Найти тему

Санкции как форс-мажор в договоре поставки

Больше полезной информации на нашем сайте.

Designed by Freepik
Designed by Freepik

Вопрос:

Заключен договор поставки, в котором предусматривается возможность освобождения от ответственности в виду непреодолимых обстоятельств. Продавец не может поставить товар в виду отказа иной страны (производителя) от поставки в Россию (санкции).  Может ли Продавец избежать ответственности от невозможности поставки, ссылаясь на санкции? Свидетельство ТПП силе получили, но покупатель говорит, что это не форс-мажор, и неустойка все равно начисляется.

Ответ:

Обстоятельства непреодолимой силы это обстоятельства, которые одновременно являются чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях, при этом (п. 3 ст. 401 ГК РФ, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, Постановление Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12):

  • чрезвычайность предполагает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным. Это выход за пределы нормального, обыденного, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах;
  • непредотвратимость означает, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Непредотвратимость должна быть объективной, а не субъективной.

Если вы в договоре какое-либо обстоятельство назвали форс-мажорным, это не всегда означает, что оно будет признано таковым при разрешении судом возникшего спора. В каждом случае суд будет выяснять: является ли обстоятельство чрезвычайным и непредотвратимым, мог ли должник что-то изменить, избежать последствий.

Ограничения, введенные на ввоз или вывоз товаров (эмбарго), могут являться обстоятельством непреодолимой силы, освобождающим от ответственности за неисполнение обязательств. Но в каждом конкретном случае этот вопрос может разрешаться по-разному в зависимости от разных обстоятельств, в частности, в зависимости от того, как в договоре сформулировано условие о форс-мажоре и есть ли оно там вообще.

В отношении внешнеторговых сделок ТПП России называет в качестве обстоятельств непреодолимой силы запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций (п. п. 1.3, 2.1 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы, утв. Постановлением Правления ТПП России от 23.12.2015 N 173-14).

Для договоров, заключенных в рамках внутрироссийской экономической деятельности, в качестве обстоятельства непреодолимой силы ТПП России названы, в частности, запретительные меры органов государственной власти или местного самоуправления (п. п. 1.1, 1.3 Приложения к Постановлению Совета ТПП России от 24.06.2021 N 7-2).

Так, в судебной практике есть пример, когда обстоятельством непреодолимой силы было признано введение санкций в отношении покупателя (прямой запрет на поставки ему товаров из ЕС), запрет на поставку в Россию товаров, в число которых входит комплект товара, необходимый покупателю по договору. Это и привело к отсутствию на рынке товаров, нужных для исполнения договора (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2023 N 09АП-41366/2023-ГК).

Есть в судебной практике пример, когда суд посчитал, что в данном случае ограничение на поставку товаров не является обстоятельством непреодолимой силы, поскольку не обладает признаком чрезвычайности, так как эмбарго введено ранее, а ответчик на дату заключения договора поставки знал о наличии ограничений на случай, если поставка бы осуществлялась из-за границы (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.08.2022 N Ф05-18443/2022).

Форс-мажорными не признаются обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, в частности (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7, п. 3 ст. 401 ГК РФ):

  • отсутствие у должника необходимых денежных средств;
  • отсутствие на рынке нужных товаров;
  • нарушение обязательства контрагентом;
  • неправомерные действия представителя должника.

К сожалению, пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации такие обстоятельства, как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника и отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, к обстоятельствам непреодолимой силы не отнесены. В связи с этим требованием законодательства возникает сложность в признании описанных выше случаев обстоятельствами непреодолимой силы (Письмо ТПП РФ от 22.03.2022 N ПР/0181).

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров. Учитывая изложенную правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, неисполнение обязательства перед должником третьим лицом не признается обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), является предпринимательским риском.

Также суд обращает внимание что законопроект, содержащий предложения о расширении понятия "обстоятельство непреодолимой силы", который позволил бы признавать действие санкций США, Евросоюза или иных государств, обстоятельствами непреодолимой силы (проект федерального закона N 92282-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный в Государственную Думу депутатом Крашенинниковым П.В.) не был принят законодателем.

