Мировой океан действительно хранит в себе множество тайн и сокровищ, которые манят исследователей и любителей подводного мира.
1. Древний корабль на дне Черного моря
Недавно было обнаружено нечто захватывающее на дне Черного моря - древний корабль, погребенный в водах более двух тысячелетий назад. Эта удивительная находка раскрывает нам кусочек истории, связанной с древней Грецией, ее торговлей и культурой.
Исследователи смогли обнаружить останки судна, которое было наполнено амфорами - глиняными сосудами, используемыми для транспортировки жидкостей, зерна и других товаров. Это свидетельствует о том, насколько активным было морское движение в этом регионе в IV веке до нашей эры, когда Греция процветала как экономически, так и культурно. В одной из амфор обнаружились останки зубатки, рыбы, которая была высушена и нарезана на куски. Это свидетельствует о том, что рыба играла важную роль в питании древних греков и была популярной в их кухне.
Институт океанографии штата Массачусетс провел исследования, установив, что зубатка была поймана в период с 488 по 228 годы до нашей эры. Группа ученых из США и Болгарии под руководством Роберта Балларда, известного океанолога, который ранее обнаружил знаменитый "Титаник", сообщила о местонахождении корабля на глубине около 100 метров в нескольких километрах от болгарского побережья. Это открытие важно не только с точки зрения археологии, но и для понимания торговых связей и морских путей древности.
Океанолог подчеркнул, что древние греки отправлялись в Черное море за рыбой и золотом, так как Эгейское море, несмотря на свою красоту, было бедным на питательные вещества и не могло обеспечить такое разнообразие морских продуктов.
Помимо Национального географического общества, экспедицию поддерживали и другие спонсоры, такие как институт океанических исследований Национальной администрации океанических и атмосферных исследований, а также исследовательский институт "Таинственного аквариума" в штате Коннектикут, где работает известный исследователь Баллард.
Экспедицией руководил Дуайт Коулман, который является научным сотрудником исследовательского института. По его словам, останки корабля были обнаружены тремя болгарскими участниками исследований. Эти отважные исследователи спустились на дно моря в подводном аппарате в последний день экспедиции, 1 августа. В результате обследования было выявлено, что греческое судно перевозило в амфорах различные товары, включая вино, оливковое масло, рыбу и другие продукты. На дне моря было обнаружено несколько десятков этих античных сосудов, высота одного из которых, поднятого со дна, составляла один метр - типичный размер для греческой амфоры.
2. Корпус вертолета Chinook на дне Эгейского моря
Во время рыболовных работ в Эгейском море, судно обнаружило крупный металлический объект на глубине 900 метров, который оказался корпусом вертолета Chinook. Этот несчастный вертолет греческой армии направлялся на Афон, когда по неизвестной причине потерпел крушение и упал в море. Фрегат "Наварин" греческого ВМФ присоединился к поисковым усилиям и с помощью сонаров подтвердил местоположение корпуса вертолета в нескольких километрах к югу от полуострова Халкидики.
На борту вертолета находился Патриарх Александрийский Петр VII, глава одной из древнейших православных церквей, а также 16 человек, сопровождавших его. Эта трагедия потрясла многих, вызвав глубокий смуток и печаль. Новость о гибели патриарха и его спутников распространилась быстро, вызвав волну соболезнований со всех уголков мира.
3. Галеон «Нотр Дам де Деливранс», Атлантический океан
Американская компания Sub Sea Research, специализирующаяся на подводных работах, обратилась к властям Флориды с удивительным запросом - разрешить ей поднять со дна затонувший у берегов этого штата в 1755 году галеон "Нотр Дам де Деливранс". Этот исторический корабль, разбившийся во время бури, предположительно содержит сокровища на общую сумму в 3,2 миллиарда евро. Сообщения о находке вызвали огромный интерес не только в США, но и в Испании.
Интерес Испании к этой находке объясняется тем, что хотя галеон плавал под флагом Франции и имел французский экипаж, он был зафрахтован властями Мадрида для перевозки в Испанию из Нового Света сокровищ из испанских колоний Мексики, Перу и Колумбии. "Нотр Дам де Деливранс" стал объектом желания из-за своего исторического значения и колоссального богатства, которое он мог хранить на своем палубе.
Согласно документам той эпохи, на галеоне, длина которого составляет 50,5 метров, находились предназначавшиеся испанскому королю Карлу III 473 килограмма золота в слитках, 15,5 тысяч золотых дублонов, более 1 миллиона монет, 24 килограмма чистого серебра и прочие драгоценности. Это сокровище на дне моря стало самой крупной подводной находкой в истории.
Один из судов Флориды выдал разрешение американской компании, обнаружившей остатки "Нотр Дам де Деливранс", на начало работ по извлечению груза. Это решение было мотивировано тем, что в противном случае сокровища могли попасть в руки незаконных искателей подводных сокровищ, не имеющих никакого отношения к исторической ценности находки. Таким образом, компания получила возможность продолжить свои уникальные подводные исследования и извлечь сокровища с соблюдением всех необходимых процедур и правил.
