В начале 2024 года, как гром среди ясного неба, в информационном поле появилась новая отечественная марка, про которую ранее никто не знал. А самое интересное, что информация о создании абсолютно новой марки никак не утекла в сеть, как множество других новостей.
Оказалось, что наш АвтоВАЗ, по всей вероятности, наигравшись лишь с одной своей «Ладой», решил побаловать людей совершенно новой маркой XCITE. Многие люди, по всей вероятности, все еще не знают ни о существовании данной марки, ни о том, что принадлежит она АвтоВАЗу. На самом деле, марка далеко не новая, и формально она существует еще с 2015 года на бумагах.
Оказывается, что еще в те далекие времена, когда у нас в дилерских центрах продавались официальные японские, европейские и корейские автомобили, марка Nissan зарегистрировала название XCITE. Теперь уже и не ясно, что хотели выпускать японцы под этим названием. Возможно, это была какая-то новая модель их автомобиля для нашего рынка, а вполне вероятно, что под данной маркой хотели продавать вообще другие автомобили.
Собственно говоря, для нас это уже не впервой. Взять ту же марку Solaris, под которой сегодня выпускают четыре модели корейских автомобилей Kia и Hyundai. Корейцы еще в 2012 году зарегистрировали эту марку в нашей стране, и в планах было вывести на рынок отдельный суббренд. Но в итоге такой марки у нас не появилось, зато появился седан Hyundai Solaris, который ранее у нас назывался Hyundai Accent.
Также произошло и с маркой XCITE. Когда завод Nissan перешел нашей стороне, на нем изначально начали выпускать китайский кроссовер FAW Bestune T77, точнее Lada X-Cross 5. Но отношения АвтоВАЗа с FAW довольно быстро испортились, и китайцы отказались от дальнейшего сотрудничества. А сам АвтоВАЗ нашел на замену нового, более привлекательного партнера в лице марки Chery.
Правда, у китайцев из Chery было несколько условий к АвтоВАЗу:
- во-первых, их кроссовер Chery Tiggo 7 Pro, должен выпускаться под новой маркой;
- во-вторых, АвтоВАЗ не должен нигде заикаться о том, что ведет дела с Chery, по понятным причинам.
И тут как нельзя кстати пришлось уже зарегистрированное название XCITE, которое перешло к новому собственнику вместе с японским заводом. Таким образом, АвтоВАЗу даже не пришлось проходить довольно долгий процесс регистрации патента на название и остальной бумажной волокитой.
Теперь же на бывшем японском заводе Nissan во всю идет сборка «нашего» кроссовера XCITE X-Cross 7, в сборку которого вложили миллиарды рублей. Конечно, «нашим кроссовером» его можно назвать только формально, так как все машинокомплекты на завод приходят уже в готовом виде.
На завод поступает уже полностью собранный и окрашенный кузов, причём с уже полностью укомплектованным салоном. Приходит отдельно собранный мотор, уже заправленный маслом, вариатор, подвеска в сборе. А рабочим на заводе остается собрать все детали в один автомобиль. Для этого даже конвейер не нужен, а только обычные сборочные линии.
Но, по всей вероятности, «АвтоВАЗ» все-таки планирует организовать полноценную линию по типу завода «Москвич». Кузов для автомобиля будут сваривать и окрашивать у нас, а также будут повышать уровень локализации. К тому же, уже в этом году должен начаться выпуск старшей модели — XCITE X-Cross 8. Донором для этого автомобиля послужит китайская версия кроссовера Chery Tiggo 8 Pro. Кроссовер уже не раз запечатлели на тестовых испытаниях «АвтоВАЗом» в Тольятти.
Причем у АвтоВАЗа самые настоящие «наполеоновские планы» на эту марку XCITE. Завод уже выпустил 10 тысяч автомобилей, в планах до конца года собрать всего 22 тысячи кроссоверов XCITE X-Cross 7, а также X-Cross 8. А вот на 2025 год план еще более глобальный, так как завод хочет выпустить аж 36 тысяч автомобилей. Но что-то подсказывает мне, что план все-таки пересмотрят, причем не в большую сторону. И история с точностью повторит историю завода «Москвич».
