Найти тему
Твой Информ

Торжествующее солнце

Каждый год, когда солнце затопит степь, а степь растворится в солнце, в Туве случается Наадым. Иногда он скромно умещается в один день. Порой – как составная часть Дня Республики. Но в этом году он царил в Туве три полновесных дня.

Приготовьтесь удивляться!

Каждому, кто собирается ехать на празднование Наадыма, надо приготовиться удивляться. Всегда найдется что-то неожиданное! Но в этот раз мне удалось удивиться раньше, чем зашла в юрточный городок.

Женщина, которая подвозила на Тос-Булак, участливо спросила: «На источники едете?»… Да, конечно, «Тос-Булак» - это «Девять источников», но ведь сейчас Наадым! В общем-то, совсем другая причина посетить это место. Когда подъехали, она удивилась: «Ой, да тут целый городок!»

Ну да, первое удивление – это что есть жители Тувы, и даже Кызыла, которые не знают, какой грандиозный праздник устраивают в десяти километрах от города.

А в целом – все было нормально и традиционно. И, как сказала одна знакомая: «У нас полностью отсутствует чувство времени». А на Наадым оно и не надо! «Аал» Улуг-Хема был уже полностью готов к приему гостей, нарядные люди ждали прихода комиссии (сразу скажем, что комиссия, которая проводит конкурс юрт, пришла только на следующий день), а эрзинцы в это время только раскрашивали главные «ворота» своего «аала». Но, наверное, так и надо. А к чему торопиться? На эти несколько дней можно полностью выпадать из времени и просто радоваться.

Радоваться тому, что все хорошо, что подрос молодняк. Скоро надо будет начинать заготовку кормов и готовиться к новой зимовке. Но сейчас-то тепло и хорошо. На праздник съезжаются родственники и знакомые, можно поинтересоваться, как все поживают…

«Аалы» видно издалека

У каждого кожууна был свой «аал». И даже если не видеть знакомых людей, не видеть надпись на «воротах», издалека можно было видеть, где чей «аал».

К чуму тоджинцев решительно было невозможно пробиться
К чуму тоджинцев решительно было невозможно пробиться

Приметнее всего – Тоджа. Высокий чум, крытый шкурами, резко выделялся на фоне юрт. Там было столько людей, что сразу и не пройдешь посмотреть.

Рядом со входом в «аал» Овюра – огромный соляной камень. Ну да, именно там и добывают соль, которая лежит на каждой чабанской стоянке.

В «аале» Тере-Холя – уже традиционная кожемялка. Так-то ее используют и в практических целях, но на праздник обновляют золотую краску, и вот – инструмент для народных промыслов: не то сувенир, не то музейный экспонат.

Повеселил Дзун-Хемчик. Его территория была еще не вполне готова, и во дворе просто пока стоял аппарат для производства араги. Это – явно «сувенирный» вариант, живого огня не было – просто подставка, обернутая красным бархатом. Но ведь вполне можно представить, как он работает… А если прикрепить веревочку – то это как будто бы и что-то льется… Но, конечно – только представить. На территории праздника не предполагалось никакого алкоголя.

Сульде – черное знамя войны

По мере приближения к «аалу» Тес-Хема сжималось сердце. Тут было что-то не так. Пока не понятно, что не так, но что-то тревожное. Причем, это фиксировалось где-то на уровне подсознания. Что здесь не так?

Казалось бы все как всегда, праздник же! Но знамя-сульде черное…
Казалось бы все как всегда, праздник же! Но знамя-сульде черное…

Потом стало понятно – черное сульде. У правителей-нойонов было свое знамя – сульде. Белое знамя делали из грив белых жеребцов, черное – из грив вороных жеребцов. К острию копья, игравшего роль древка, гривы привязывались длинными кистями. В обычное время сульде было белым. Во время войны устанавливали черное сульде. Тогда все вокруг знали, что надо готовиться к походу.

Самагалтай издревле был столицей Тувы, там была ставка амбын-нойонов. У правителя было свое знамя. И вот сейчас черное сульде говорило о том, что и в праздник никто не забывает о политике. Воины готовы к походу.

Кстати, «аал» Тес-хема был и самым информативным. На стендах прописаны и история кожууна, и история Самагалтинского хурээ.

Что предпочитают блондинки

Стайку блондинок тоже было видно издалека. И видно, что это – гости: слишком много восторженных возгласов. Ну да, действительно гости. Это крымчанки приехали на фестиваль, впрочем, не только крымчанки.