Пунктом 3 ст. 401 ГК РФ такие обстоятельства, как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника и отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, к обстоятельствам непреодолимой силы не отнесены.

Для лица, которое само не является объектом воздействия недружественных мер, чья сделка совершается исключительно в пределах юрисдикции российского права, с российским контрагентом, обусловленные санкциями сложности с исполнением обязательства не могут считаться возникшими в результате действия форс-мажорных обстоятельств (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 N 20АП-949/2024 по делу N А54-9033/2023).

Введение иностранными государствами ограничительных мер относится к предпринимательскому риску, и не может быть принято как непреодолимая сила (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 N 12АП-645/2024 по делу N А57-19241/2023).

Ответчик, принимая на себя обязательство по поставке товара, которым фактически на момент заключения договора не располагал, и который должен быть приобретен у зарубежного производителя, не мог не понимать всех рисков, связанных с указанной цепочкой договоров в условиях текущей внешнеэкономической ситуации.

Кроме того, ответчик мог приобрести товар у иного поставщика - российского или иностранного юридического лица с целью поставки истцу в установленный договором срок. Доказательств того, что товар является уникальным и отсутствовал на российском рынке в спорный период времени в материалы дела не представлено. Сведений о невозможности приобретения спорного товара посредством параллельного импорта, также не представлено (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2024 N 15АП-21525/2023 по делу N А32-21334/2023).

Заключение о форс-мажоре является по своей правовой природе заключением независимой экспертной организации, которое содержит экспертное мнение о наличии обстоятельств непреодолимой силы, исходя из условий конкретной внешнеторговой сделки и само по себе не затрагивает права юридического лица, так как не возлагает на него каких-либо обязанностей, а является лишь одним из возможных подтверждений позиции стороны договора.

При этом Гражданский кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 401 ГК РФ) не содержит ссылок на обязательность наличия заключения о форс-мажоре или иного документа экспертной организации как одного из условий освобождения лица от ответственности в случае, если надлежащее исполнение его обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы. При наличии заключения Союза о форс-мажоре сторона договора вправе не согласиться с позицией другой стороны и с экспертным мнением Союза, представить доказательства возможности исполнения обязательства на согласованных сторонами условиях (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2024 N 18АП-88/2024 по делу N А76-7416/2023).

Свидетельствующий обстоятельства непреодолимой силы документ, выданный Торгово-промышленной палатой РФ, автоматически не означает признание обстоятельств таковыми судом (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2023 N 09АП-16559/2023 по делу N А40-223456/2022).

Сертификат ТПП РФ как подтверждение наличия форс-мажорных обстоятельств может послужить основанием для освобождения поставщика от ответственности (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 N 17АП-10449/2023(1)-АКу по делу N А50-13479/2023).

Таким образом, указание в договоре на освобождение от ответственности в случае наступления непреодолимой силы не всегда означает безусловное освобождение. Не является гарантией и наличие свидетельства ТПП. Контрагент может иметь противоположную позицию, а также представить доказательства возможности поставки иным способом (у другого поставщика, параллельным импортом и т.д.). Суды обращают внимание на то, имеется ли возможность поставить товар, произведя закупку у другого изготовителя, предпринимались ли меры к поставке, например, иного товара со схожими характеристиками, или имеются подтверждения того, что товар невозможно поставить в принципе. Вследствие этого свою позицию относительно начисления неустойки вероятнее всего придется отстаивать в суде, судебная практика по данному вопросу неоднозначная.

Ответ подготовил эксперт «Альвенты» с использованием системы КонсультантПлюс. Информация актуальна на 23.07.2024.

Полезные документы:

Нет доступа к КонсультантПлюс? Оставьте заявку по ссылке и получите бесплатную демоверсию системы*.

Подобрать комплект КонсультантПлюс вы можете на нашем сайте*.

*Предложение действительно для юридических лиц, зарегистрированных в регионах: Москва и Московская область, Саратовская область, Омская область, Новосибирская область, Республика Алтай и Алтайский край, Красноярский край.

Есть вопросы по данной теме? Хотите узнать больше? Напишите комментарий!

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале!