Школы и вузы уже не похожи на замкнутые системы с четкой иерархией. На наших глазах они превращаются в открытые пространства, где активно взаимодействуют учителя и ученики, родители и работодатели, технологические компании и общественные организации. Такой экосистемный взгляд на образование предлагают эксперты Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ в концептуальной статье, опубликованной журналом «Форсайт».
«Образовательная экосистема напоминает природную, где все элементы тесно связаны и влияют друг на друга, — поясняет Диана Королева. — Появляются новые роли и неожиданные партнерства. Например, бизнес активно участвует в подготовке кадров, а музеи и технопарки становятся площадками для обучения. Знания и опыт свободно циркулируют между всеми участниками».
Благодаря взаимодействию на горизонтальном уровне, образовательная экосистема постоянно развивается, считают исследователи. В ней размываются границы между школьным классом, лекционной аудиторией, творческой мастерской и даже городской средой. «Помимо университетов, школ и колледжей важную роль играют открытые онлайн-платформы, мейкерспейсы, профессиональные сообщества. Все они разными способами создают новые форматы и технологии обучения», — говорит Дарья Томасова.
Ученые считают, что нужно по-новому координировать деятельность образовательных системам, чтобы они помогали развивать таланты и отвечать на запросы и потребности всех стейкхолдеров. Главный принцип такого управления — разнообразие элементов системы. Чем больше в ней представлено различных участников, ресурсов, технологий и форматов обучения, тем легче ей адаптироваться к изменениям. «В будущем в образовании будет еще меньше иерархичности и больше распределенной ответственности на всех уровнях», — говорит Татьяна Хавенсон.
Экосистемный подход дает образованию новые возможности, уверены исследователи. Он позволяет наладить сотрудничество между разными людьми и организациями, сделать учебу интереснее и полезнее. Но для этого нужно переосмыслить привычные роли и правила игры.
Читать статью >