Для того, чтобы произвести относительно небольшие перемены в жизни, мы можем заняться нашими установками и поведением. Если же необходимо значительное, качественное изменение, тогда придется поработать с нашими основными парадигмами.
С. Кови
Из нейрофизиологической перспективы, у нас есть несколько "командных центров" в мозге, которые могут принимать разные решения в зависимости от ситуации. Поэтому один и тот же человек может думать по-разному, так как разные области его мозга активируются в разных контекстах. Это объясняет, почему мы можем проявлять разные способности мышления и реагирования.
Эффективность нашего мышления в значительной степени зависит от того, какая часть мозга задействована в процессе мышления. В общих чертах, можно выделить три основных аспекта мышления:
1. Миндалевидное тело: Это часть мозга, связанная с эмоциями и инстинктами, где формируются внутренние реакции на различные стимулы без активного осознания.
2. Зеркальные нейроны: Они отвечают за способность копировать и подражать поведению других людей, что является одним из механизмов обучения через наблюдение.
3. Префронтальная кора: Эта область мозга, отвечающая за логику, планирование, принятие решений и самоконтроль, позволяет нам мыслить осознанно и аналитически.
Каждая из этих областей играет свою роль в нашем мышлении, и важно уметь использовать их сбалансированно в зависимости от ситуации, чтобы достичь оптимальных результатов в принятии решений и адаптации к окружающей среде.
•Миндалевидное тело ( амигдала, миндалина) - это один из древних командных центров мозга, расположенный в глубине височной доли. Он ответственен за реакции на стресс, агрессию и страх. Миндалина активизируется под давлением, стрессом и ситуациями, угрожающими жизни, так как ее задача - обеспечить выживание. Этот центр работает автоматически и быстро, часто реагируя до того, как мы осознаем ситуацию.
Миндалина предполагает пять основных способов реакции на угрозу, обычно обозначаемые как 5F: замереть (freezing), нервное поведение (fidget), убежать (flight), вступить в драку (fight), или же при необходимости замереть и притвориться мертвым (faint).
Под влиянием миндалины человек не способен рационально реагировать на ситуации стресса. Критика игнорируется, поведение становится неадекватным, а важность долгосрочных последствий действий игнорируется. Чем сильнее активна миндалина, тем менее активна префронтальная кора, отвечающая за рациональные действия и принятие решений.
В современном мире, где часто присутствуют давление, неопределенность и стресс, активация миндалины может уменьшить креативность и инновационность мышления. При сильной активации миндалины мы переходим на "животный" уровень мышления, ограничивая себя примитивными способами реакции на угрозы.
Поэтому, важно быть осознанным в своих реакциях на стрессовые ситуации и уметь переключаться на рациональное мышление, вместо пещерных инстинктов, для более продуктивного и эффективного решения проблем и непредвиденных ситуаций.
Исследования показывают, что зеркальные нейроны играют ключевую роль в распознавании эмоций и действий других людей, а также в их повторении. Они формируют сеть, которая распределена по различным частям головного мозга, включая височные, теменные и лобные доли. Зеркальные нейроны позволяют нам учиться через подражание и копирование, что является одним из наиболее простых способов приобретения новых навыков.
Однако, хотя подражание может быть эффективным для обучения, особенно при совместной работе с опытным человеком, оно имеет свои ограничения.
Негативная сторона зеркальных нейронов - врожденная склонность копировать поведение окружающих. Это механизм, который усиливал координацию действий в ранних человеческих сообществах, но в современном обществе может привести к проблемам, особенно когда конформизм превосходит желание делать верные решения. Групповое мышление, закрытость к новым идеям и стремление к единогласию могут быть признаками увязших в коллективном мышлении людей.
Сложные системы требуют понимания, а простое копирование без осознания может привести к искажениям и пародии.
Поэтому важно осознавать свои мыслительные процессы, уметь выходить за пределы группового давления и принимать решения на основе собственного разумного обсуждения, не сводя все к компромиссу или подражанию мнению большинства.
Префронтальная кора - это важный человеческий командный центр, расположенный за лобной костью, который играет ключевую роль в наших когнитивных функциях. Это область мозга, которая отличает нас как людей и способствует креативности, принятию решений, умению обучаться на ошибках, и развитию сложных когнитивных схем.
Префронтальная кора позволяет нам создавать инновации, разрабатывать новые решения и поддерживать взаимовыгодные отношения с окружающими. Важно создавать благоприятные условия для работы префронтальной коры, такие как стимулирующий диалог, критическое мышление, дискуссии и состязательность. Отсутствие постоянного стресса и жестких ограничений также содействует оптимальной работе префронтальной коры.
