КТО ЭТА ЗАГАДОЧНАЯ ДЕВУШКА?
Эта прекрасная девушка жила семнадцать с половиной веков назад в греческих Сиракузах. В ту пору остров Сицилия был греческой колонией, и Сиракузы считались самым большим и богатым городом его восточного побережья.
Звали эту юную красавицу Лючией или, как называют ее православные, Лукией (иногда Люсией). Происходила она из знатного рода и за свою беспримерную добродетельность пользовалась немалым уважением среди горожан.
Отец ее рано покинул мир, и девушка жила только с матерью. Но несмотря на это, имение их было роскошно, а доходы весьма велики – потому Лючия считалась одной из самых желанных невест Сицилии. Был у нее и жених из такого же знатного и обеспеченного рода.
Однако Господь приготовил этой кроткой голубице иную стезю служения…
По Воле Божией случилось так, что в соседнем с Сиракузами городе – в Катане – стали происходить удивительные чудеса. Проистекали они от усыпальницы великой подвижницы того времени девы Агафии – местной христианки, пострадавшей за Сына Божиего в правление императора Деция всего за 30 лет до рождения Лючии, и слух о тех дивных происшествиях быстро распространился по острову.
Мать Лючии уже несколько лет страдала кровотечением.
Врачебные средства ей не помогали, поэтому, услыхав о многочисленных исцелениях, проистекавших от гробницы святой Агафии, девушка и ее больная мать поспешили в Катану, надеясь, что и их не оставит святая своим предстательством.
Когда они прибыли в соседний город и пришли к месту погребения праведной девы, в церкви как раз читался отрывок из Евангелия, в котором рассказывалось об исцелении кровоточивой женщины, с верой прикоснувшейся к одежде Спасителя.
В ту минуту Лючия сказала матери: «Если ты веришь в то, что читает сейчас священник, верь и в то, что святая Агафия, пострадавшая за Искупителя, сможет своими молитвами испросить тебе исцеление. Прикоснись же к ее усыпальнице, и ты исцелишься!»
Когда служба закончилась, мать и дочь не покинули храм вместе со всеми. Они остались в церкви и, упав на колени, долго молились перед мощами угодницы о ниспослании благодатной помощи.
В какой-то момент Лючия заснула, и увидела во сне мученицу Агафию в окружении небесных ангелов. Святая ласково взглянула на девушку и произнесла: «Сестра моя Лючия! Зачем ты просишь меня даровать твоей матери то, что сама можешь для нее сделать? Твоя вера способна исцелить ее, и она уже вполне здорова! Знай: как мною красуется ныне город Катана, так скоро и тобою будут красоваться Сиракузы!»
Когда девушка проснулась, оказалось, что мать ее, действительно, совершенно здорова.
После той ночи Лючия сильно изменилась. Она переменилась внутренне. Увидев воочию, как заботится о ней Господь и как скоро Он исполнил ее прошение, девушка поняла, как беззаветно любит Создатель Свои слабые создания. Ни один человек в мире не сможет полюбить другого так, как Любящий Творец!
Она невольно сравнила эту любовь и заботу с теми знаками внимания, которые оказывал ей сосватанный родней жених, и внезапно отчетливо поняла, что этого юношу привлекает в ней отнюдь не ее необыкновенная красота, а, в первую очередь, богатое наследство и многочисленные роскошные имения. И тогда Лючия стала просить мать расторгнуть помолвку и позволить ей сделаться невестою Христовой.
Мать девушки тоже была христианкой. И тоже очень хорошо понимала, что не следует идти наперекор благочестивому желанию дочери после того, как Господь послал ей такое чудесное исцеление от долго мучившего ее недуга. Она лишь попросила дочь дождаться ее кончины, а уж потом распорядиться своей судьбой и их семейным имуществом по своему усмотрению.
Но Лючия со вздохом произнесла: «Ах, матушка! Послушай моего совета! Не угоден Богу тот человек, который раздает свое имущество только лишь потому, что не может унести его с собою или не видит в нем для себя пользы. Если ты хочешь совершить богоугодное дело, то отдай во славу Создателя то, что можешь употребить для себя, пока ты жива и здорова».
