Найти тему
Денис Златопольский

Святая Гробница в храме Воскресения по описанию у патриарха Фотия I

На основании немногочисленных текстовых и визуальных источников, мы можем попытаться воссоздать, как выглядела "Святая Гробница" в храме Воскресения до разрушения комплекса в 1009 году. Аббат Адамнан оставил в конце VII века достаточно подробное описание со слов паломника Аркульфа. Еще одно описание относится к концу IX века и содержится в тексте "Амфилохии" патриарха Фотия I Константинопольского.

Патриарх Фотий несколько раз занимал патриарший престол. В один из периодов своего изгнания с 867 по 878 год он написал "Амфилохии", представляющие собой серию из около 300 вопросов и ответов на экзегетические и доктринальные темы, адресованных Амфилохию, архиепископу Кизикскому. Вопрос 107 является одним из самых подробных имеющихся у нас описаний Святой Гробницы в храме Воскресения. Дальнейший перевод текста выполнен по книге J. Wilkinson "Jerusalem Pilgrims: before the Crusades".

В описании вырубленной в камне гробницы присутствует информация о погребальном ложе, из которого можно сделать осторожный вывод, что ниша была цела. Я специально привел дополнительно к переводу оригинальную фразу на греческом:

“На самом деле эта гробница, источник нашего бессмертия, хотя и состоит из природного камня, была превращена в гробницу мастерами-каменщиками. Склала была выдолблена с востока на запад, образуя узкую камеру. Пространство, таким образом вырезанное, достаточно высоко, чтобы в нем мог стоять человек в полный рост, достаточно широко, чтобы проходил только один человек, но достаточно длинно, чтобы вместить трех или четырех стоящих там. Внутри каменной камеры было удалено больше камня, чтобы сформировать прямоугольную нишу ("παραλληλεπιπέδῳ σχήματι τυπουμένη"), достаточно длинную, чтобы вместить человека, лежащего в полный рост, и на этом месте, сказано, праведный Иосиф положил безгрешное тело Господа. То, что можно назвать входом или устьем гробницы, где рабочий начал вырезать, имеет свое открытие, обращенное на восток, так что это на западе от каждого, кто подходит для поклонения.”

-2

Дальше в тексте патриарха Фотия идет описание строения над гробницей, которое сегодня в русском языке принято называть Кувуклией (от греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальня»):

“Теперь о дополнениях, сделанных ради украшения — или скорее благочестия. Гробница имеет колонны высотой с человека, которые установлены на основаниях. Слева и справа их равное количество: пять на севере соответствуют пяти на юге, без малейших различий в их форме или размере. Между этими соответствующими рядами на западном конце есть колонна, но на востоке ничего нет, чтобы оставить открытие перед входом в гробницу. На вершине этих одиннадцати колонн лежит прямоугольное расположение карнизов, соединяющих колонны, и к верхней части этих карнизов (на востоке и западе, а также на севере и юге) прикреплены элементы, формирующие крышу гробницы. Но зодчий избежал сводчатого перекрытия и сделал круглый элемент вместо обычной крыши, соединяя балки, чтобы сформировать что-то вроде дымохода. Это была высокая крыша, так что верхний конец элементов крыши был больше похож на вершину конуса, чем на симметричную крышу. То, что мы сейчас описываем, мы узнали от тех, кто взял на себя труд проживать в этом благословенном месте.”

-3

Добавлю, что очень интересна личность патриарха Фотия, одного из образованнейших людей своего времени. Еще до своего первого патриаршества он написал "Мириобиблион" (греч. Μυριοβίβλιον, буквально "тысяча книг", другое название "Библиотека"), которое представляет собой краткое изложение книг, которые он прочитал и советовал к прочтению. Среди трех сотен книг, помимо богословских трудов, присутствуют философские и медицинские трактаты.