Есть в государстве Нигерия городок Аджаокута, известный самым затянувшимся на планете Земля долгостроем металлургического комбината. На карте промплощадка в правом нижнем углу, на берегу реки, название которой не пропустит алгоритм Дзен.
Проектирование началось в 1979 году с помощью СССР силами объединения «Тяжпромэкспорт» (в строительстве также участвовала Франция, ФРГ и Индия). Церемония закладки «первого камня» прошла в присутствии президента Нигерии Шеху Шагари 18 июня 1981 года.
Этот завод называли «основной индустриализации Нигерии», однако, из-за неправильного руководства и управления завод по состоянию на 2017 год не произвёл ни одного листа стали.
По данным Всемирного банка в период с 1979 по 2018 год в проект было вложено более $ 8 млрд
За все годы работы были выполнены на 98%, включая возведение трех прокатных станов и ТЭЦ. Принимали в этом участие и предприятия Нижнего Тагила - в частности, НТЗМК производил и поставлял металлоконструкции цехов и других производственных объектов, сотрудники завода осуществляли шеф-монтаж непосредственно на объекте.
Почти построенный завод на 75% производственных мощностей простаивает до сих пор, пребывая в изумительной степени сохранности. Работает только несколько небольших станов по производству стального прутка. Всё остальное оборудование и все провода на месте, ничего не сломано и не разграблено. Сохранению металлоконструкций и оборудования так же способствует полгода сухого сезона, когда температура зависает на отметке +38 градусов цельсия.
Периодически правительство Нигерии пытается реанимировать проект, заключая соглашения с самыми разными фирмами
- В 2003 году правительство Нигерии заключило 10-летний контракт на завершение строительства завода Ajaokuta Steel Co. Ltd. (ASC) с консорциумом, управляемым американской компанией Solgas Energy Ltd. В 2004 контракт был аннулирован правительством Нигерии.
- В 2005 году был заключён 10-летний контракт с компанией Global Infrastructure Holdings Ltd. (GIHL, подразделением индийской компании Ispat Industries Ltd.[англ.]) на завершение строительства и управление заводом. В ноябре GIHL ввела в эксплуатацию прокатный стан мощностью 130 тысяч т в год, привезённый из Украины. В декабре GIHL начала производство стальной арматуры и начало процедуры по запуску доменной печи в 2005 году. Соглашение с GIHL было расторгнуто нигерийцами в 2008 году.
- В 2016 году заключены контракты с китайской строительной компанией China Civil Engineering Construction Corporation[англ.] и нигерийской компанией Julius Berger[англ.] на ремонт и завершение строительства железной дороги Варри — Итакпе. Дорога построена, но не введена в эксплуатацию.
- В октябре 2019 года предварительные договоренности о сотрудничестве в восстановлении и пуске в эксплуатацию первой очереди металлургического завода в Аджаокуте были достигнуты в ходе встречи президентов России и Нигерии на экономическом форуме «Россия — Африка» в Сочи. Инвестиции оцениваются в 1—1,46 млрд долларов. Финансировать будут «Российский экспортный центр» и Afreximbank. Осуществлять работы будет группа компаний «МетПром». Соглашение так и не начало выполнятся, а после начала СВО было заморожено, т.к. основные владельцы "МетПром" - граждане Украины.
Особый интерес к достройке завода проявляют китайские компании, уже имеющий большой опыт работы на Африканском континенте. Для КНР крайне важно закрепление своих позиций в странах Африки и российская конкуренция, тем более в такой отрасли как металлургия, китайским фирмам (как и правительству КНР) совсем не нужна.
Так же нельзя недооценивать силу западных стран на африканском контенте - ввиду их опыта проведения «демократических переворотов» и наличию старых политических связей в руководстве африканских стран
Достройка и запуск в эксплуатацию завода в Аджаокуте российскими фирмами (разумеется, исключительно с российскими собственниками) не только позволит заработать всем участникам проекта, но и принесет хорошие доходы российскому государству в виде уплаченных налогов, а гражданам России - рабочие места в процессе доводки и пусконаладки.
Немаловажным будет масштабирование проекта на другие станы Африки - население континента приближается к полутора миллиардам человек и создание современной промышленности - фактически индустриализация Африки - позволит наладить экономические связи с Россией на взаимовыгодной основе, а не как это было во времена СССР, когда танки меняли на лозунги и обещания.