Префронтальная кора тесно связана с самоидентичностью и проявлением индивидуальности. Любовь к работе, профессионализм, автономия, индивидуальная оценка труда и внутренняя ответственность способствуют творческому мышлению и инновациям. Чем больше интерес и привязанность к делу, тем более гибким и инновационным становится наше мышление.
Создание питательной среды, поддерживающей рабочие условия и ментальное благополучие, содействует продуктивному и креативному мышлению, способствуя возникновению новаторских идей и инноваций.
Даже у людей с высоким интеллектом, находящихся в среде стресса, запретов, ограничений, конформизма и страха, творческие способности могут быть сильно ограничены. Эмоциональное напряжение и стресс могут подавлять работу префронтальной коры, что ухудшает способность придумывать ценные идеи.
Процесс успокоения миндалины, ответственной за реакции на стресс и угрозы, часто происходит через активацию префронтальной коры. Префронтальная кора играет роль в регуляции эмоций и обучении, что позволяет смягчить эффекты обостренных реакций миндалины и вернуть мышление к более осознанному и контролируемому состоянию.
Таким образом, для того чтобы сохранять творческие и инновационные способности в условиях стресса и давления, важно уметь управлять своим эмоциональным состоянием, снижать уровень стресса и обеспечивать наличие стимулирующей, поддерживающей среды, которая способствует активации префронтальной коры и развитию высокоразвитых когнитивных функций.
И поэтому
Пока мы не упорядочим работу сознания все действия будут неадекватными:
-создавать бизнес
-создавать отношения
-пытаться изменить привычки
Я=средне арифметическое своего окружения.
С кем мы проводим свое время теми мы и становимся- это не философия - это нейрофизиология.
Чтобы сохранять благополучие и расти, нужно создавать правильное, новое окружение, окружение качественно другого уровня.
Посмотрите на людей своего окружения-скорее всего вы примерно одинаково зарабатываете, примерно одинаково отдыхаете, одеваетесь примерно в одних и тех же местах и ездите на машинах того же класса. Верно?
Большинство наших друзей не было нашим выбором как и многое в жини. Так случилось-с кем то мы учились, ходили на работу или занимались спортом, пили пиво во дворе или обсуждали знакомых. Это не были люди у которых можно чему то научиться, скорее это те люди с кем вам привычно.
Правильное окружение – это важнейшая составляющая вашей жизни. Вам стоит поддерживать связи с людьми, которые могут дать вам что-то необходимое для успешного развития: идеи, финансы, контакты, мотивацию, пример для подражания. Но для этого и вам нужно подумать о том, какую пользу вы сможете отдать таким людям, чем вы сможете быть полезны им. Успешные и благополучные люди- люди у которых нет времени на бестолковые пустые разговоры ни о чем. Это значит они не будут тратить время на тех, кто будет ныть, сопротивляться, спорить, осуждать, оценивать и оправдывать себя. Не потому что они гордые или надменные. Потому что этот самый ценный ресурс- время можно посвятить значительно более эффективно, поработать, почитать, провести время с семьёй или поделиться с теми, кто готов меняться и работать, делиться и отдавать.
Для реализации и гармоничного роста нам важно, чтобы в нашем окружении всегда были гармоничные отношения с:
*Я - отношения с собой,
саморазвитие, духовный рост, хорошее физическое самочувствие и внешний вид. Без гормонии с самим собой конечно не будет гормонии и с окружающими. Недовольный несчастный человек будет в лучшем случае притягивать таких же или будет совсем один
*Наставник/учитель/ терапевт
Каждому из нас нужно найти своего учителя или учителей. Это могут быть известные личности или отшельники/ монахи. Этот человек, который обладает специальным знанием, опытом и методологией, как помочь прийти к вашей цели. Такой человек не будет обращать внимание на нытьё, вашу жалость к себе или самооправдание почему вы не можете.
Кто активно занимался или занимается спортом понимает на сколько важен тренер. Рост всегда идет на грани возможностей. Без тренера невозможно достигать выдающихся результатов. Вы когда нибудь слышали про Олимпийского чемпиона или чемпиона мира который достиг вершин без тренера? Я не слышал. Поэтому часть заработанных денег нужно всегда инвестировать в образование, в профессиональных учителей и тренеров. Уверен, что вы, как осознанные и развивающиеся люди прекрасно это понимаете.
