Найти тему
Андрей Якунин | Про авто

АвтоВАЗ ошибся — в сборку вложили миллиарды рублей, а продаж нет. Новый кроссовер оказался не нужен потребителям

В начале 2024 года, как гром среди ясного неба, в информационном поле появилась новая отечественная марка, про которую ранее никто не знал. А самое интересное, что информация о создании абсолютно новой марки никак не утекла в сеть, как множество других новостей.

Оказалось, что наш АвтоВАЗ, по всей вероятности, наигравшись лишь с одной своей «Ладой», решил побаловать людей совершенно новой маркой XCITE. Многие люди, по всей вероятности, все еще не знают ни о существовании данной марки, ни о том, что принадлежит она АвтоВАЗу. На самом деле, марка далеко не новая, и формально она существует еще с 2015 года на бумагах.

Оказывается, что еще в те далекие времена, когда у нас в дилерских центрах продавались официальные японские, европейские и корейские автомобили, марка Nissan зарегистрировала название XCITE. Теперь уже и не ясно, что хотели выпускать японцы под этим названием. Возможно, это была какая-то новая модель их автомобиля для нашего рынка, а вполне вероятно, что под данной маркой хотели продавать вообще другие автомобили.

-2

Собственно говоря, для нас это уже не впервой. Взять ту же марку Solaris, под которой сегодня выпускают четыре модели корейских автомобилей Kia и Hyundai. Корейцы еще в 2012 году зарегистрировали эту марку в нашей стране, и в планах было вывести на рынок отдельный суббренд. Но в итоге такой марки у нас не появилось, зато появился седан Hyundai Solaris, который ранее у нас назывался Hyundai Accent.

Также произошло и с маркой XCITE. Когда завод Nissan перешел нашей стороне, на нем изначально начали выпускать китайский кроссовер FAW Bestune T77, точнее Lada X-Cross 5. Но отношения АвтоВАЗа с FAW довольно быстро испортились, и китайцы отказались от дальнейшего сотрудничества. А сам АвтоВАЗ нашел на замену нового, более привлекательного партнера в лице марки Chery.

-3

Правда, у китайцев из Chery было несколько условий к АвтоВАЗу:

  • во-первых, их кроссовер Chery Tiggo 7 Pro, должен выпускаться под новой маркой;
  • во-вторых, АвтоВАЗ не должен нигде заикаться о том, что ведет дела с Chery, по понятным причинам.

И тут как нельзя кстати пришлось уже зарегистрированное название XCITE, которое перешло к новому собственнику вместе с японским заводом. Таким образом, АвтоВАЗу даже не пришлось проходить довольно долгий процесс регистрации патента на название и остальной бумажной волокитой.

-4

Теперь же на бывшем японском заводе Nissan во всю идет сборка «нашего» кроссовера XCITE X-Cross 7, в сборку которого вложили миллиарды рублей. Конечно, «нашим кроссовером» его можно назвать только формально, так как все машинокомплекты на завод приходят уже в готовом виде.

На завод поступает уже полностью собранный и окрашенный кузов, причём с уже полностью укомплектованным салоном. Приходит отдельно собранный мотор, уже заправленный маслом, вариатор, подвеска в сборе. А рабочим на заводе остается собрать все детали в один автомобиль. Для этого даже конвейер не нужен, а только обычные сборочные линии.

-5

Но, по всей вероятности, «АвтоВАЗ» все-таки планирует организовать полноценную линию по типу завода «Москвич». Кузов для автомобиля будут сваривать и окрашивать у нас, а также будут повышать уровень локализации. К тому же, уже в этом году должен начаться выпуск старшей модели — XCITE X-Cross 8. Донором для этого автомобиля послужит китайская версия кроссовера Chery Tiggo 8 Pro. Кроссовер уже не раз запечатлели на тестовых испытаниях «АвтоВАЗом» в Тольятти.

Причем у АвтоВАЗа самые настоящие «наполеоновские планы» на эту марку XCITE. Завод уже выпустил 10 тысяч автомобилей, в планах до конца года собрать всего 22 тысячи кроссоверов XCITE X-Cross 7, а также X-Cross 8. А вот на 2025 год план еще более глобальный, так как завод хочет выпустить аж 36 тысяч автомобилей. Но что-то подсказывает мне, что план все-таки пересмотрят, причем не в большую сторону. И история с точностью повторит историю завода «Москвич».

