Попавший в немилость татарстанский «король госзаказа» Равиль Зиганшин, кажется, привлек неудачу и на сотрудников своей фирмы. В суде рассматривают дело о коммерческом подкупе специалиста отдела маркетинга ПСО «Казань».
На скамье подсудимых оказалась 49-летняя Марина Туманова – в прошлом специалист отдела материально-технического обеспечения ПСО «Казань», учредителем которого является ныне скандально известный Равиль Зиганшин. В 2022 году имя главного строителя космодрома «Восточный» прогремело в сводках федеральных новостей в связи с возбуждением очередного уголовного дела о неуплате налогов. Сумма ущерба оказалась достойной «короля госзаказа» и превысила 2,6 миллиарда рублей. По данным силовиков, махинации были связаны со строительством футбольных стадионов к чемпионату мира 2018 года в Саранске и Самаре.
В 2021 году татарстанский Следственный комитет также предъявлял Зиганшину «неуплату налогов» на 1,3 миллиарда рублей, однако олигарх сумел выйти под залог в 100 миллионов. Как заявляли силовики, с учетом «набежавших процентов» общий ущерб по «налоговым» делам Зиганшина переваливает за восемь миллиардов рублей.
2024 год стал для главы ПСО «Казань» годом скандалов, более близких к народу: в марте Зиганшин насмерть сбил глухонемую женщину 64 лет, а в середине июля имя предпринимателя вдруг «всплыло» на забастовке строителей высотных гостиниц у моста «Миллениум». Рабочие пожаловались на избиение Зиганшиным крановщика – и поначалу дело хотели «замять», но общественный резонанс все же позволил строителям добиться компенсации: до конца сдачи объекта ПСО «Казань» будет оплачивать квартиру пострадавшему.
Вопросы к снабжению
По версии обвинения, Марина Туманова в конце октября 2021 года получила от учредителя ООО «Арес» Ивана Зубко в пользование автомобиль — KIA K5. Машину оформили на бывшего мужа подсудимой: он подписывал документы на управление автомобилем, но за лизинг авто платил Зубко. В общей сложности больше чем за год «накапало» порядка полутора миллионов рублей. «Потянуло» на «особо крупный» размер коммерческого подкупа: за эти деньги Туманова обещала, как считают силовики, обеспечить лоббирование интересов фирмы Зубко. Тем более, что за плечами учредителя ООО «Арес» уже имеется опыт 20-миллионной сделки с ПСО «Казань» — фирме Зиганшина поставлялись стройматериалы для космодрома «Восточный».
Туманова вину отрицает — как «Вечерней Казани рассказал один из адвокатов подсудимой Айдар Ситдиков. Достаточно понимать тот факт, что с момента «получения» «подкупа» между ПСО «Казань» и ООО «Арес» не было заключено никаких контрактов.
Также в мае 2022 года Туманова уволилась с работы, но машиной продолжила пользоваться до октября — в чем помощь и лоббирование интересов?
Контекст
Тумановой вменяется самая «жесткая» часть «коммерческого подкупа» из возможных — и грозит по ней от семи до 12 лет тюрьмы. Следствие называет обвиняемую «лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации», и на оспаривании этого тезиса строится одна из основных линий защиты.
По словам адвоката Ситдикова, Туманова не является субъектом преступления — она не должностное лицо, а рядовой специалист, который вел сделки с поставщиками. В ее отделе были начальник и заместитель, но сама Туманова была рядовым специалистом, подчеркивает адвокат.
— Она была простым сотрудником. Туманова не руководитель: у нее нет подчиненных, никого на работу не принимала, не увольняла, финансами компании она тоже никоим образом не распоряжалась, заключать договора она не могла, — рассказал «Вечерней Казани» Ситдиков.
Однако в обвинительном заключении экс-сотрудницы ПСО «Казань» приводится конкретный список обязанностей из трудового договора — там есть формулировка «специалист отдела маркетинга должен заключать контракты», а с начала 2021 года Туманова являлась еще и главным специалистом отдела маркетинга.
Однако защита отмечает: ни одна сделка не проводилась без подписи начальства. При этом всех поставщиков проверяет Казначейство Российской Федерации — для привлечения нового поставщика необходима длительная ведомственная проверка.
— Все сделки по космодрому «Восточный», так как это гособоронзаказ, курируются Казначейством Российской Федерации. Ни одна сделка без утверждения казначейства не пройдет просто-напросто, деньги-то государственные. И в деле не фигурирует этот момент. Я считаю, что это было сделано умышленно: ну представьте, где Туманова, а где Казначейство Российской Федерации? Что, Туманова и казначейство подкупила что ли? Смешно, — поделился Ситдиков.
Честная сделка
Стоит понимать, что расследование уголовного дела по факту сделки ООО «Арес» и ПСО «Казань» (подрядчиком работ по космодрому является «дочка» этой фирмы, компания «ПСП») было инициировано внутренней службой безопасности ПСО «Казань», рассказал адвокат Тумановой. По словам юриста, «безопасники» строительной фирмы вдруг обнаружили, что стоимость негорючих панелей для космодрома «Восточный» оказалась сильно завышена — «Арес» продал их «Казани» за 20 миллионов рублей, а купил у «Криплат-Поволжье» через фирму-прокладку «Север» за сумму в районе семи миллионов.
На Ивана Зубко, как учредителя «Ареса», поступило заявление в полицию о мошенничестве, однако силовики усмотрели в его действиях лишь коммерческий подкуп — все-таки есть договор, если цена не устраивает покупателя, то можно было не заключать сделку.
Предметом подкупа стала та самая KIA K5, машина, как посчитали силовики на начальном этапе следствия, была получена Тумановой как раз за эту сделку. Шестого февраля 2023 года и Туманову, и Зубко задерживают. Учредитель «Ареса», проведя ночь в СИЗО, начинает давать показания на Туманову: говорит, что предоставил ей машину не за 20-миллионную сделку, а «закинул таким образом удочку на будущее», чтобы в дальнейшем получить возможность заключения контрактов на поставку материалов.
Потом Зубко пишет заявление на Туманову, уже 16 февраля возбуждается еще одно дело по статье «коммерческий подкуп», но исключительно в отношении Тумановой — предметом преступления является все та же машина. В новом деле сотрудница ПСО «Казань», по версии следствия, должна была лоббировать интересы фирмы Зубко.
— В итоге эти два дела объединили в одно и расследовали целый год. А потом уже, 15 января 2024 года, следователь разделяет эти дела — и по первому, по 20-миллионной сделке, он прекращает уголовное преследование в отношении Тумановой в связи с отсутствием состава преступления, а в отношении Зубко прекращает в связи с деятельным раскаянием. Второе дело, которое возбуждено в отношении Тумановой по заявлению Зубко, он направляет в суд. Вот и все, — резюмирует Ситдиков.
Сторона защиты сходится на том, что Зубко был вынужден всеми способами выйти на свободу и защитить себя, дав показания на Туманову. При этом необходимость покупки негорючих панелей для космодрома объясняется тем, что ПСО «Казань» попало в черный список фирмы «Криплат-Поволжье» после того, как не оплатили товар на 10 миллионов рублей.
Автор материала: Андрей Мартыгин