Мать вняла благочестивому совету дочери, и они стали тратить значительные суммы из своего состояния на облегчение участи бедных.
Так продолжалось до тех пор, пока жених Лючии об этом не узнал.
Сначала он думал, что его невеста хочет продать свои имения ради новых выгодных приобретений, которые бы сделали их семью еще знатнее и богаче, но, когда ему открылась правда, и он узнал, что все это делается ради отвергнутых людьми бездомных нищенок, юноша вознегодовал. В ярости он донес на Лючию градоначальнику Сиракуз Пасхазию, обвинив ее в неповиновении императорскому указу о поклонении идолам.
Пасхазий вызвал юную христианку к себе и стал убеждать ее принести жертвы языческим божествам. Но мудрая дева смело ему отвечала: «Я только и делаю, что приношу жертвы Истинному Богу! Сейчас у меня почти уже ничего не осталось, и потому, видимо, настало время принести Ему в жертву себя!»
Правитель лишь усмехнулся этим словам. Он прервал речь подвижницы, грубо возразив, что для него важно исполнить приказание императора, а не христианского Бога. А чтобы эта непокорная девица не считала себя добродетельнее и чище язычников, он приказал отвести ее в блудилище.
Однако Лючию это не смутило. Она спокойно произнесла: «Даже если ты насильно положишь в мою руку фимиам и бросишь его моею рукою в идольский жертвенник, Господь только посмеется этому, потому что Он осуждает людей за их помыслы и желания, а не за насильственно произведенные с ними действия. И если ты обесчестишь меня против моей воли, это ничуть не уменьшит моей чистоты перед Ним!»
Когда девушку попытались отвести в блудный дом, оказалось, что ее невозможно сдвинуть с места. Господь придал ей такую тяжесть, что и тысяча человек не смогли заставить ее сделать хотя бы шаг. Напрасно только измучили несколько пар волов, с помощью которых слуги Пасхазия пытались сдвинуть святую: она стояла неподвижно и спокойно, словно скала.
Градоначальник обвинил Лючию в волшебстве. Он призвал могущественных чародеев и волхователей и приказал им разрушить колдовство девицы. Однако десятки служителей сатаны ничего не смогли противопоставить величайшей Благодати Божией, которой Небесный Отец щедро наделил Свою угодницу. Чародеи были посрамлены и осмеяны собравшимися жителями Сиракуз.
Тогда подвижницу решили сжечь на костре. Но и огненное пламя нисколько ей не повредило. Лючия стояла в его центре и продолжала проповедовать Имя Господне.
Раздосадованные язычники посоветовали градоначальнику пронзить горло девушки мечом, чтобы она замолчала и не возносила прилюдно Имя Христово, но и после того, как острое лезвие нанесло праведнице смертельную рану, истекающая кровью угодница продолжала восхвалять своего Творца.
В тот час, чувствуя, что наступил час предания ее души в Руки Божии, мученица произнесла знаменитое пророчество о скором даровании мира Христовой Церкви, о кончине императора Максимиана и об отречении от престола императора Диоклетиана.
Когда девушка еще была жива, мимо нее неожиданно провели закованного в цепи градоначальника Пасхазия. Оказывается, жители Сиракуз, недовольные его деяниями и безмерной жестокостью, давно уже отправили на него донос императору, и как раз в день последних страданий святой Лючии, этот правитель был осужден и приговорен к казни.
К умирающей мученице призвали священников, и она успела причаститься Святых Таин. А после того, как служители произнесли: «Аминь», девушка предала Творцу свою кроткую чистую душу.
Так описывает жизненный путь этой святой подвижницы святитель Димитрий Ростовский в своем знаменитом труде «Жития святых». Православная Церковь чтит ее память ежегодно 26 декабря.
ПРЕДАНИЕ О ГЛАЗАХ СВЯТОЙ ЛЮЧИИ.
ПОЧЕМУ ЕЕ ПОРОЙ ИЗОБРАЖАЮТ С ПОДНОСОМ, НА КОТОРОМ ЛЕЖАТ ГЛАЗА?
Есть две версии, объясняющие появление подобного изображения святой мученицы, известного еще со времен раннего Средневековья.