В настоящее время ситуация с археологическими находками на затонувшем галеоне остается в центре внимания из-за противоречий между испанскими и французскими властями, а также американскими органами. Испанские и французские власти категорически возражают против решения суда, которое признало права компании Sub Sea Research на сокровища, обнаруженные на галеоне. Они ссылались на договор 1902 года с Соединенными Штатами, утверждая, что эти богатства принадлежат им, поскольку они принадлежали Испании и были перевезены французами. Кроме того, на морском дне находятся тела моряков обеих стран, что, по их мнению, также подтверждает их права на находки.
Государственный департамент США признал права Испании на сокровища, ссылаясь на прецедент, установленный Верховным судом в 2001 году. В том случае суд запретил искателю морских сокровищ Бену Бенсону и штату Вирджиния прикасаться к грузу на испанском фрегате "Хуно", также затонувшем во время шторма, без разрешения Испании. Этот прецедент стал основанием для подтверждения прав Испании на артефакты с галеона.
Однако компания Sub Sea Research и власти штата Флорида не согласны с решением Госдепартамента США и считают его неправомочным в данном вопросе. Они утверждают, что американские власти не имеют права принимать окончательное решение относительно судьбы галеона без их участия и согласия.
4. Самолет-разведчик, Адриатическое море
Ранним утром вдоль берегов Черногории один из местных рыбаков отправился на рыбалку, надеясь на удачный улов. Он решил поставить свои сети в три мили от берега, в надежде на хорошую добычу. Однако, когда настало время извлекать улов, он обнаружил, что сети стали необычно тяжелыми. Во время подъема сетей на поверхность, рыбак заметил что-то металлическое, выглядывающее из воды.
Поднимая сети, он обнаружил, что в одну из них попал современный самолет-разведчик. Это был неожиданный поворот событий, поскольку обычно в его сети попадались старые гранаты или миновые корпуса, выброшенные в море военными. Но на этот раз из воды вынырнуло что-то совершенно иное - крыло самолета. Рыбак, оценив ситуацию, понял, что перед ним беспилотный разведывательный аппарат.
Изумленный этой находкой, рыбак решил отбуксировать свой необычный улов к берегу. После прибытия на берег он немедленно связался с представителями полиции и армии, чтобы передать им то, что обнаружил. Предположительно, этот самолет-разведчик, сбитый во время военных действий НАТО в Югославии в 1999 году, станет экспонатом в белградском музее авиации.
Эта находка добавится к уже существующим "подаркам" НАТО в музее, включая обломки американского самолета-невидимки, сбитого югославским ПВО. Сам музей славится своей коллекцией, отражающей историю авиации в регионе и связанные с ней события. Такие находки как эти напоминают о прошлом и о том, какие испытания и вызовы преодолевала страна.
5. Испанский галеон «Сан-Хосе» с сокровищами на борту, Тихий океан
На тихоокеанском побережье Панамы было обнаружено затонувшее испанское судно 17 века, известное как галеон "Сан-Хосе", которое ушло ко дну в 1631 году. Этот исторический корабль перевозил огромный груз золотых и серебряных слитков, стоимость которых оценивается в впечатляющие 50 миллионов долларов. Исследователи давно знали о гибели "Сан-Хосе" в районе Жемчужных островов 17 июня 1631 года, но конкретное место крушения долгое время оставалось загадкой.
На борту этого галеона находилось около 700 тонн товаров, включая ценные золотые и серебряные слитки, предназначавшиеся для доставки в Испанию. Согласно информации от Интерфакса, корабль затонул, столкнувшись с рифами, что привело к его потере. После обнаружения другого испанского галеона у карибского побережья Панамы, поиски "Сан-Хосе" были возобновлены. В настоящее время, из-за нехватки финансирования, проекты поднятия обоих судов находятся в застое.
Панама ведет переговоры с иностранными спонсорами, стремясь найти финансовую поддержку для подъема этих исторических галеонов. В период с 16 по 18 век Панама играла значительную роль как транзитный пункт для перевозки золота и серебра из Южной Америки в Испанию.
6. Вертолет нефтегазовой компании, Атлантический океан
В Атлантическом океане, на дне моря неподалеку от Рио-де-Жанейро, поисковая спасательная группа обнаружила потерпевший катастрофу вертолет "С-76" Сикорский, который принадлежал нефтегазовой компании "Петробраз". Этот вертолет выполнял рейс с персоналом на нефтяную платформу в районе шельфовых разработок бассейна Кампус. После катастрофы удалось спасти пятерых человек с борта вертолета, однако бортмеханик погиб. Существуют подозрения, что еще пять человек могли оказаться заблокированными в вертолете в момент его падения и не смогли выбраться наружу. Вертолет был обнаружен мини-роботом на глубине около 330 метров, что создает сложности для операции спасения и выяснения причин катастрофы.
