Думаю, никто из педагогического сообщества не может похвастаться спокойным отношением к посещению занятий методистами, администрацией, потому что подсознательно мы все боимся совершить ошибку, боимся, что нас будут ругать... К сожалению, мне не встречались педагоги, которые спокойно относятся к посещению занятий :) А некоторые вообще воспринимают этот факт как экзамен... сдал или не сдал. Вспоминая прошлое, свой первый год работы педагогом, соглашусь, эмоции были разные. Так получилось, что за один семестр меня посетили: заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе и коллега-педагог. Воспитательная работа требовала воспитывать, учебная- соблюдать тайминг занятия, а коллега принялся давать советы о разнообразии приемов обучения... В то время педагогического образования у меня еще не было и я с трудом понимала о чем они говорят. Ну закончили мы занятие на 6 минут раньше, и что? Знакомо? Теперь я заканчиваю занятие со звонком, в этом отлично помогает поурочное планирование!
Вернемся к теме. Какие эмоции у вас вызывают слова методиста "Сегодня я иду к вам на занятие"? Работала в образовательной организации, где по регламенту методист может(!) предупредить о своем приходе не позднее, чем за 10 минут до начала занятия. КАК ВАМ? И никаких "но", всё по регламенту.
Итак, учебное занятие- это основной элемент образовательного процесса. С каких бы позиций мы не смотрели, самое главное-это эффективное учебное занятие. Ни одна прекрасно написанная программа совместно с работодателем, ни грамотно составленный учебный план не помогут обеспечить качественное образование, если педагог не готов к занятию! Педагог и обучающийся-это как две половинки, они обязаны образовать единую синергию обучения. И тут случился он - ФГОС... Внедрение ФГОС выявило проблему такого характера: сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие методической базы тормозили внедрение новых форм и технологий. А методисты начали активнее контролировать проведение учебных занятий на предмет использования этих новых образовательных методик, форм и технологий. А педагоги? Для кого-то изменения это радость, и они с удовольствием идут в новое. Для кого-то изменения – это буря эмоций и сопротивление. А привыкание ко всему новому требует терпения и поддержки.
Вспоминаю, как раз одно занятие, где на протяжении 1,5 часов педагог, расплывшись в кресле и открыв документ в "ворде" для конспектирования студентами, искренне доказывал, что это лекция с элементами беседы... Позднее для себя я уже использовала схему анализа урока, включающую все аспекты, имеющие критерии и баллы:
- Мотивация обучающихся к целеполаганию учебного занятия
- Целеполагание учебного занятия
- Определение результатов обучения и их показателей на данном учебном занятии в соответствии с ФГОС
- Соответствие средств, приемов, методов, использованных на учебном занятии, целям и задачам, результатам обучения по данной дисциплине, МДК
- Соответствие содержания учебного занятия (содержания деятельности) заявленным теме, целям и задачам, результатам обучения
-Соответствие форм организации деятельности обучающихся целям, задачам, достижению результатов обучения на данном учебном занятии
-Наличие связи в содержании темы (между отдельными частями, аспектами темы)
-Наличие связи внутри преподаваемой дисциплины, МДК (между темами, разделами)
-Наличие междисциплинарных связей
-Наличие связи с практикой, жизнью (сфера применения знаний и способов действий)
-Опора на актуальный опыт обучающихся, возрастные особенности (учет психологических особенностей возраста, ранее усвоенного материала)
-Наличие связи между обучающимися в процессе учебной деятельности
-Планирование учебного занятия
-Учебно-управленческие умения обучающихся (планирование, организация, контроль, регулирование, анализ деятельности по решению учебной задачи)
-Учебно-информационные умения обучающихся (нахождение, переработка и использование информации для решения задач).
-Учебно-логические умения обучающихся (постановка и решение задач и проблем)
-Использование здоровьесберегающих технологий
-Познавательная активность обучающихся
-Организация контроля на учебном занятии
-Организация педагогического оценивания на учебном занятии
-Коммуникативные умения педагога
-Эмоциональность педагога
-Создание ситуаций, обеспечивающих успех.
Например, критерий мотивации может оцениваться так:
Педагог сам называет тему, формулирует цель, определяет задачи учебного занятия. Обучающиеся не вовлечены в процесс формулирования темы, цели, задач -0 баллов
Педагог мотивирует обучающихся для определения темы, цели, задач учебного занятия, но обучающиеся частично вовлечены в процесс формулирования темы, цели, задач- 1 балл
Обучающиеся самостоятельно называют тему, формулируют цель, определяют задачи учебного занятия - 2 балла
Согласитесь, это очень удобно и педагогу и методисту!
В подарок для Вас, притча о 18 верблюдах, уж очень она откликается....
Притча о 18 верблюдах.
Один старик после долгой болезни поняв, что скоро умрет, позвал к себе своих трех сыновей и говорит: «Дети мои, скоро я умру, поэтому хочу огласить своё завещание.
Есть у меня 17 верблюдов. Старший мой сын, я завещаю тебе половину всех моих верблюдов. Средний сын — тебе 1/3 всех моих верблюдов. Младший, а тебе — 1/9 всех моих верблюдов». Старик умер, и начали дети делить наследство. Но старший сын не мог взять себе половину верблюдов, т.к. 17 не делится на 2, средний также не мог, т.к. 17 не делится на 3, и младший не мог — 17 не делится на 9. Думали, думали и пошли к мудрецу. Мудрец выслушал братьев и отвечает: «Чисто математически я тоже не могу решить задачу, но у меня есть верблюд и я готов вам его отдать. У вас будет 18 верблюдов, и вы сможете их поделить» В итоге, старший сын забрал себе 9 верблюдов (половина от 18-ти), средний 6 верблюдов (1/3 от 18-ти), младший 2 верблюда (1/9 от 18-ти). Всего братья забрали 9+6+2 — ровно 17 верблюдов. Мудрец сел на оставшегося верблюда и уехал»