Найти тему
Герман Геншин

Что такое hi-res аудио и как его можно использовать прямо сейчас?

Оглавление

Если вы пользовались только CD, MP3 или низкокачественными потоковыми сервисами (такими как Spotify и YouTube Music), то, возможно, вы упускаете возможность насладиться аудио-блаженством. Существует целый мир лучшего звука в виде аудио высокого разрешения, hi-res или HD. Какое бы название вы ни выбрали (индустрия предпочитает «hi-res»), оно относится к цифровым аудиоформатам, которые обеспечивают более высокое качество звука, чем стандартные файлы MP3 и компакт-диски. Эти форматы обычно имеют более высокую битовую глубину и частоту дискретизации, что позволяет более точно передавать оригинальный звук.

Однако, чтобы получить максимальную отдачу, необходимо выполнить несколько требований. Для прослушивания hi-res аудио вам понадобится совместимое оборудование: аудиоплеер высокого разрешения, цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), а также высококачественные наушники или колонки. Многие современные смартфоны, цифровые аудиоплееры и компьютеры поддерживают воспроизведение аудио высокого разрешения.

Несколько крупных потоковых сервисов, таких как Apple Music, Amazon Music, Tidal и Qobuz, теперь предлагают широкий выбор аудиодорожек высокого разрешения. Это позволяет слушателям получить доступ к высококачественному аудио без покупки физических носителей или загрузки больших файлов.

Что касается качества звука, то аудио высокого разрешения может обеспечить более захватывающее прослушивание с большей детализацией, динамикой и глубиной, чем стандартные аудиоформаты. Однако то, насколько лучше оно звучит, зависит от качества записи, оборудования, используемого для воспроизведения, и предпочтений слушателя.

Что означает термин «hi-res audio»?

Как и в мире телевидения, где 720p, затем 1080p, затем 4K считались улучшением разрешения видео, аналогичная эволюция произошла и в мире аудио. Хотя с течением времени это понятие менялось, в настоящее время мы считаем, что под hi-res аудио понимается любой цифровой звук, который может превышать разрешение CD-аудио, поэтому во многих публикациях можно встретить упоминание о «лучшем, чем CD-качество» аудио.

Если не углубляться в технические тонкости, то CD-аудио имеет два основных качества, которые определяют его: битовая глубина (16 бит) и частота дискретизации (44,1 кГц). Любое цифровое аудио, которое улучшает эти качества, считается hi-res. Например, Apple Music предлагает свой каталог hi-res аудио в 24 битах с частотой дискретизации от 48 кГц до 192 кГц.

Хотите узнать больше о hi-res аудио? Читайте дальше, чтобы узнать все подробности. Хотите узнать, что нужно для прослушивания? Перейдите к разделу «Что мне нужно для прослушивания hi-res аудио?».

Краткая история hi-res аудио

Сам термин может показаться новым, но на самом деле hi-res аудио существует уже более двух десятилетий. Первыми широко доступными форматами hi-res стали Super Audio CD (SACD) и DVD-Audio. Они появились в течение нескольких месяцев друг за другом в 2000 году.

К сожалению, для этих форматов требовались дорогие проигрыватели, и если вы не владели действительно высококлассной аудиосистемой, то вряд ли смогли бы услышать разницу между ними и обычными CD. В результате они так и не смогли приблизиться к практически повсеместному распространению CD. Они существуют и по сей день, но остаются крайне нишевыми, и некоторые наблюдатели называют их фактически вымершими.

Почему hi-res аудио не прижилось?

Помимо дороговизны и ограниченной доступности SACD и DVD-Audio, размеры файлов были огромными, что делало даже сжатые версии слишком большими для скачивания через Интернет (до потокового воспроизведения музыки оставались считанные годы).

Вместо этого люди устремились к MP3 - цифровому музыкальному формату, созданному специально для ограниченной полосы пропускания в конце 90-х и начале 2000-х годов. Весь 10-трековый альбом MP3 можно уместить на том же пространстве, что и один CD Audio. Это сделало MP3 идеальным для быстрого скачивания, и вскоре iPod от Apple превратил MP3 в самый популярный музыкальный формат в мире.

