Российский автомобильный рынок лишь немного пришёл в себя. После провала февраля 2022-го года, потребовалось более 2-х лет, чтобы хоть как-то исправить ситуацию. Параллельный импорт наладили, а китайские компании заменили ушедших дилеров.
Казалось, что можно говорить о стабилизации и строить планы на светлое будущее. Но, эксперты из ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), пугают россиян неутешительными прогнозами. По их словам, уже в ближайшее время спрос начнёт резко падать, что приведёт к сокращению рынка.
Неутешительные прогнозы
На протяжении многих лет эксперты РОАД делятся своими прогнозами с россиянами. Не раз они оказывались правы. И сейчас неутешительные перспективы, озвученные ими, выглядят пугающе.
По мнению специалистов, уже в нынешнем году на российском автомобильном рынке могут возникнуть серьёзные проблемы с продажей автомобилей. Пока россияне поддерживают спрос лишь из-за страхов.
Одни боятся, что таких автомобилей они уже купить не смогут. Другие переживают, что растущие ставки по кредитам и утилизационный сбор, спровоцируют серьёзный скачок цен.
Как отмечают эксперты, даже в летний сезон, когда традиционно отмечается падение спроса, россияне продолжают сохранять заметную активность. Автомобили продаются, и довольно неплохо.
Правда, уже в скором времени страхи россиян могут перестать стимулировать автомобильный рынок. Если так случится – стоит ждать негативных последствий. И они не заставят себя долго ждать.
В РОАД рассмотрели два возможных сценария развития событий:
- Оптимистичный – 1,65 миллиона проданных новых автомобилей;
- пессимистичный – 1,3 миллиона реализованных с конвейера машин.
Конечно, и тот и другой сценарий, выглядят куда более привлекательно, чем цифры 2022-го года, когда в России дилеры не смогли продать и 1 миллиона автомобилей. Однако сейчас рынок нуждается в заметном росте, и любое сокращение – серьёзная проблема.
Не все так плохо
Надо сказать, что РОАД – не единственное агентство, которое оценивает перспективы российского авторынка. Своими прогнозами поделились и эксперты «Автостата». И они рисуют куда более приятную перспективу.
По их мнению, итоговые годовые продажи могут превзойти 1,5 миллиона новых автомобилей. Это меньше, чем оптимистичный сценарий РОАД, но и не та плохо, как в случае развития негативных факторов.
Сергей Удалов считает, что ожидать серьёзного сокращения объёмов продаж к концу года не стоит. Власти пока не определились, что делать с утилизационным сбором. Да и цены на машины замерли.
Как показывают предыдущие годы, накануне подобных шоковых событий, россияне стараются запастись автомобилями. Те, кто ещё раздумывал над покупкой нового авто, стараются не тянуть. Ведь сегодня желанный автомобиль стоит 3 миллиона, а уже через неделю ценник на него может превысить 4 миллиона.
Вот и получается, что сейчас россияне запасаются машинами впрок. Когда запас закончится – начнётся откат. Удалов уверен, что и в этот раз сценарий будет таким же. Сперва резкий скачок продаж, а затем сокращение.
Стоит отметить, что и дилеры прекрасно это понимают. Эксперты у нас одни. Поэтому продавцы попытаются сделать что-то. Может придумают парочку новых привлекательных акций или найдут иную возможность мотивировать россиян на покупку авто.
Рынок может замереть
Огромное влияние на российский авторынок окажет Центральный банк России. По мнению Рената Тюктеева, его решение о ключевой ставке имеет критическое значение. Ведь сегодня 80 процентов всех китайских автомобилей приобретается в кредит.
Если вырастет ключевая ставка – поднимется и стоимость кредитов. Вырастут издержки банков и дилеров, которые лягут на плечи простых покупателей. Учитывая такой сценарий развития событий, роста рынка ожидать не приходится.
Правда, и серьёзного падения Тюктеев не ждёт. По его словам, в конце года объёмы продаж достигнут отметки в 1,5 миллиона новых автомобилей.
Впрочем, объём продаж – ещё не абсолютный показатель доходности и эффективности дилера. Мало продать много. Нужно ещё и заработать на этом. И с этим у дилеров сейчас серьёзные проблемы.
Тюктеев отметил, что ради привлечения клиентов, дилеры сегодня вынуждены идти на серьёзные уступки. Они запускают специальные акции, теряя деньги. Да и без поддержки со стороны государства, вряд ли бы они смогли удержать продажи на нынешнем уровне.
Не останутся без внимания и кредиты. Сегодня банки России делают все, чтобы привлечь потенциальных клиентов. Растущие расходы на обслуживание кредитов, могут привести к сокращению спроса. Рынок перестанет расти, и такая перспектива пугает дилеров ещё больше.
Всё пропало
Их всех экспертов, самый «негативный» сценарий нарисовали в НАПИ. Если верить последним озвученным цифрам, объём продаж новых автомобилей в России по итогам нынешнего года может остановиться на отметке 1 миллион.
И даже в случае «оптимизма», общий объём продаж не превысит отметку в 1,12 миллиона новых машин.
Татьяна Арабаджи считает, что сейчас на авторынке сформировалось множество негативных факторов. Они влияют на замедление рынка, и приводят к падению продаж. В их числе:
- растущие ставки по кредитам;
- проблемы с ввозом автомобилей отдельных марок;
- риски повышения утилизационного сбора;
- неудовлетворённость потенциального покупателя.
Арабаджи отмечает, что рынок постепенно «охлаждается». На фоне рисков повышения утилизационного сбора в октябре, многие решаются на покупку автомобилей уже сейчас. С точки зрения рынка это хорошо – он растёт. Но что делать потом, когда отложенный спрос закончится?
По мнению специалиста, страхи повышения цен на автомобили в будущем являются основным фактором, удерживающим рынок на нынешнем уровне. И дилерам остаётся только одно – эти самые страхи подогревать. Впрочем, у них это весьма неплохо получается.
За первые 6 месяцев текущего года было продано почти 720 тысяч новых автомобилей. При сохранении текущих объёмов, по итогам года цифра будет в районе 1,5 миллиона экземпляров. Все, как и обещают нам эксперты.
И растёт рынок довольно неплохо. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, объёмы продаж новых авто выросли почти на 80 процентов. Солидная прибавка, которая позволяет рынку развиваться.
Но что будет с авторынком в России дальше? Ответ на этот вопрос мы узнаем с вами уже нынешней осенью. Ключевая ставка, утилизационный сбор, девальвация рубля. Все это факторы, которые могут существенно повлиять на рынок. Какой авторынок мы увидим к концу 2024-го года – покажет только время.