Найти тему
@uspeh_rebenka

Как от воспитания по принципу соответствия смещаться в сторону самостоятельного движения и выбора пути старшим подростком

Как только подросток остается без авторитарного внешнего контроля, то он как бы попадает в вакуум. Где, с одной стороны, тебе не нужно ни от кого убегать, родные наконец-то признали твою взрослость, уважают выбор и принимаемые решения.

При этом из тебя перестали выбивать «требуемое» поведение.

Ассортимент применяемых манипуляций огромен, как бесконечные ряды с товарами в супермаркете. Часто семья бросается из крайности в крайность – то использует абсолютный контроль, а когда ничего хорошего не получается, внутренний гнев накапливается, и мы что-то опять пытаемся предпринять. Обвиняем, ставим условия.

Например, «Пока не начнешь нормально учиться, я с тобой вообще общаться не хочу». Эмоциональное отвержение, игнорирование – это вид насилия. Которое очень болезненно воспринимается детьми.

Что обычно делает школьник, которому в очередной раз предъявили за неуспеваемость или полную никчемность? Конечно, находит тех, с кем разделить душевную боль. Так в ленте очень быстро появляется так называемый говорящий контент. Когда сложности выплескиваются в виде статуса, или картинки. Поэтому любой психолог расскажет о состоянии человека, просто оценив его публикации за последнее время.

Все эти приемы можно объединить в одну группу, которая называется воспитание по принципу соответствия. Вот она, дисфункция, где начинается бесконечная игра между старшими и младшими. Где главные рамки, которые обычно ставятся перед тинеджером – делать то, что от тебя ожидают (требуют) взрослые. «Будешь нормально учиться, делай что хочешь! Никто к тебе не лезет!»

Дети воспринимают эти слова, как необходимую повинность. Что бы что? Конечно, делать то, что они сами хотят. Именно в этой точке обычно возникает искра, а дальше очаг противостояния.

Вот из этих очень мелких деталей создаются огромные противоборства. И чем серьезней конфликты, давления, тем тяжелее становится психоэмоциональная среда. И тем больше появляется желания от этого хаоса убежать. Туда, где весело, хорошо и никто ничего не требует. «Делаешь что хочешь и все по кайфу!»

В этом состоянии формируются многие подростки. При этом чаще всего семейная система очень хаотична – решения принимаются импульсивно, непродуманно, под властью эмоций. Образуется кризис лидерства, потому что уже старшие вынуждены как-то подстраиваться, выполнять условия или просто терпеть хамство.

Для того, обсудим еще один шаг, который поможет вернуть руководство в свои руки.

Образно, ситуацию можно сравнить с поездкой на авто. Вы передали права и обязанности, право принимать за себя решения. Это очень важный этап, так вы подростка наконец-то высадили из детского кресла. В котором он все эти годы успешно ехал, точнее семья везла.

А дети в этот момент свешивают ножки и особо не парятся. Зачем? Если рядом всегда тот, кто позаботиться и все решит, потому что любит. Будет кричать, помогать, делать за тебя. А значит можно дальше сидеть беззаботно играть. Все, это больше не малыш, а отдельный грамотный, думающий будущий взрослый. Который должен учиться отвечать за свои поступки.

Вот он, тот вакуум в который попадает тинеджер. Вроде уже никто не лезет, и даже эмоционально поддерживают. И самое главное, внимание с ежедневной войны сместилось в совершенно противоположном направлении.

Когда в навигаторе забиваешь маршрут, то система пунктиром простраивает все возможные варианты, чтобы попасть в желаемое место. Все примерно представляют, о чем речь.

Суть переходного возраста заключается в этом переходе. От подростка перестают выбивать то, что требуют взрослые. Он как бы пересаживается в свой автомобиль. И вот тут начинается взросление. Развитие сознания. Школьник начинает слушать свое «Я», отвечая на вопрос: «Что я хочу сам? Какие у меня планы на жизнь? Куда я сейчас двигаюсь? У меня получается? Каким я мечтаю себя видеть в будущем? Что я для этого делаю сейчас?

Вот она невидимая разница. Когда вы запускаете механизм взросления. У тебя с одной стороны эмоциональная поддержка, с другой очень четкое разделение. Где уже никто особо не толкает, нужно думать своей головой кто я и куда вообще хочу доехать. Так сознание начинает строить пунктиры, то есть возможные точки, события в жизни, которые не являются необходимым требованием. А становятся личным решением.

Если тебе самому нравится твоя цель, то намного легче переходить в зону надо. Если ты не хочешь учиться, значит просто не понимаешь зачем вообще это нужно. В чем смысл диплома? Как он пригодится?

Поступок – эта наивысшая форма реакции. Это плод мышления, аналитических процессов в сознании. Очень больно признавать, что ты сейчас буксуешь. Еще больнее увидеть, что скатываешь на обочину жизни. Подростковый этап развития – это период активного самостоятельного движения. С одной стороны пробуешь сам, с другой всегда рядом взрослый с обратной связью. Который обязательно обратит внимание, столкнув тебя лицом к лицу с реальностью.

Согласитесь, когда рядом родитель с дубиной в виде вечной угрозы отрубить интернет, если учиться не будешь, то мотивации действовать особо нет. Скорее послать нафиг.

А если рядом счастливый родитель, который активно мчит по трассе, выстраивая свою жизнь, крепко держа руль управления в собственных руках, то посидев в вакууме, наконец приходит понимание, что пора находить себя и двигаться к жизни, которую хочешь построить.

В диалогах ищите маршруты, куда тинейджер хочет двигаться сам, что его заряжает. Обучение – это промежуточный этап, очередная ступень.

Самый простой пример – спортсмены. У них все цели расписаны – региональные соревнования, федеральные, международные, олимпиада. Очень понятный путь. А вот маршрут ты выстраиваешь уже сам. Потому что это твоя мечта. Ты сам выбрал этот путь и по нему двигаешься (конечно, ребенка отвели родители, и помогают чем могут).

По навязанному извне плану под авторитарным контролем чаще всего приезжаешь только в зависимость. Твое сознание не воспринимает это, как личный выбор.

На этом этапе обычно появляется прицеп реальных психологических проблем, которые мешают действовать. Об этом дальше.

________________________________________

Уважаемые родители! Более детально про авторитарный контроль и другие ошибки воспитания читайте в книгах:

"Интернет зависимости.net. 26 воспитательных ошибок, которые толкают в цифровое болото" и

Интернет зависимости.net. 41 воспитательная ошибка, которая толкает в цифровое болото. Часть 2

Здесь собраны самые популярные дисфункции семейной системы и способы их изменить.

Доступ на сайте:

Центр помощи семьям