По одной из них, наиболее очевидной, девушку лишили зрения язычники во время ее страданий за Имя Божие.
Однако, есть и другая версия, более романтичная и тоже известная с глубокой древности.
По Преданию, когда жених святой Лючии предал ее на муки, девушка с грустью спросила его, почему он это сделал? Ведь он был богат и знатен, молод и красив, а в Сиракузах было немало знатных и привлекательных девиц, щедро одаренных и внешней красотою и богатством. Любая из них с радостью согласилась бы выйти за него замуж, обеспечив притом богатым приданным.
И тогда отвергнутый жених признался Лючии, что он не знает ни одной девушки на острове, у которой были бы такие же прекрасные и лучистые глаза, как у его бывшей невесты. Ни у одной сицилийки не было глаз, подобных глазам Лючии, взгляда которых он не в силах был забыть. Потому и не хотел он брать в супруги другую девушку, и, понимая, что обречен быть несчастным в семейной жизни, решил отомстить христианке.
Услышав такое признание, юная подвижница, памятуя слова Спасителя: «Если же глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матфея, 5:29), ослепила себя, искренне веруя, что через такую жертву она сможет спасти загубленную душу предавшего ее юноши. Глаза она положила на поднос и, накрыв их покрывалом, отослала бывшему жениху.
Всемилостивый Господь, конечно же, не оставил Свою верную служительницу в таком скорбном положении. Увидев, какой беспримерный подвиг совершила она ради спасения оступившегося человека, Он вернул ей зрение, даровав новые глаза, которые были еще прекраснее и лучистее, чем прежние.
На первый взгляд, подобная история для современного человека может показаться не вполне правдоподобной. Однако, вот что говорит об этом профессор шведской офтальмологической больницы святого Эрика Стефан Серегард:
«Историческая медицинская литература свидетельствует, что, хоть и очень редко, но все же бывали случаи, когда кто-то удалял себе глаза. Исследователям известно порядка 100 подобных задокументированных случаев».
Так что эта история удивительна только на первый взгляд…
ПОЧЕМУ СВЯТУЮ ЛЮЧИЮ ЧАСТО ИЗОБРАЖАЮТ С ВЕНКОМ НА ГОЛОВЕ, В КОТОРЫЙ ВСТАВЛЕНЫ ГОРЯЩИЕ СВЕЧИ?
По этому поводу существует еще одно старинное Предание.
Дело в том, что в правление императора Деция, устроившего жесточайшие гонения на приверженцев Христова Учения, отказывавшихся приносить жертвы идолам, многим христианам пришлось покинуть свои жилища и скрываться в катакомбах.
Лючия узнала об этом, и в ней возгорелось желание каким-нибудь образом помочь этим несчастным людям, страдавшим от голода и испытывавшим нужду в самых обычных вещах. Потому она решила дать им приют в своем доме.
Она уже не раз бывала до этого в тех катакомбах, и ей с детства были знакомы все их таинственные разветвления и переходы. Некоторые из них выходили прямо к ее имению.
Девушка приготовила корзины со снедью и взяла их в руки. Но как осветить себе путь в подземелье, если обе ее руки заняты тяжелою ношею? Как же нести свечу? И тогда Лючия водрузила себе на голову венок из крепких древесных ветвей, в которые вставила зажженные свечи: теперь она могла смело шествовать к своей цели, поскольку такая нехитрая «конструкция» великолепно освещала ей путь!
Потому эту Божию угодницу почитают еще и спасительницей людей от голода.
Известен случай, когда жители итальянского города Палермо, много месяцев страдавшие от нехватки продуктов, молились этой подвижнице. Корабль с зерном и продовольствием прибыл в порт как раз в день памяти святой Лючии, и с того времени в Италии существует традиция ежегодно в ее день готовить особое блюдо из зерна и меда – в память о том, как их измученные голодом предки, не имея сил дождаться, пока привезенное, наконец, зерно перемолотят в муку, съедали его целым.
В европейских странах память этой угодницы также, как и в России, отмечается в декабре, всего за несколько дней до светлого дня Рождества Христова. Там даже существует особый гимн, посвященный этой святой деве, в котором поется:
«В белом вошла к нам дева святая, о скором Рождестве Христа напоминая».