«О, какой тут мужчина рядом со мной!» - восклицает одна из участниц фестиваля «Интеллигентный сезон». И хотелось бы брякнуть: «Других не держим», но зачем же вмешиваться в чужой разговор J
«О, какой тут мужчина рядом со мной!» - восклицает одна из участниц фестиваля «Интеллигентный сезон». И хотелось бы брякнуть: «Других не держим», но зачем же вмешиваться в чужой разговор J

В составе группы литераторов, участников Международного литературно-музыкального фестиваля «Интеллигентный сезон-2024»: Мария Фатеева (Крым), Валентина Боован-Куукан (Калмыкия), Лулиза Агадулина (Москва), Вера Тодышева (Иркутск), Альбина Курбижекова (Хакасия).

Так-то сам X Международный литературно-музыкальный фестиваль «Интеллигентный сезон» прошел в июне в городе Судак (Крым), но он оказался кочующим и «перекочевал» в Туву. В Туве он прошел как литературно-музыкальный фестиваль «Интеллигентный сезон – 2024 в Туве – Эхо Саян» на двух площадках - на центральной сцене Национального парка и на озере Дус-Холь.

Среди целей и задач фестиваля: укрепление творческих и дружеских связей писателей и бардов России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Работы принимаются на трех языках: русский, украинский и крымскотатарский. Основные номинации: большая и мала проза, драматургия, поэзия, музыка. Подноминции: «Война Zа Мир – Победы нашим!»; – «Крым 10 лет – крыло России». Ну и конечно – «О жизни и любви».

«Октай» и его куколки

У Кызыла «аал» был самым большим. Это понятно – и сам город большой, и – близко, легко добираться. На площадке детского сада можно было поиграть в кажык. Конечно, кажык – детская игра: развивает мелкую моторику, ловкость и быстроту пальцев рук, зоркость глаз. Но это древняя игра, о чем свидетельствуют находки археологов. Да и не только игра. Считается, что кажык приносят счастье и способствует размножению поголовья скота, его сохранности.

Соберетесь на свадьбу, не забудьте купить молодоженам вот такой сувенир. Эти куколки – гарантия счастливой многодетной семьи
Соберетесь на свадьбу, не забудьте купить молодоженам вот такой сувенир. Эти куколки – гарантия счастливой многодетной семьи

А на площадке «Октая» - разбегаются глаза. Огромное множество куколок: из лоскутков, ниток, веревочек… Народ посолиднее рассматривает керамику, записывает телефон мастера. У «мелкого народа» - детей – руки тянутся к козликам-лошадкам-куколкам.

Их можно купить, но не здесь. Здесь – только показывают. Куклы – это ведь тоже не просто игрушки. Вот – куколка «масленица», она поможет прогнать морозы. Вот – набор кукол, который дарили на свадьбу. Эти куклы гарантировали счастливую жизнь и многочисленное потомство.

Надежда Пономарева - организатор и бессменный руководитель «Октая» - хочет открыть музей в Эржее. Пока дело стопорится только из-за помещения: ей хочется, чтобы музей был в настоящем старинном доме. Но староверы не склонны продавать старые дома. А ее собственный дом, по мнению самой Надежды Пономаревой, слишком «молод». В будущем музее как раз и будут «жить-поживать» все куколки, а заодно рушники, керамика и многое другое.

Праздник и не только

Конечно, на Наадыме много чего, связанного именно с праздником. Например, замечательный концерт. Но это же праздник животноводов, а они – люди практичные. К человеку, который предлагал аппарат для стрижки овец, вообще было невозможно пробиться.

Женщина, восхищающая в Кызыле изысканными нарядами, сейчас в рабочей одежде с какими-то клубками шерсти в руках бежала на мастер-класс: «Шапочку! Я буду делать шапочку!».

Мастер-классы, которые мы выбираем
Мастер-классы, которые мы выбираем

Сенатор от Тувы, Дина Оюн, как регулировщик распределяла потоки гостей: «Здесь проводит мастер-класс по вязанию специальным крючком охотничьих носков из конского волоса Айлана Иргит, кандидат искусствоведения! Вот здесь - мастер-класс по изготовлению из шерсти шапочек довурзак проводит народный мастер Саглаш Барынмаа! А здесь мастер-класс по валянию из шерсти тонких как шифон шарфиков проводит художница, специалист по декоративно-прикладному искусству Елена Монгуш!».

Кстати, вероятно осенью откроется цех, по первичной переработке шерсти. Здание практически уже готово, надо завезти и установить оборудование. Первичная переработка – это отлично! Но, наверное, рано или поздно мы продвинемся и дальше, чтобы вывозить не просто сырье, а, например, пряжу. Это же выгоднее. Но и действующий цех по переработке шерсти – хорошее подспорье для животноводов.

Наадым уже прошел. Пройдет и этот год, наступит другой. И пусть все они будут счастливыми и удачными для животноводов, для всей Тувы!

И. Вечорко