Как успешно решать конфликты с детьми и договариваться с подростками
Общение с подростками во время конфликтов может быть сложным и требует особого подхода. Важно помнить, что подростки находятся в периоде активного формирования своей личности и часто испытывают эмоциональные колебания. Кроме того, они наши дети, поэтому у них изначально позиция сильнее, чем у нас. Нередко наши эмоции не дают нам профессионально вести переговоры с детьми, потому что мы чувствуем, что они выходят из под нашего контроля, наши приказы, нравоучения ужен не срабатывают как раньше.
Обсуждение конфликтов с подростками может быть очень трудными переговорами для родителей по нескольким причинам:
1. Стремление к независимости: Подростки часто стремятся к большей свободе и самостоятельности, что может приводить к конфликтам с родителями, которые пытаются контролировать их поведение.
2. Гормональные изменения: Подростковый возраст сопровождается значительными гормональными изменениями, которые могут вызывать перепады настроения и эмоциональную нестабильность.
3. Различия в ценностях и интересах: Подростки начинают формировать свои собственные взгляды и интересы, которые могут не совпадать с родительскими. Это может приводить к недопониманию и конфликтам.
4. Недостаток общения: Родители могут быть заняты работой и другими обязанностями, что приводит к недостатку времени для общения с подростками. Это может вызывать чувство недопонимания и отчуждения у подростков.
5. Недоверие и контроль: Родители могут не доверять своим детям и пытаться контролировать их каждое действие, что вызывает сопротивление и конфликты со стороны подростков.
6. Эмоциональная реакция: Родители могут испытывать сильные эмоции, такие как тревога и страх за своих детей, что может мешать конструктивному обсуждению конфликтов.
Эти факторы могут усложнять процесс обсуждения конфликтов, но понимание их причин может помочь родителям найти более эффективные способы взаимодействия с подростками.
Конфликты могут возникать по разным поводам: проблемы в учебе, недисциплинированное поведение, абсорбция в интернете и т.д. Рассмотрим принципы общения с подростками при обсуждении конфликтных ситуаций.
Общие принципы общения с подростками во время конфликтов
1. Уважение: Всегда уважайте личность подростка, его мнение и чувства. Подростки особенно чувствительны к несправедливости и уничижению.
2. Активное слушание: Дайте подростку возможность выговориться, не перебивая его. Это поможет ему почувствовать себя услышанным и понятым.
3. Избегайте критики и обвинений: Критика может вызвать оборонительную реакцию и усугубить конфликт. Вместо этого сосредоточьтесь на проблеме и возможных решениях.
4. Открытые вопросы: Используйте вопросы, которые требуют более развернутых ответов. Это поможет вам лучше понять причины поведения подростка и его точку зрения.
5. Поощрение и поддержка: Поддерживайте подростка в его начинаниях и поощряйте его достижения, даже если они кажутся незначительными.
6. Гибкость: Будьте готовы к компромиссам. Покажите подростку, что вы готовы учитывать его интересы и мнение при принятии решений.
7. Последовательность: Устанавливайте четкие правила и границы, но будьте последовательны в их применении. Это поможет подростку понимать ваши ожидания и осознавать последствия своих действий.
Разберем часто встречающиеся ситуации
1. Подросток плохо учится
Алгоритм коммуникации:
1. Инициируйте разговор: Начните разговор с откровенного выражения заботы о его успехах.
2. Слушайте активно: Дайте подростку возможность рассказать, что мешает ему учиться.
3. Предложите поддержку: Предложите свою помощь в разрешении проблемы. Может быть, ему нужны дополнительные учебные материалы или помощь с организацией времени.
4. Обсудите план действий: Вместе с подростком создайте план действий для улучшения учебных результатов. Задайте конкретные цели и шаги к их достижению.
5. Поддерживайте мотивацию: Поощряйте усилия и успехи подростка на пути к улучшению успеваемости.
Пример: "Я видел, что ты недоволен своими оценками в последние несколько месяцев. Что, по твоему мнению, мешает тебе учиться лучше? Может быть, мы можем вместе придумать, как я могу помочь тебе с учебой?"
2. Подросток приходит поздно домой
Алгоритм:
1. Инициируйте беседу: Начните разговор спокойно и без обвинений.
2. Выясните причины: Спросите, почему подросток приходит поздно. Может быть, у него проблемы с общественным транспортом или учебными занятиями.
3. Обсудите правила и последствия: Поведите разговор о важности соблюдения правил и возможных последствиях, если они не соблюдаются.
4. Договоритесь о решении: Попросите подростка предложить варианты решения, как он может приходить вовремя.
5. Установите последующий контроль: Постарайтесь следить за выполнением обсужденных решений.
Пример: "Я заметил, что ты в последнее время приходишь домой очень поздно. Я бы хотел понять, что происходит. Может быть, тебе нужно больше времени на что-то конкретное?"
3. Подросток не убирает комнату
Алгоритм:
1. Инициируйте разговор: Начните разговор о необходимости поддержания порядка в комнате.
2. Выясните причины: Спросите, почему комната остается в таком состоянии. Возможно, у подростка нет времени или ему не нравится убирать.
3. Объясните важность порядка: Поясните, как порядок влияет на общее состояние дома и самочувствие.
4. Предложите помощь: Предложите помощь или советы по упрощению процесса уборки.
5. Договоритесь о распределении обязанностей: Можно договориться о совместном проведении уборки или установить конкретное время для этого.
Пример: "Я понимаю, что уборка не самое интересное дело, но важно поддерживать порядок в комнате. Как я могу помочь тебе в этом?"
4. Подросток много времени проводит за компьютером
Алгоритм:
1. Начните разговор: Начните беседу с выражения заботы о его благополучии и здоровья.
2. Спросите о его интересах: Поинтересуйтесь, какие игры или сайты он предпочитает, и почему они ему интересны.
3. Обсудите баланс: Объясните, как важно сочетать онлайн-активности с другими занятиями, такими как спорт или учеба.
4. Предложите альтернативы: Вместе придумайте альтернативные активности, которые могут заинтересовать подростка, например, спортивные секции, кружки по интересам или семейные мероприятия.
5. Договоритесь о времени: Составьте вместе расписание, в котором будет предусмотрено время как для онлайн-активностей, так и для других дел.
6. Покажите личный пример: Поделитесь, как вы лично находите баланс между работой, хобби и отдыхом.
Пример: "Я заметила, что ты проводишь много времени за компьютером. Расскажи, что тебе больше всего нравится делать в интернете? Мне интересно, что именно тебя так увлекает. Давай подумаем, как можно распределить время так, чтобы оставалось место и для других интересных дел"
Заключение
В большинстве случаев с подростком можно договориться, но нужно терпение и время, В некоторых ситуациях можно пригласить третье лицо, опытного медиатора, который является авторитетом для подростка. Желаю вам всегда успешно договариваться с своими детьми, учитывая и их интересы.
Друзья, по вопросам записи на менторинг, персональные тренинги, коуч-сессии, психологические консультации и психотерапию, пожалуйста, обращайтесь по +74955427921 или WhatsApp +79255427921, email info@igor-vagin.ru