Найти в Дзене
Строевой

Есть. Первое в истории катапультирование из вертолета прошло успешно. Как нашим летчикам удалось не попасть в лопасти вертолета в процессе

Долгие годы это считалось просто-напросто невозможным, ведь если катапультироваться из самолета, то не мешает ничего, а если то же самое будет делать летчик вертолета, то немного подняв свою голову, тот увидит огромные крутящиеся лопасти, которые наматывают порядка 200 оборотов в минуту, как понимаете, что во время попадание в эту страшную центрифугу ничего хорошего не выйдет. Но как тогда российские летчики умудрились это сделать, став первыми в мире, кто сумел аварийно покинуть вертолет таким необычным образом? Ответом на этот вопрос мы и займёмся в моем сегодняшнем материале. Так что присаживайтесь поудобнее и давайте уже скорее начинать. Как понимаете, в нашем сегодняшнем материале речь пойдет о том самом вертолете в названии которого значится число 52, ведь по факту, это чуть ли не единственный вертолет в мире, который включает в себя возможность катапультироваться, думаю, что только за это инженерам завода «Камова», а именно там и разрабатывался тот самый "Аллигатор" стоит пос

Долгие годы это считалось просто-напросто невозможным, ведь если катапультироваться из самолета, то не мешает ничего, а если то же самое будет делать летчик вертолета, то немного подняв свою голову, тот увидит огромные крутящиеся лопасти, которые наматывают порядка 200 оборотов в минуту, как понимаете, что во время попадание в эту страшную центрифугу ничего хорошего не выйдет.

Но как тогда российские летчики умудрились это сделать, став первыми в мире, кто сумел аварийно покинуть вертолет таким необычным образом? Ответом на этот вопрос мы и займёмся в моем сегодняшнем материале. Так что присаживайтесь поудобнее и давайте уже скорее начинать.

Как понимаете, в нашем сегодняшнем материале речь пойдет о том самом вертолете в названии которого значится число 52, ведь по факту, это чуть ли не единственный вертолет в мире, который включает в себя возможность катапультироваться, думаю, что только за это инженерам завода «Камова», а именно там и разрабатывался тот самый "Аллигатор" стоит поставить жирный-жирный лайк.

А вот и сам К-52 "Аллигатор":

К-52 "Аллигатор" во время отстрела тепловых ловушек
К-52 "Аллигатор" во время отстрела тепловых ловушек

Кстати, о прорыве в мире, который касается катапультирования из вертолета рассказал сам пилот, который является самым настоящим Героем - Героем России. Знакомьтесь, штурман вертолета «Ка-52» Роман Станиславович Кобец:

Роман Станиславович Кобец. Герой России. Штурман вертолета «Ка-52»
Роман Станиславович Кобец. Герой России. Штурман вертолета «Ка-52»

Увы, но во процессе своего интервью он не особо много времени уделил подробностям того самого катапультирования, в частности, моменту преодоления винтов, которые во время экстренного покидания кабины накручивали круги со скоростью 200+ оборотов в минуту.

Благо, что за время подготовки к сегодняшнему материалу, как говорится, «я на этом собаку съел», скажу честно, их идея, мягко говоря, гениальна...

Давайте немного пробежимся по контексту, чтобы понять, что произошло на самом деле, а произошло следующее:

Кобец вместе с командиром вертолета Иваном Болдаревым вылетел на своё очередное боевое задание, и в какой-то момент они почувствовали сильный удар, после которого загорелось буквально все табло вертолета.

"Удар, сильная вибрация, горят все табло. Сзади слышен голос ведомого: "По вам работают", - сказал в одном из своих интервью Роман Станиславович Кобец.

Стоп-кадр из того самого интервью. Источник: tvzvezda.ru
Стоп-кадр из того самого интервью. Источник: tvzvezda.ru

После удара вертолет просто начал заваливаться назад, управление было потеряно, и техника начала буквально сыпаться на части в воздухе. После чего летчики приняли решение, первое в истории решение о катапультировании из вертолета. Вот что об этом говорил Роман Станиславович Кобец:

"Мы были в сознании, четко понимали, что происходит. За считаные секунды приняли решение. У всех возникает вопрос: кто первый дергал? Дергали оба. Это я точно знаю".

После чего была дернута ручка (на этот момент примерная высота вертолета находилась в районе ста метров). После чего летчики оказались в воздухе и произошло то самое "Блин, она работает!", - эти слова были подуманы Болдыревым.

После того самого «подуманья» было успешное приземление, уход от ударов артиллерии с той стороны, эвакуация и собственно само интервью.