По иронии судьбы, MP3 представляет собой полную противоположность hi-res аудио по качеству. Чтобы достичь крошечного размера, MP3 сильно сжимается и «теряет» информацию, что означает, что в процессе его создания часть информации из оригинальной записи уничтожается. Это уничтожение происходит по принципам психоакустики, поэтому, несмотря на отсутствие информации, большинство людей все равно считают, что MP3 звучат хорошо или, по крайней мере, «достаточно хорошо».

MP3 (и любимый Apple формат с потерями, AAC) стали настолько вездесущими, что даже сегодня они являются форматами по умолчанию почти для всех музыкальных потоковых сервисов. Однако даже в то время, как MP3 развивался на протяжении 2000-х годов, все больше музыкантов, продюсеров, инженеров звукозаписи и поклонников музыки начинали выражать свое раздражение по поводу качества звука.

Возрождение hi-res

-2

Одним из самых громких таких голосов был легенда фолк-рока Нил Янг, который критиковал форматы MP3 и AAC и их крупнейшего поставщика в то время, компанию Apple iTunes. Критика Янга в конечном итоге привела к действиям, и в 2012 году он продемонстрировал ранний прототип PonoPlayer, портативного музыкального устройства, способного воспроизводить аудио высокого разрешения. В 2014 году PonoPlayer был запущен на Kickstarter и оказался очень успешным - с точки зрения краудфандинга - собрав миллионные средства.

Благодаря растущей доступности высокоскоростного интернета проект также породил музыкальный онлайн-магазин, где можно было купить и скачать музыку в формате hi-res. Но, несмотря на ранний энтузиазм по поводу идеи, ни плеер, ни магазин в конечном итоге не смогли захватить больше, чем небольшую нишевую аудиторию, и оба были закрыты в 2017 году.

-3

Возможно, PonoPlayer и оказался коммерческим провалом, но с точки зрения повышения осведомленности о качестве цифрового аудио он был успешен. Появилось множество музыкальных интернет-магазинов, специализирующихся на скачивании аудио в высоком разрешении, и Sony решила полностью поддержать идею hi-res, создав черно-золотой логотип, чтобы помочь покупателям идентифицировать совместимые продукты. Сегодня этот логотип находится в ведении Японского аудиообщества, и теперь телевизоры, портативные музыкальные плееры, саундбары, беспроводные колонки, AV-ресиверы и многие другие продукты от самых разных производителей совместимы с hi-res.

Когда это произошло, было лишь вопросом времени, когда такие компании, как Apple, Amazon и Tidal, перейдут на hi-res.

В чем разница между lossless и hi-res аудио?

В аудиофайлах без потерь используется тип сжатия, при котором сохраняется 100 % исходной аудиоинформации. Если вы хотите преобразовать свою коллекцию компакт-дисков в файлы, которые звучат точно так же, но занимают меньше места для хранения, вам подойдут файлы без потерь. FLAC и ALAC являются примерами форматов аудиофайлов без потерь.

Аудио без потерь также можно использовать для сохранения 100 % информации в источниках аудио высокого разрешения, таких как SACD или DVD-Audio (или в музыке, сведенной в студии с высокими битрейтами и частотой дискретизации).

Когда музыкальный сервис, например Apple Music или Amazon Music, говорит, что у него есть «аудио без потерь», он имеет в виду аудио, которое было сжато без потерь. Если вы хотите убедиться, что слушаете hi-res lossless-аудио (в отличие от CD-качества), вам нужно искать на треке значок или другой индикатор, который четко обозначает, что это «hi-res» или «hi-res lossless». Если Apple Music и Amazon Music предлагают треки без потерь в CD-качестве и hi-res, то Deezer, например, имеет в своей библиотеке только треки без потерь CD-качества.

Все ли аудиодорожки hi-res одинаковы по качеству?

Нет. Несмотря на то, что все hi-res треки имеют более высокое разрешение, чем треки CD-качества, они все равно различаются по уровню. Наиболее распространенная комбинация hi-res - 24 бит/96 кГц, но можно найти файлы hi-res с разрешением до 32 бит/384 кГц.

Существует ли такое понятие, как hi-res MP3?

Нет. Будучи форматом с потерями, MP3 технически не имеет фиксированной битовой глубины или частоты дискретизации. Однако их максимальный битрейт составляет 320 килобит в секунду (кбит/с), что не может сохранить всю информацию в аудиодорожке CD, поэтому нет смысла пытаться использовать их для hi-res аудио, которое содержит еще больше информации. В результате hi-res аудио обычно сжимается без потерь.

К форматам файлов, совместимым с hi-res аудио без потерь, относятся FLAC, WAV, ALAC, AIFF, DSD и APE.

А что насчет MQA?

MQA (Master Quality Authenticated) - это собственный цифровой аудиоформат, способный воспроизводить звук с частотой 24 бит/96 кГц и, таким образом, считающийся hi-res аудио. Однако в сообществе аудиофилов вокруг MQA ведутся споры, поскольку технически он не является форматом без потерь. Кроме того, для его воспроизведения с максимальным качеством требуется специальное оборудование.

Долгое время MQA лежал в основе треков Tidal высшего уровня Masters. В 2024 году Tidal убрал MQA из своего сервиса. Вместо этого Tidal вновь перешел на FLAC.

Что мне нужно для прослушивания hi-res аудио?

Как минимум, вам понадобится источник музыки в формате hi-res и устройство, способное ее воспроизводить, но, как мы сейчас расскажем, перед вами открываются неограниченные возможности в плане того, как далеко вы можете зайти в своей hi-res одиссее.

Источники hi-res аудио

-4

Если вы хотите получить доступ к большой коллекции аудио высокого разрешения, вы можете подписаться на потоковые музыкальные сервисы, такие как Apple Music, Amazon Music, Tidal или Qobuz. Хотя Spotify уже давно планировал предложить уровень lossless, он до сих пор этого не сделал.

Вы также можете приобрести и загрузить треки высокого разрешения из поддерживаемых форматов в интернет-магазинах. Диски DVD-Audio и SACD по-прежнему доступны для покупки, но для их воспроизведения или копирования аудиофайлов вам понадобится совместимое устройство.

Если вы любитель винила, вы можете конвертировать свои альбомы и синглы в аудиофайлы высокого разрешения, хотя разница может быть минимальной. Файлы высокого разрешения больше по размеру, чем файлы CD-качества, но они могут не передать значительно больше информации с ваших пластинок.

Что касается компакт-дисков, то аудио высокого разрешения не улучшит качество звука. Если вы хотите копировать компакт-диски, придерживайтесь 16-битных/44,1 кГц файлов без потерь.

Устройства, которые могут воспроизводить аудио высокого разрешения

-5

После того как вы получили источник hi-res аудио, вам понадобится способ его воспроизвести. Воспроизведение любого цифрового аудио состоит из двух этапов: этапа декодирования, на котором файл или поток hi-res преобразуется в формат, известный как импульсно-кодовая модуляция (PCM), и этапа цифро-аналогового преобразования (ЦАП), на котором сигнал PCM превращается в аналоговый сигнал, который могут воспроизвести ваши колонки или наушники.

Некоторые устройства могут делать и то, и другое. Цифровой аудиоплеер высокого разрешения, например SR35 от Astell&Kern, может воспроизводить практически все существующие в мире аудиоформаты высокого разрешения, как сохраненные на вашем компьютере, так и транслируемые с Apple Music. Просто подключите наушники - и готово.

Другой пример - недавняя колонка Sonos, например Era 100. Она тоже умеет все это, хотя Sonos ограничивает поддержку hi-res до 24 бит/48 кГц, так что тем, кто хочет познакомиться с более высокими частотами дискретизации, придется искать другое устройство.

С другой стороны, некоторые устройства выполняют только один из этих этапов. Например, iPhone может запустить приложение Amazon Music и полностью декодировать потоки hi-res. Но его внутренний ЦАП поддерживает только 24 бит/48 кГц, и даже тогда он может воспроизводить музыку только через собственные внутренние динамики (разъема для наушников нет). Поэтому, если вы хотите использовать iPhone, вам понадобится внешний ЦАП/усилитель для наушников, чтобы справиться со вторым этапом.

