Когда заходит речь о аферах, вопрос, кого именно хотели обмануть, – кто является целевой аудиторией, – не просто правомерен, но и необходим. Например, если в заговоре участвует правительство, чаще всего, целью оказывается введение в заблуждение равного противника, – правительства другой державы.
Обман на таком уровне, как правило, требует максимального ограничения круга посвящённых лиц, и тончайшей проработки деталей на предельно достижимом на данный момент техническом уровне. Как исключение же, всё может получиться само собой. Например, до 1992 года американцы не знали, что в Советском Союзе обогащение урана производится методом центрифугирования. Не знали, не смотря на то, что СССР отнюдь не скрывал данный факт, – этому уже и в школах учили… Однако, американские программы создания обогатительных центрифуг провалились, и никаких иных доказательств того, что советские сообщения пропаганда и хвастовство, Белому дому не требовалось.
Принцип, «каждый верит в то, чему хочет верить» распространяется и на правительства.
Но высадка астронавтов на Луну тут причём?
В данном случае, – так утверждают конспирологические теории, – цель обмана руководства СССР не ставилась. В противном случае, ерунда бы получилась. Среди бесчисленной массы неопровержимых и очевидных доказательств невозможности полёта нет ни одного, которое даже теоретически могло бы от советских специалистов ускользнуть. Следовательно, все всё знали с самого начала.
Если же обмануто должно было оказаться не советское правительство, то – кто? Народ? Чей? Вообще, в СССР и США жили разные народы. Если целью был обман американского народа (что утверждает исходная, американская версия легенды), вовлекать в заговор правительство вообще СССР не требовалось… Ну, допустим, русские бы не признали факт высадки, так они и преимущества либеральной демократии не признают. Что же, поверить им? Проигравший в гонке СССР – заинтересованная сторона. Проигравшие всегда чем-то недовольны.
Таким образом, единственная причина, по которой правительство СССР стоило бы в заговор вовлекать, – необходимость обмана именно советского народа, американских газет не читавшего. Только советские. Следовательно, для выполнения задачи не требовалась фальсификации большего объёма информации, нежели доступный для массового советского читателя. Советской стороне достаточно было предоставить самые общие сведения, – несколько цифр и неразборчивых снимков для оформления газетных статей. Вопросов бы не возникло, поскольку подробности, а тем более технические детали секретны… И даже если советская разведка узнала их, правительство не сознается, чтобы не выдавать своей осведомлённости.
То же самое касается и американского народа. Желая обмануть его, правительство не стало бы фальсифицировать «доказательства», а просто объявило бы все сведения о высадке, кроме самых общих, – государственной тайной.