Рабство в Древней Ирландии существовало, начиная с неолита и вплоть до средневековья, но погоды в общественном хозяйстве не делало. Рабы не были основной рабочей силой. Они просто давали возможность переложить на чужие плечи неприятную либо непрестижную работу.
Рабом становился сын раба и рабыни, жертва кораблекрушения, пленный, захваченный во время военных действий, человек, похищенный во время пиратского рейда, а также просто купленный на рынке. В рабство низводили и за серьёзные проступки, например, за банкротство, но это было не навсегда, а на время, и удерживать такого раба было противозаконно, если за него заплатили долги. (Если рабовладелец упирался — к нему приходила толпа родственников раба в сопровождении законника, а если нужно — и арра-эхта с сотоварищи.) Иногда в литературе по древнеирландскому праву упоминается, что в рабство обращали трусов и предателей. Это не совсем верно, и тема эта другая.
Рабы, родившиеся в доме, обычно так и оставались в распоряжении дэривине, поэтому приток новых рабов был необходим, и за ними нарочно ездили на соседний остров. Некоторое количество рабов добавляли войны между племенами. Всех новых рабов, которых не получалось трудоустроить, продавали заезжим купцам, которые нарочно приезжали к делёжке добычи с товарами и подарками.
Сколько стоил раб? Взрослый здоровый мужчина — одну-две нетели, ребёнок — одну овцу, женщина репродуктивного возраста — три коровы. Почему так дорого, расскажу позже.
Итак, раб — всегда чужак. Его признавали человеческим существом, калечить и убивать его было неприлично, и этого со своими рабами, как правило, не делали. Рабы жили в одном доме с хозяином и выполняли неприятные поручения. Дети пасли скот на неудобьях и дальних угодьях, куда своего ребёнка отправлять почему-то не хочется. Мужчины — заготавливали дрова на зиму, заменяли хозяев на общественных работах, копали канавы, пасли свиней и чистили загоны. Женщины мололи зерно на ручных мельницах, стирали, чистили котлы и выполняли прочую работу, которой озадачивала кетмуинтер — хозяйка дома. Всю эту работу в небогатом домовладении выполняли члены дэривине совершенно бесплатно, так что покупать и содержать рабов было нужно только для того, чтобы выглядеть богатым и значительным.
Чести у раба не было, ни своей, ни частички хозяйской. Сделок он не совершал, жениться мог только с позволения хозяина, свидетельствовать против хозяина не мог, а свидетельство в пользу, как правило, не принималось в хозяйственных спорах и имело значение только для судебного следствия по убийству, разбою или вреду здоровью хозяина. Хозяин отвечал за всякий проступок раба, и рабы этим пользовались, задирая свободнорождённых бедняков. Если преступление было совершено против раба, это считалось оскорблением хозяина, и виновник платил полную цену чести, но не рабу, а хозяину, плюс сколько запросят за лечение. Единственное исключение из правила — если жену раба изнасиловал какой-то совершенно посторонний мужик. Вот тогда рабу платили за ущерб, потому что ребёнок должен родиться и выжить, пока его не отдадут семье насильника, а если ребёнка не случилось, значит так получилось, никто не виноват, злая судьба (не нужно блудить с чужими женщинами). Напомню, что за фудира — чужака, который работает на фла (наследственного землевладельца) штраф был меньше. О чём это говорит? Раб являлся бесправным членом дэривине, но всё-так своим. В этом и есть суть патриархального рабства.
Мог ли раб иметь собственность, вопрос непростой. Личная у него, по всему судя, была. Он не имел права носить цветную одежду, но количество цветов и особенно наличие красного в одежде — признак статуса, а положение в обществе есть только у свободнорождённого человека. Ничего об ошейниках или каких-либо иных отличительных знаках я не нашла, но на рынках кандалы были в ходу. Раб не мог пользоваться оружием, даже охотничьим, но поясните, пожалуйста, в чём разница между трезубцем и подборными вилами? В остроте заточки? Пищу зубами никто не рвал, значит, и ножи были. Деревья раб валил тоже не собственным весом. Так что, и топор ему доверяли.
Можно ли было освободить раба? Разумеется. Вывести за порог и дать пинка. Это обрекало вольноотпущенника на смерть. Без защиты дэривине он и до границы дойти не мог, так как его никто переночевать не пустит, приняв за беглого, а за воротами клахана или усадьбы фла по ночам волки бегают. Именно поэтому рабы не стремились удрать, а рабовладельцы их не выгоняли. Можно ли было продать раба? Во-первых, кому? Все члены клана его знают, как облупленного. Продать на сторону — вызвать всеобщее осуждение, непорядочно, это как верную собаку выбросить. Во-вторых, нужно, чтобы раб был согласен. Если новый хозяин станет обижать — кормить плохо, изнурять непосильной работой, бить до синяков, до истечения трёх месяцев раб мог потребовать, чтобы его вернули прежнему хозяину, и возвращали, как ни странно. Так что, купить раба — всё равно, что на верблюде в Египте кататься, сойти с темы можно, но заплатить придётся отдельно.
Теперь вопрос о детях. Сын раба и рабыни — раб. Сын свободнорождённого человека и рабыни — свободнорождённый человек и законный наследник своего отца, но: во-первых, только движимого имущества, не земли, во-вторых, ни сам сын рабыни, ни его сын и внук не имеют права никуда избираться. Так применялось правило трёх поколений в этом случае. Поскольку вольные землепашцы никуда и так не избирались, сыновья хозяина и членов его семьи от рабынь по статусу ничем не отличались от сыновей жён. Щекотливая ситуация — сын раба и свободной женщины. Вот тут неприятность: законом было предусмотрено, что за такого ребёнка отвечает сама женщина и растить его должна на собственные средства. Но у женщин, как правило, собственных средств нет, её содержит отец либо муж или братья. То есть, такие дети рождались и больше их никто не видел. Получается так.
Почему же рабыни стоили дороже рабов? Не только ведь потому, что кому-то не нравилось жернова вертеть? Причина на поверхности: муж не распоряжался постелью жены. Вся семья жила по сути в одной комнате, и королевская не исключение. Не всякому мужчине удобно и приятно исполнять супружеский долг при большом наплыве зрителей. Жена должна была найти для этого время и освободить помещение — либо на природу сходить с мужем. Но она всё время была занята, а отрывать людей от дел, теребить, о себе напоминать нехорошо, домочадцы шептаться начнут, смеяться будут. Обидно и несолидно. То, что жён может быть несколько, погоды не делает. Рабыня — не жена, отказать хозяину не может. Для неё это шанс быть произведённой из мукомолок в ключницы и носить стеклянные бусы. К тому же, родится ребёнок, и он вырастет, мать в старости не оставит. В общем, рабыни были нужны в первую очередь мужчинам, и не как работницы, а как объект сексуальной эксплуатации. Это не значит, что хозяин не мог полюбить рабыню. Конн Ста Битв, верховный король Ирландии, выписал из Британии плотников, чтобы они построили мельницу в его доме, потому что у Конна была любимая рабыня, постоянно беременная по понятной причине, и ей тяжело было выполнять положенную работу. Муку стало молоть инженерное сооружение, однако в жёны и даже любовницы Конн женщину не произвёл. Человек не мыслит шире своего времени, что поделать?
На заставке — фотография ручной мельницы, символа рабского труда. Для того, чтобы понять, насколько он был труден, достаточно купить её всего за 72 британских фунта. Интернет-магазин — шотландский, но культура та самая, именно на таких жерновах и перерабатывали зерно в муку в Ирландии железного века. По-моему, дорого.