Также можно смело заявить о том, что АвтоВАЗ ошибся и вот почему.
В 2023 году планы «Москвича» тоже были очень глобальные. Сначала в 2023 году хотели выпустить 50 тысяч автомобилей, затем план сократили в 2 раза. План на 2024 год также пересматривали неоднократно, так как все ожидания завода разбились об айсберг под названием «реальность». В реальности же кроссовер «Москвич 3» оказался не нужен такому большому количеству людей.
Так а чем же лучше XCITE? Уже сегодня можно смело заявить о том, что люди обходят этот кроссовер стороной и его не хотят скупать, даже с довольно внушительными скидками.
Продажи кроссовера Chery Tiggo 7 Pro под новой маркой АвтоВАЗа начались еще 27 мая, и всего дилеры «Лада» смогли продать 550 автомобилей по начало июля. А за первую неделю продаж было продано всего 76 кроссоверов. Пока неизвестно, сколько кроссоверов было продано за июль, но сами дилеры говорят, что продажи штучные.
Всего в нашей стране около 300 дилеров Lada, то есть можно прикинуть, что каждый дилер получил всего по 3 автомобиля в среднем. Конечно, какие-то дилеры получили больше автомобилей, а какие-то меньше, но так как всего собрано 10 тысяч кроссоверов, то 3 штуки — это как раз то среднее значение.
И многие дилеры сегодня говорят о том, что автомобиль или вообще не покупают, или продают по 1–2 штуки, что, конечно же, очень мало. Даже если «АвтоВАЗ» через свою дилерскую сеть будет реализовывать по 2 тысячи автомобилей в месяц, то все эти 10 тысяч автомобилей в лучшем случае распродадут к концу года. А куда девать оставшиеся 12 тысяч штук, которые еще запланировано выпустить?
Правильно, переносить продажи на 2025 год и продавать их потом с еще большей скидкой, как это и делает сегодня «Москвич», все еще продавая автомобили 2023 года выпуска. И вряд ли эти кроссоверы от марки XCITE будут брать настолько хорошо, что АвтоВАЗ продаст в 2025 году их около 40 тысяч штук. Поэтому план по выпуску придется сокращать — собственно говоря, все как и на заводе «Москвич».
АвтоВАЗ даже ввел довольно неплохие скидки на кроссовер:
- скидка 250 тысяч рублей за сдачу своего автомобиля в трей-ин;
- скидки 200 тысяч рублей за покупку автомобиля в кредит по программе «Лада финанс».
Кроссовер XCITE X-Cross 7 в базовой версии стоит 2.499.000 рублей, а с максимальной скидкой — 2.249.000 рублей. В максимальной версии кроссовер XCITE X-Cross 7 стоит 2.636.000 рублей, а с максимальной выгодой 2.386.000 рублей.
Эти две скидки не суммируются, и покупателям приходится выбирать, какой из программ воспользоваться при покупке автомобиля. А вот китайцы как раз позволяют воспользоваться сразу несколькими скидками. Кстати, о китайцах. Тот же кроссовер Chery Tiggo 7 Pro Max дорестайлинговой версии сегодня в самой простой версии стоит 2.520.000 рублей со всеми возможными скидками.
А рестайлинговый стоит от 2.670.000 рублей со всеми скидками. Но зато оба этих кроссовера идут с мотором 1,6 литров на 150 сил в паре с 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач. Плюс оснащение будет богаче, и салон у обоих кроссоверов уже более современный, чем у «нашего» XCITE X-Cross 7. И уж лучше добавить и взять что-то из них, чем покупать уже устаревший кроссовер от нашего АвтоВАЗа.
Что можно сказать в итоге? XCITE X-Cross 7 — это очередная попытка нашего автопрома начать продавать уже устаревший кроссовер под нашей маркой. Но, как показывает практика, причем неоднократно, наш народ относится к подобным автомобилям очень скептично.
Да, его все равно будут покупать, но никаким бестселлером, которым был оригинальный Chery Tiggo 7 Pro, он точно не станет. А те вложенные миллиарды рублей, которые потратил АвтоВАЗ, как бы просто не оказались закопаны в очередной провальный проект.