7. Ледокол «Челюскин», Чукотское море
Перейдем к другому инциденту, связанному с ледоколом "Челюскин" в Чукотском море. Начальник и инициатор экспедиции, ученый-историк Алексей Михайлов, поделился информацией о том, что документы, находившиеся на борту затонувшего ледокола, могли хорошо сохраниться. Он отметил, что при низкой температуре воды и низкой биологической активности существует вероятность сохранения бумаги и ткани без серьезных изменений. Это может предоставить возможность для консервации и последующего изучения содержимого документов.
"Челюскин" был захвачен льдами и затонул в 1934 году. В результате катастрофы один член экипажа погиб, а остальные 104 человека были вынуждены покинуть судно и дрейфовать на льдине. Позднее люди были спасены в ходе специальной авиационной операции.
8. Обломки самолета Антуана де Сент-Экзюпери, Средиземное море
Группе французских подводников наконец-то удалось раскрыть тайну, которая долгие годы окутывала судьбу знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Обломки самолета, на котором он отправился в свое последнее задание, были обнаружены в море неподалеку от Марселя и тщательно изучены водолазами. Эксперты, проанализировав номера на самолете, подтвердили, что это действительно был самолет, на котором летал писатель, исчезнувший без вести 60 лет назад.
Антуан де Сент-Экзюпери, известный также как автор "Маленького принца", начал свою авиационную карьеру в 1920-х годах, участвуя в создании первых французских авиапочтовых линий в Африке и Латинской Америке. Он также был летчиком и принимал участие в боевых действиях союзных войск. 31 июля 1944 года Сент-Экзюпери взлетел с острова Корсика с направлением на средиземноморское побережье Франции, чтобы выполнить задание по фотографированию местности. Несмотря на ясную погоду, писатель и авиатор, которому на тот момент было 44 года, не вернулся с этого полета.
Долгое время оставалось загадкой, разбился ли его самолет в горах Франции или же упал в море. В 2000 году обломки самолета, на борту которого находился Сент-Экзюпери, были обнаружены на глубине 70 метров у берегов Марселя. В этом районе ранее один моряк нашел браслет, на котором была выгравирована надпись "Сент-Экс" - так его звали друзья. Однако до октября 2003 года правительство запретило проведение дальнейших исследований на месте предполагаемой гибели писателя.
Поиски летчика-романтика и обломков его самолета продолжались целых 60 лет, став для французов делом чести. Хотя тело писателя так и не было обнаружено, нахождение обломков самолета положило конец спорам и дало ответ на вопрос о месте гибели Сент-Экзюпери. Это открытие стало важным шагом в истории авиации и литературы, пролив свет на судьбу одного из самых известных французских писателей.
9. Подводная лодка К-27, Карское море
Научная экспедиция, завершившаяся недавно, обнаружила место захоронения атомной подводной лодки К-27 и 237 контейнеров с твердыми радиоактивными отходами в заливе Степового Карского моря.
В ходе исследований в районе Новой Земли был обследован участок, где предположительно находится реакторный отсек этой подводной лодки.
Атомный подводный крейсер К-27 был спущен на воду в октябре 1963 года и стал первым в мире атомным охотником на подводные лодки. Его уникальность заключалась в использовании реактора с жидкометаллическим теплоносителем, что делало его передовым на тот период. Однако 24 мая 1968 года лодка столкнулась с аварией около Северодвинска, что привело к серьезным последствиям.
В 1981 году Совет министров СССР принял решение о затоплении подлодки в Карском море из-за невозможности восстановления и риска ядерного заражения. Лодка была затоплена на глубине 33 метра, однако позже стало ясно, что это не соответствует стандартам безопасности. Западные эксперты постоянно высказывали критику относительно шумности таких атомных подводных лодок.
Интересно, что об этом конкретном крейсере и его возможной модификации писал известный писатель Том Кленси в своей книге "Охота за "Красным Октябрем". Его взгляд на потенциальные сценарии развития событий и использование атомных подводных лодок в литературе вызывает большой интерес у читателей.
10. Атлантида
Немецкий ученый доктор Рэйнер Куен утверждает, что он смог раскрыть тайну местоположения знаменитой Атлантиды, давно потерянной цивилизации, которая, как считается, ушла на дно океана.
Вместо того чтобы быть островом, как долгие годы предполагалось, по его мнению, Атлантида находилась на испанском побережье. Проведя анализ спутниковых снимков территории в районе испанского города Кадиса, Куен обнаружил следы двух сооружений, которые, вероятно, представляли собой античные храмы. В период с 800 по 500 год до нашей эры эта область подверглась разрушительному наводнению, которое, возможно, послужило основой для легенды об утонувшем острове.
По словам ученого, около руин храмов видны частично сохранившиеся круги, которые, вероятно, могли быть остатками каналов или рвов, расходившихся кругами от центрального острова, как описывал Платон. Один из храмов, названный "серебряный", предположительно был посвящен богу морей Посейдону, в то время как второй храм, известный как "золотой", служил храмом-дворцом, возведенным Посейдоном для его супруги Клейты. Куен замечает, что размеры этих кругов немного превышают те, о которых упоминал древнегреческий философ, но он убежден, что Платон либо умышленно уменьшил размеры острова, либо же древнегреческая единица измерения - стадия - была на 20% больше, чем обычно считается.