Огромная, частично построенная башня доминирует в общей композиции выдающейся работы кисти Питера-Брейгеля-старшего (годы жизни 1525-1569) под названием «Вавилонская Башня». Сооружение окружает собой пейзаж, усеянный крохотными фигурками, некоторые из которых маршируют процессией вокруг его изогнутых этажей, другие же трудятся на строительных лесах по бокам постройки. По правую часть полотна корабли разгружают строительные материалы; прямо во всех деталях картина скрупулёзна и натуралистически точна.
Это одна из трёх картин в творчестве Брейгеля-старшего, созданных на основе библейского сказания о Вавилонской Башне. При этом он выбрал историю, призванную дать нам моральные указания относительно опасностей чрезмерных человеческих амбиций. В оригинальном повествовании из Книги Бытия Бог не позволяет царю Нимроду построить башню, предназначенную для достижения небесных высот, и проклинает строителей, дабы те не могли общаться между собой на одном привычном для них языке.
На этой конкретной картине Нимрод представлен на переднем плане творения, обсуждающим свой проект со свитой подхалимствующих придворных, в то время как уже ослабевшие субъекты буквально ползают у его ног. Структура позади него отчасти призвана напоминать собой римский амфитеатр, поскольку Римская империя была самым настоящим символом высокомерия человеческих амбиций в те времена, когда и жил сам художник.
Как и многие другие работы в короткой карьере Брейгеля-старшего, моральное послание именно здесь также имеет под собой современный резонанс. Жизнь в ту пору, когда материковая Европа была разорена соперничающими религиозными группировками – с одной стороны Католическими империями юга, а с другой – несогласными Протестантскими культурами севера – общая история некогда морально единого, моноязычного религиозного сообщества, распавшегося на соперничающие группировки была очень даже уместна. В особенности потому, что одной из основополагающих причин протестантизма был перевод Библии на современный к тому моменту язык.
Брейгель-старший сочувствовал протестантской культуре своей родной страны, и другая версия картины, известная как «Малая Вавилонская Башня» (примерно 1568 год), представляет собой прямую критику католической церемониальной помпезности. По одному из пандусов, поднимающихся вверх по башне, группа фигур марширует под линией красных навесов, что, как правило, воспринимается многими как завуалированная отсылка к обычаям католической церкви, от имени которой 3-ий герцог Альба – Дон Фернандо Альварес де Толедо (годы жизни 1507-1582) – жестоко подчинял себе родину Брейгеля-старшего в период между 1550-ыми-1560-ыми годами.
- Художник – Питер Брейгель-старший
- Название – «Вавилонская Башня»
- Год создания – 1563
- Размеры – 114 х 155 сантиметров
- Материал – Масло на панели
- Место нахождения – Музей Истории Искусств (Вена, Австрия)