Найти тему
Жизнь советского человека

Как будущего профессионала разведки чуть не пристрелил на фронте «особист». Что произошло тогда?

Его ожидала карьера военного разведчика и почти полвека, которые придётся провести за рубежом в интересах Родины. Но в ту осень 1941 года командир взвода разведки Владимир Стрельбицкий был далёк от размышлений о жизни, поскольку докладывал командиру полка о настоящем несчастье, случившемся у разведчиков.

Полковая разведка
Полковая разведка

…Их полк, разбитый под Бельцами, отступал уже третий месяц. Знамя они смогли сохранить, поэтому практически выбитый личный состав пополнялся заново уже не раз. Командирам нужно было знать о враге как можно больше, поэтому разведчики Стрельбицкого под его непосредственным руководством каждую ночь выползали за линию фронта, чтобы добыть «языка». Не каждый из них что-то знал, но практически за каждого притащенного немца приходилось платить жизнью кого-то из его бойцов.

Накануне ночью двенадцать разведчиков и Стрельбицкий отправились за очередным «языком». Решили двигаться в сторону немецкой артбатареи, которая стояла километрах в трёх от наших позиций. Только прилегли изучить обстановку, как из ближайшей землянки вышел по естественной надобности немец. Разведчик Копылов стукнул его по затылку и поволокли к своим.

По дороге разглядели, что взяли офицера. Как только он «очухался», сразу стал оказывать активное сопротивление и попытался кричать. Пришлось снова «успокоить» его. Дальше положили на плащ-накидку, чтобы удобнее было тащить. Тем более, что передвигаться пришлось по болоту. Думали больше, как не оступиться, не слишком обращая внимания – двигается пленный или нет. Лишь бы бежать не пытался. Притащили к своим, а оказалось, что у пленного в кармане был браунинг. И пока тащили – он застрелился. Когда и как – не услышали разведчики…

С "языком"
С "языком"

Вот об этом и доложил Стрельбицкий командиру полка. Тот сидел с каменным лицом. А потом отпустил разведчика, бросив в спину: «Готовься к трибуналу». Владимир знал, что командиры на войне быстры на расправу. И тут чувствовал, что сказал комполка не просто сгоряча.

Стрельбицкому было обидно. Ведь от врага он никогда не бегал. И даже когда немецкие танки неожиданно выкатились на позиции их взвода, а у них были только «коктейли Молотова», именно он первым встал в атаку на немецкие боевые машины. А вот за этот «прокол» в разведке уже готовы отдать под трибунал!

Командир разведчиков понял, что их подозревают в худшем – якобы они подобрали просто погибшего немца и принесли в полк, выдав за «языка». Особенно друг его Копылов боялся «особистов». И не зря. Уже на следующий день в полк из дивизии прибыл один из них и вызвал Владимира на допрос.

Слушатели Военного института, участники Парада Победы на Красной площади. Стрельбицкий - первый справа. 1947 год
Слушатели Военного института, участники Парада Победы на Красной площади. Стрельбицкий - первый справа. 1947 год

Пришлось всё рассказывать ещё раз, в подробностях. «Особист» не верил, хватал разведчика за грудки, выпытывая, где конкретно они взяли погибшего фрица. Обвинял в том, что пока остальные воюют за Родину, он со своими разведчиками обманывает командиров.

«Особист» открыл планшет, стал спрашивать про родных. Отец умер у разведчика ещё до войны. Братья были на фронте. Сам он пошёл в разведку добровольно, после одесских курсов политруков. А потом его прорвало. И Стрельбицкий начал говорить, как каждую неделю из взвода остаётся не больше половины. Набирает он новых – и опять по ночам за «языками». Таскает «погибших немцев», только ребята почему-то всё гибнут и гибнут.

Особист молча слушал его. Потом снова попытался узнать, как же бойцы не услышали выстрела немца? Стрельбицкий решился ответить, что, если бы на войне всё можно было объяснить – немец не зашёл бы так далеко. Чекист долго и внимательно рассматривал разведчика. А потом положил свой пистолет на стол и сказал, что, если подобное повториться ещё раз – он лично пристрелит Стрельбицкого. После этого он отпустил командира разведчиков.

Стрельбицкий Владимир Васильевич
Стрельбицкий Владимир Васильевич

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

На следующем выходе их группа приведёт восемь немцев. Только жизнью за это заплатит разведчик Копылов и тяжёлым ранением – сам Стрельбицкий. Выпишется он только через полгода, в октябре 1942 года. После этого его отправят на новое место службы – в Первое пехотное училище в Куйбышеве. Стрельбицкий пройдёт в Параде Победы по Красной площади. А уже после войны закончит Военно-дипломатическую академию, с чего продолжит свой путь в разведке, только теперь уже на другом её направлении.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.