Кстати, многие подумали, что Золотая звезда Героя была дана летчику за историю с катапультацией, но нет, она была выдана еще задолго до этого, выдана за его подвиги еще 2022 года, которых также было немало, но это уже совсем другая история. Сегодня же мы поговорим об уникальнейшем событии в истории всего мирового вертолетостроения.

Да, технология катапультирования достаточно проста если смотреть на нее с одной стороны, и очень сложна, если смотреть на ее с другой.

Кстати, мало кто знает, но эту «жизнеспасительную» технологию начали обкатывать еще на стареньких советских Ми-4. Да, тамошняя система выглядела немного иначе, но все же на этой машине уже вовсю практиковались с отстрелом лопастей при помощи пиропатронов.

Легендарный советский "Ми-4" в небе
Легендарный советский "Ми-4" в небе

После "Ми-4" был "Ка-50", на которой система была сильно улучшена, но по факту она почти такая же, как и на нашем сегодняшнем герое «Аллигаторе», именно по этой причине в самом начале статьи я делал пометку со словами «чуть ли не единственный» - «ведь по факту, это чуть ли не единственный вертолет в мире, который включает в себя возможность катапультироваться». Так что так умеет не только "Ка-52", но еще и "Ка-50"...

Самая же большая сложность катапультирования состоит в том, чтобы вынести пилота за пределы кабины вертолета с его очень тяжелым креслом (через пару десятков секунд вы поймете, чем кресло пилота вертолета отличается от кресла пилота самолета)

Благо, что в нашем замечательном «Ростехе» придумали не менее замечательную технологию, которая называется "РПС К-37" (ракетно-парашютная система). По факту, о ней мы сейчас и будем говорить.

Давайте по порядку. Если говорить о сложности с креслом пилота вертолета, то нам обязательно нужно посмотреть на специфику посадки вертолетов, ведь жёстких посадок на вертолете сильно больше, чем на тех же посадах самолета. Неудивительно, что кресло вертолетчика буквально напичкана всевозможными пружинящими штуковинами начиная от амортизаторов, заканчивая всевозможными смягчающими пружинами. Так что "стрельнуть" креслом пилота самолета - это одно, а креслом пилота вертолета - эт уже совершенно другое. Какой выход нашли камовские инженеры? Найденный ими выход можете видеть на фото ниже, фото, на котором пилоты катапультируются без кресла.

Процесс экстренного покидания К-52
Процесс экстренного покидания К-52

Думается, что сложности с креслом пилота были не самыми важными, ведь после решения этой задачи появилась куда более сложная «проблемка»... - Винты.

Винты

Благо, что «камовцы» решили и эту проблему и решили ее при помощи самых обычных пиропатронов, которые просто-напросто отстреливают лонжероны лопастей, которые посредством все той же центробежной силы, которая до последнего помогала раскручивать винты вертолета и поднимала его ввысь, отправляет лопасти по сторонам. Отстрел происходит спустя миллисекунды после тяги рычага катапультации.

Собирая по крупицам материал для сегодняшней статьи, я наткнулся на очень любопытную фотокарточку "Ростеха", в котором нарисовали последовательность работы ракетно-парашютной системы К-37. Считаю, что глядя на их иллюстрацию вопросов о катапультации остаться не должно в принципе.

Процесс катапультирования из вертолета посредством ракетно-парашютной системы К-37. Фото: «Ростех»
Процесс катапультирования из вертолета посредством ракетно-парашютной системы К-37. Фото: «Ростех»

Увы, но до "изобретения" этой, действительно прорывной технологии катапультирования, пилотам вертолетам ничего не оставалось, как оставаться в своей кабине до последнего. Будем надеяться, что в скором времени и остальные российские вертолеты переймут опыт "Аллигатора" и наличие систем К-37 станут не исключением, а правилом. Как считаете, нужна ли катапультация на вертолетах или, быть может, она нужна исключительно на самолетах, как это происходит сегодня? Пишите свое мнение в комментариях.

И да, спасибо большое за ваши репосты и лайки, ведь они не только помогают продвигать мои материалы в топы, давая людям возможность читать по-настоящему правильный контент, но еще и дают мне огромную мотивацию и понимание того, что я стараюсь не зря.

Не забывайте подписаться на канал - давайте развивать и продвигать по-настоящему правильное дело вместе.

Кстати, о правильных делах, вы уже видели разработку наших "Кулибиных" из ВС РФ, которые создали мощнейшую пушку на дистанционном управлении? Если нет, то настоятельно советую ознакомиться с их чудо-техникой....: