В этой статье, друзья мы с вами обсудим, что сейчас происходит на автомобильном рынке России и стоит ли в данный момент лезть в кредитную кабалу. Перед многими сейчас стоит сложный выбор: брать или не брать автокредит в 2024 году? Основываясь на данных из открытых источников и личном анализе ситуации, я поделюсь с вами своими соображениями по этому вопросу.
Итак, в первом летнем месяце 2024 года было выдано автокредитов на беспрецедентную сумму в 218 млрд рублей. Это на 73% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Летний сезон традиционно характеризуется повышенной активностью на рынке автокредитования.
Второй важный момент: все ждут решения по ключевой ставке, которое станет известно на ближайшем заседании ЦБ 26 июля. Хотя всё остаётся на уровне прогнозов, но большинство аналитиков сходятся во мнении, что повышению быть. В лучшем случае она останется на прежнем уровне - 16%.
Сейчас средняя ставка по кредитам на новые авто примерно 16-17% на подержанные автомобили составляет 21-22%. Поговаривают, что летом завершится программа государственного субсидирования льготных автокредитов. Многие пытаются успеть воспользоваться этой возможностью, опасаясь, что после окончания программы и поднятия ключевой ставки машины подорожают.
Рост цен на автомобили, также обусловлен сильной зависимостью от курса доллара, так как большая часть компонентов - иностранного производства. Это факт, от которого никуда не деться, и он будет сильно влиять на ситуацию в будущем.
Также не стоит забывать, что с 1 октября, вероятно повысят утилизационный сбор, а затем продолжат его индексировать. Эксперты утверждают, что повышение утильсбора проводится в интересах АвтоВАЗа, якобы для защиты от давления китайских компаний. Но возникает вопрос: кто реальный конкурент АвтоВАЗа? У Гранты и Нивы практически нет конкурентов в их ценовом сегменте. Единственный потенциальный соперник Весты - это BYD F5 Plus, собираемый в Калининграде.
Повышение утиля может негативно сказаться на других российских автопроизводителях. Москвич, который и так продается с трудом, подорожает еще больше. Возрождаемый бренд Волга рискует стать чрезмерно дорогим еще до выхода на рынок.
Кроме того, увеличение стоимости автомобилей в сочетании с дорогими кредитами может привести к тому, что потребители предпочтут подержанные машины новым.
Остается неясным, как выживут в этой ситуации другие компании, например, Автотор, собирающий китайские автомобили, или Калужский автозавод, недавно начавший сборку Peugeot и Citroën.
Всё это неизбежно приведет к дальнейшему удорожанию автомобилей.
Если вы спросите о прогнозах, то, по мнению аналитиков, автомобили будут дорожать примерно на 5% каждый квартал вплоть до 2028-2030 года. Однако опять стоит учитывать, что случится может абсолютно всё что угодно.
На данный момент средний чек по автокредиту составляет 1,45 миллиона рублей. То есть основными заемщиками, как собственно и всегда выступают обычные работяги, в то время как более обеспеченные граждане приобретают автомобили без привлечения кредитных средств.
Среди отечественных автомобилей лидирует Лада Гранта, на которую приходится 22% всех автокредитов. Фактически каждый пятый автомобиль, приобретаемый в кредит в России, - это Лада Гранта. Она остается самой доступной машиной. Из зарубежных марок лидирует Haval, в частности, модель Jolion, на которую приходится почти 5% выданных автокредитов.
В нынешних условиях покупатель рассуждает следующим образом: "Ставки растут, будущее автокредитов неясно, нужно брать сейчас". И человек приобретает, например, Ладу Гранту, погружаясь в кредитную кабалу с ежемесячным платежом в 20-25 тыс. рублей на долгие годы. Многие платят и больше, фактически переплачивая стоимость еще одного автомобиля.
Но что получает покупатель в итоге? Лада, честно говоря, служит без проблем около трех лет (это если повезёт). Далее она начинает требовать вложений. Это не иномарка, которую можно взять с пробегом 150-200 тысяч километров, и она прослужит еще 5 лет без особых затрат.
Поэтому, друзья, семь раз отмерьте, прежде чем решиться. Не погружайтесь в эти кредиты с непомерными платежами. Подумайте хорошенько. Возьмите лист бумаги и тщательно рассчитайте все аспекты: процентную ставку, ежемесячный платеж, ваш средний доход, возможную финансовую помощь от родных. Важно четко понимать свое финансовое положение.
Помните, что в среднем человек пользуется машиной всего 20 минут в день, а остальное время она простаивает. Поэтому хорошенько подумайте, действительно ли вам сейчас необходима новая машина, за которую придется платить немалые деньги.
Однако если вам действительно необходим автомобиль для работы или повседневных нужд - возить детей в школу и детский сад, ездить на работу за город, путешествовать - и все обстоятельства складываются в пользу покупки, тогда, возможно, стоит взять автокредит. Особенно это касается новых машин, которые, вероятно, продолжат дорожать.
На российском вторичном рынке за 1,3 млн рублей сложно найти что-то стоящее. Скорее всего, вы приобретете автомобиль, требующий постоянного ремонта и вложений в двигатель, коробку передач и другие узлы.
Надеюсь, эта информация была для вас полезной. Напишите в комментариях, планируете ли вы брать автокредит, ждете ли более благоприятных условий или предпочитаете обслуживать свой старый автомобиль, который хоть и требует ухода, но зато "свой" и без кредитного бремени.