Также можно смело заявить о том, что АвтоВАЗ ошибся и вот почему.
-6

В 2023 году планы «Москвича» тоже были очень глобальные. Сначала в 2023 году хотели выпустить 50 тысяч автомобилей, затем план сократили в 2 раза. План на 2024 год также пересматривали неоднократно, так как все ожидания завода разбились об айсберг под названием «реальность». В реальности же кроссовер «Москвич 3» оказался не нужен такому большому количеству людей.

Так а чем же лучше XCITE? Уже сегодня можно смело заявить о том, что люди обходят этот кроссовер стороной и его не хотят скупать, даже с довольно внушительными скидками.

-7

Продажи кроссовера Chery Tiggo 7 Pro под новой маркой АвтоВАЗа начались еще 27 мая, и всего дилеры «Лада» смогли продать 550 автомобилей по начало июля. А за первую неделю продаж было продано всего 76 кроссоверов. Пока неизвестно, сколько кроссоверов было продано за июль, но сами дилеры говорят, что продажи штучные.

Всего в нашей стране около 300 дилеров Lada, то есть можно прикинуть, что каждый дилер получил всего по 3 автомобиля в среднем. Конечно, какие-то дилеры получили больше автомобилей, а какие-то меньше, но так как всего собрано 10 тысяч кроссоверов, то 3 штуки — это как раз то среднее значение.

-8

И многие дилеры сегодня говорят о том, что автомобиль или вообще не покупают, или продают по 1–2 штуки, что, конечно же, очень мало. Даже если «АвтоВАЗ» через свою дилерскую сеть будет реализовывать по 2 тысячи автомобилей в месяц, то все эти 10 тысяч автомобилей в лучшем случае распродадут к концу года. А куда девать оставшиеся 12 тысяч штук, которые еще запланировано выпустить?

Правильно, переносить продажи на 2025 год и продавать их потом с еще большей скидкой, как это и делает сегодня «Москвич», все еще продавая автомобили 2023 года выпуска. И вряд ли эти кроссоверы от марки XCITE будут брать настолько хорошо, что АвтоВАЗ продаст в 2025 году их около 40 тысяч штук. Поэтому план по выпуску придется сокращать — собственно говоря, все как и на заводе «Москвич».

-9

АвтоВАЗ даже ввел довольно неплохие скидки на кроссовер:

  • скидка 250 тысяч рублей за сдачу своего автомобиля в трей-ин;
  • скидки 200 тысяч рублей за покупку автомобиля в кредит по программе «Лада финанс».

Кроссовер XCITE X-Cross 7 в базовой версии стоит 2.499.000 рублей, а с максимальной скидкой — 2.249.000 рублей. В максимальной версии кроссовер XCITE X-Cross 7 стоит 2.636.000 рублей, а с максимальной выгодой 2.386.000 рублей.

-10

Эти две скидки не суммируются, и покупателям приходится выбирать, какой из программ воспользоваться при покупке автомобиля. А вот китайцы как раз позволяют воспользоваться сразу несколькими скидками. Кстати, о китайцах. Тот же кроссовер Chery Tiggo 7 Pro Max дорестайлинговой версии сегодня в самой простой версии стоит 2.520.000 рублей со всеми возможными скидками.

-11

А рестайлинговый стоит от 2.670.000 рублей со всеми скидками. Но зато оба этих кроссовера идут с мотором 1,6 литров на 150 сил в паре с 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач. Плюс оснащение будет богаче, и салон у обоих кроссоверов уже более современный, чем у «нашего» XCITE X-Cross 7. И уж лучше добавить и взять что-то из них, чем покупать уже устаревший кроссовер от нашего АвтоВАЗа.

Что можно сказать в итоге? XCITE X-Cross 7 — это очередная попытка нашего автопрома начать продавать уже устаревший кроссовер под нашей маркой. Но, как показывает практика, причем неоднократно, наш народ относится к подобным автомобилям очень скептично.

Да, его все равно будут покупать, но никаким бестселлером, которым был оригинальный Chery Tiggo 7 Pro, он точно не станет. А те вложенные миллиарды рублей, которые потратил АвтоВАЗ, как бы просто не оказались закопаны в очередной провальный проект.