальше, обсуждая видос из тик-тока.
Воображение меня несет дальше. Наше время. Вечер. Ясно. Свернули с Невского на Малую Конюшенную, остановились перед Шведской церковью Святой Екатерины. Встретились два директора: упаковочной типографии и подшипникового завода.
- Как у вас дела?
- Отлично! Прибыль растет третий год!
- И у нас растет.
- Без нашей упаковки общество не сможет жить.
- И без наших изделий все скиснут.
- Но как-то «шарикоподшипник» звучит не харизматично…
- Да и «картонная упаковка» не отдает страстью.
- И что?
- И ничего! Таких как мы большинство. Вот перед нами церковь. Навивает аналогию. Читал одного историка. Фраза понравилась: «После Полтавы Швеция перешла с подмостков истории в зрительный зал».
- В чем аналогия?
- Было время – шведы соревновались с Англией за царство на море, вершили судьбами Европы. А потом Империя сдулась. Ну сейчас живут же хорошо, работают, мудрость в глазах. Но без тех понтов, что были до Полтавы.
- И нам что ли так?
- Да.
На том и попрощались. И пошел директор типографии по Шведскому переулку, посмотрел на безоблачное небо – виден ли еще свет от звезды? Проверил рукой кошелек в кармане. Фух, на месте. Толстый. Значит, фотоны пока летят.
#бизнес #бизнессоветы #достижения