При выборе учителя/ наставника/терапевта, я руководствуюсь следующими критериями:
•Энергия и вибрации: Оцениваю, какие чувства вызывает человек - напряжение, радость, доброта или отсутствие доверия.
•Новизна информации: Проверяю, содержит ли предлагаемая информация что-то новое для меня или я уже знаком с этим.
•Эмоциональная реакция: Оцениваю свои эмоциональные состояния при прослушивании - прилив сил, слабость, опустошенность.
•Доверие : Оцениваю, доверяю ли я этому человеку, желаю ли быть подобным ему и ощущаю ли поток между нами.
•Потенциальное общение: Определяю, хотел бы я продолжить общение в реальной жизни с этим человеком, чувствую ли его связь с чем-то более глубоким.
•После прохождения этих тестов я внимательно впитываю информацию и дары, которые предлагает мне источник через этого человека.
•Тестирую новые знания на практике и наблюдаю, какие эффекты они вызывают - возрастает ли радость, энергия, сила, любовь и благополучие во мне.
*Единомышленники ( среда поддержки). Для благополучия, развития и роста нам так же необходимы единомышленники - люди, с которыми вы приблизительно на одном уровне развития, стремитесь к общей цели, где вы и обучаете и обучаетесь сами.
Мастермайнд, который представляет собой группу людей с разнообразными навыками и опытом, чья цель состоит в коллективном использовании интеллекта для создания новых идей и решений. Через коллективный разум и синергию участники мастермайнда способствуют появлению инноваций и поддерживают друг друга, обмениваясь ресурсами и контактами для достижения общих целей.
*.Ученики
Нам так же необходимы люди, которых мы чему-то можем научить, для кого мы можем выступить наставниками и оказать поддержку, здесь мы реализуем человеческую потребность вклада-отдавания.
В мировых сообществах Анонимных Алкоголиках или анонимных Наркоманах принцип наставничества один из самых значимых. В этих сообществах выздоровлели от безнадежных заболеваний миллионы людей. Только отдавая мы сохраняем то, что имеем –говорят там. Человек который хочет изменить жизнь приходит на группу поддержки, обозначает свою проблему, ищет наставника и после определенной работы получив духовное пробуждение начинает передавать этот опыт другим людям, которые все еще страдают.
Где же таких людей искать?
Мероприятия (тренинги, конференции, выставки) - места, где собираются те самые люди, которые и сами стремятся к развитию и готовы помогать другим в достижении целей.
Путешествия, поездки - в путешествиях мы более открыты и расположены к новым знакомствам, каждый из нас следует нашей природной сути - открыть для себя что-то новое, в том числе и новых людей.
Спортивные секции, классы йоги, цигуна, школы танцев...
Друзья, пишите ещё ваши идеи где мы можем познакомиться и начать контактировать с теми людьми, взаимодействие с которыми может квантово телепортировать вас в другую, лучшую версию себя и новую версию вашей реальности и судьбы. Есть идеи?
✍🏻 подписаться на телеграмм канал к.мед. н. док. психотерапевта О. Ю. Болдырева
https://t.me/psychoterapevtolegboldyrev
🔻YouTube доктора О. Ю.Болдырева
о психоэмоциональном здоровье
https://www.youtube.com/@Doctor_Boldyrev
🍀 Записаться на личную консультацию к к.мед.наук док.психотерапевту О.Ю. Болдыреву:
https://taplink.cc/doctor_boldyrev_official
🍀 индивидуальные программы терапии, реабилитации, оптимизации жизни
https://taplink.cc/doctor_boldyrev_official/p/28a1aa/
♥️Поддержите этот
пост лайком и поделитесь информацией с теми, кто вам дорог.
💎Если публикация оказалась вам полезной, пишите в комментариях «БЛАГОДАРЮ»! Так вы компенсируете наш обмен, а значит не только берете, но и отдаете. А значит БЛАГО возвращается к вам многократно
Подумайте об этом.
🍀И когда вы делитесь полезной информацией с другими, люди воспринимают это как заботу о них, и думают о вас положительно, транслируя эти вибрации в Целое Всеобщее Пространство из которого эти энергии в итоге наполняют вас. Каждому человеку приятно, когда о нём помнят.
Так и будем жжжиииттть🫂
Со всей любовью. к.мед.н. док.психотерапевт
О. Ю. Болдырев
#отношенияссобой #психология #психологияотношений #психологиясчастья #психологияличности #психотерапевт #психотерапевтонлайн #психотерапевтмосква #психотерапевтспб #психотерапевтскайп #психотерапевты #олегболдырев