Найти тему
⋆˚ neuron baby ⋆˚

Сенсорная алалия. Сестра аутизма

Недавно наткнулась на комментарий одного дефектолога, который жаловался, что из-за гипердиагностики РАС игнорируются другие важные диагнозы, что влечет за собой огромный вред развитию человека. 

Так, РАС часто путают с сенсорной или импрессивной алалией (ИА).

В МКБ-11 сенсорную алалию относят к расстройствам языкового развития с нарушением рецептивной и экспрессивной речи. Под экспрессивной речью имеется в виду другой вид алалии - моторная алалия, при которой человек понимает речь, но имеет трудности с говорением, потому что нарушается центр Брока, отвечающий за моторику речи.

В дефектологии и нейропсихологии сенсорная алалия - это всё еще малоизученный синдром, который многие специалисты считают нужным переименовать на «сенсорную дезинтеграцию», потому что нарушения восприятия при этом диагнозе носят множественный характер. 

ИА возникает вследствие органического поражения центра Вернике, отвечающего за слухоречевой анализатор и распознавание речи. В некоторых случаях ИА можно предположить нарушение сроков созревания структур мозга, ответственных за становление языка. Исследователи утверждают, что поражение может носить не конкретный, а диффузный характер, что может подтвердиться, если помимо ИА как вторичного синдрома у ребёнка есть первичное нарушение по типу аутизма, умственной отсталости и т.д. 

Ухо такого ребёнка перестает слышать на определенных частотах, но в целом, слух остается сохранным и воспринимает весь спектр звуков.

При сенсорной алалии родной язык воспринимается как иностранный, то есть ребёнок слышит набор звуков, но не может сопоставить эти звуки с каким-то реальным предметом, действием, что принято обозначать термином «акупатия». 

Что интересно, в процессе развития такой ребенок всё же компенсирует недостаток понимания путем произвольного внимания на губах собеседника или произносит обращённое к ним предложение про себя и тогда понимает его, а также может понимать речь, если ее произносит уже знакомый голос близкого человека. 

Конечно, обучение становится тяжелым испытанием в силу аграматизма - неспособности построения и восприятия грамматических конструкций, дислексии и дисграфии.