Последние несколько лет чётко доказали, что крупные надводные корабли с мощным вооружением - это не всегда хорошо. Иногда обычный МРК, но грамотно сбалансированный, может сыграть существенно большую роль в обороноспособности флота. Подобных примеров множество, о чём мы сегодня и поговорим более подробно.
Приветствую на канале!
Итак, как указано выше, монструозных размеров корабли (эсминцы, крейсера и пр.) - далеко не всегда хорошее решение. Особенно это проявляется тогда, когда они являются редким "зверем", на которого вероятный противник может начать свою охоту. И если у него достаточно сил и средств, например, десятки малозаметных дальнобойных крылатых ракет, то рано или поздно задумка с переменным успехом получится. Причём урон от такого удара не только прямой, сказывающийся на общих силах, но и репутационный, что зачастую куда хуже и может повлечь за собой нежелательную цепочку событий. Сегодня мы поговорим о Черноморском флоте, и о том, каким образом его можно модернизировать с оглядкой на современные угрозы, и первое, с чего хотелось бы начать, не откладывая - это подводные лодки. Как ни крути, но в современном конфликте они показывают себя с лучших сторон, оставаясь в полной неуязвимости для противника. Причина тому проста и очевидна - во время похода они большую часть времени находятся под водой, а значит недосягаемы для двух ключевых угроз - это крылатые ракеты и надводные беспилотные катера, представляющие реальную угрозу любому современному кораблю любого флота. Более того, они способны подойти практически вплотную к берегам противника, осуществит залп крылатых ракет и также в полной для себя безопасности уйти подальше. И залп этот может быть огромной силы - до 18 крылатых ракет в течение нескольких минут, и в том случае, если подлодок работает всего одна.
А если их две? Или даже три? Безусловно, никто не будет загружать тот же проект 636.3 "Калибрами" под завязку, но с дюжину ракет плюс несколько торпед для самообороны - почему бы и нет? Для сравнения - чтобы повторить залп из 12 КР надводным силам понадобиться задействовать сразу 2 корабля, например, проекта 11356Р. У них на борту как раз по 6 "Калибров", плюс 2 противолодочные ракеты, однако их выход в море обнаружить довольно просто, в отличие от "черных дыр", как прозвали на Западе проект 636.3. Более того, наши "Варшавянки" обладают ещё одним крайне важным свойством, недоступным надводным кораблям - это ценник, тесно связанный со скоростью строительства. Дело в том, что НК обладают мощным набором радиоэлектронного вооружения, таким как РЛК и многое другое. Всё это необходимо для того, чтобы вести разведку и обнаруживать потенциальные угрозы, коих, как мы знаем, набралось достаточно. Плюс вырисовывается необходимость модернизации всех НК дабы эффективность обнаружения и нейтрализации БЭКов стала гораздо выше. Ничего этого у подлодок нет, а значит стоимость банально ниже. Ну а если говорить о скорости строительства, то здесь вовсе нет никакой конкуренции - одна "Варшавянка" требует чуть больше двух лет, а то и меньше. Ярчайший пример - "Магадан", что сейчас на ТОФ - её строили около полутора лет, а с учётом проведения испытаний 1 год и 11 месяцев! Стоит ли говорить, что это прямо скажется на дооснащении ЧФ, которому в идеале нужно около 12-18 таких подлодок против 6 имеющихся? Кстати, две из них в Средиземном море, так что всего 3, плюс одна в ремонте.
Звучит всё вышесказанное таким образом, будто ставку нужно делать исключительно на подводный флот, однако это не совсем так - отказ от НК будет огромной ошибкой, так как ПЛ не могут покрыть весь спектр задач. Речь о смене приоритетов и отказе от крупных представителей. Собственно, малые ракетные корабли в начале были упомянуты не просто так. Первое, что нужно сделать - скорректировать планы строительства фрегатов проекта 22350 второй серии в интересах ЧФ, и направить их туда, где они нужны больше - это Северный и Тихоокеанский флота. Как ни крути, но там они банально лучше защищены географией региона. Второе - модернизировать МРК проекта 22800 таким образом, чтобы их пусковая установка стала "всеядной" и могла принимать не только ударные ракеты, но и зенитные. Это нужно для отражения возможной атаки противника практически в любое время и в любом месте. В идеале на каждом "Каракурте" неплохо держать пару "Калибров" со специальной боевой частью, а оставшиеся 6 ячеек под перехватчики. Это позволит перехватывать цели на дистанции до 150 километров, ну а если они всё же умудрились прорваться, то в дело вступит "Панцирь-М", боекомплект которого достигает 40 ЗУР. Сколько таких МРК понадобится? Не больше десятка, так как имеются вышеупомянутые фрегаты проекта 11356Р, а также патрульные корабли 22160. А что с "Буянами-М"? Было бы неплохо перевести их на Каспий, усилив тем самым регион, а также вывести ряд пусковых установок подальше от вероятного противника, про запас. Как показывает практика - пуски крылатых ракет можно осуществлять и оттуда.
Подводя итог хотелось бы отметить ещё одно ключевое направление, без которого вышеописанная структура серьёзно просядет в возможностях - это морская авиация. Причём акцент в ней необходимо сделать на разведку и беспилотники MALE класса, способные вести наблюдение региона в формате 24/7. Касаемо многофункциональных самолётов, то здесь всё итак неплохо - Су-30 в версии СМ2 являются очень серьёзными машинами, лучшими в своём классе, уступая только Су-35С. Мощный радар вкупе с дальнобойными ракетами Р-37М - серьёзное подспорье дронам, неоднократно доказанное делом.