ЦАПы (с усилителями или без) - это противоположность ситуации с iPhone. ЦАПы, совместимые с форматом hi-res (например, недорогой Ifi Go Link), могут преобразовывать сигнал PCM (иногда до 32 бит/384 кГц) в аналоговый сигнал для ваших наушников или колонок, но они должны быть подключены к устройству, которое может подавать им этот сигнал PCM - они не могут самостоятельно получить доступ или декодировать аудиоформаты hi-res.

Главное - убедиться, что ваше оборудование совместимо с тем уровнем кодирования hi-res, который вы хотите воспроизводить.

Наушники с поддержкой Hi-res

Хотите пойти дальше? С технической точки зрения, по данным Японского аудиообщества, наушники или колонки считаются совместимыми с hi-res только в том случае, если они способны воспроизводить частоты до 40 кГц. К сожалению, черно-золотой ярлык hi-res на изделии не означает, что оно гарантированно будет звучать отлично (на это может повлиять множество других факторов), но это дает вам знать, что оно, по крайней мере, способно заставить ваше hi-res аудио звучать наилучшим образом.

Последние беспроводные наушники позволяют слушать звук высокого разрешения через USB-C, не требуя отдельного ЦАП/усилителя. Среди популярных наушников, поддерживающих эту функцию, - Sonos Ace, Beats Studio Pro и Dali IO12.

Переход на беспроводную связь

-6

Для прослушивания аудио высокого разрешения с помощью беспроводных наушников существуют некоторые ограничения. Хотя аудио высокого разрешения обычно передается без потерь, Японское аудиообщество признает, что ограничения, присущие Bluetooth, заставляют допускать некоторые потери при беспроводной передаче аудио высокого разрешения. Современные версии Bluetooth не могут передавать музыку в формате hi-res без потерь. Однако некоторые кодеки Bluetooth, такие как LDAC, aptX Adaptive и LHDC, обеспечивают передачу hi-res аудио с потерями, и наушники, поддерживающие эти кодеки, маркируются как совместимые с Wireless Hi-Res Audio.

Однако здесь есть одна загвоздка. Чтобы эти беспроводные наушники обеспечивали высококачественный звук, они должны быть сопряжены с устройством, поддерживающим тот же кодек Bluetooth. Большинство устройств на базе Android поддерживают эти кодеки, но ни одна модель iPhone пока не поддерживает их, и нет никаких признаков того, что Apple планирует это изменить.

Действительно ли существует такая вещь, как качество «лучше, чем на CD»?

-7

Если вы можете увеличить разрешение звука за счет большей битовой глубины и более высокой частоты дискретизации (и добиться соответствующего улучшения качества звука), то почему Sony и Philips (соавторы стандарта CD) остановились на 16 бит/44,1 кГц?

Все упирается в математическую формулу, известную как теорема Найквиста-Шеннона. Она гласит, что частота дискретизации должна быть в два раза выше самой высокой частоты звука, которую вы пытаетесь захватить. А так как предел человеческого слуха составляет около 20 кГц, то в итоге мы получаем частоту дискретизации 40 кГц. (Да, это ниже, чем стандарт CD 44,1 кГц, но дополнительная частота была добавлена по техническим причинам, а не для улучшения качества звука).

И все же все большее число профессионалов в области звука убеждаются в том, что использование более высоких битрейтов и частот дискретизации в студии дает ощутимые преимущества, поэтому, естественно, меломаны хотят услышать как можно более близкий к студийному звук.

Два основных аргумента в пользу hi-res - это более высокий динамический диапазон (громкость) и более высокий захват частот. При 16 битах вы можете захватить только 96 дБ громкости, в то время как 24-битные сэмплы могут достигать 144 дБ. Мало кто будет спорить, что нам нужно 144 дБ, но многие считают, что 96 недостаточно. Частоты выше 20 кГц могут быть не слышны, но есть те, кто считает, что эти высокие частоты все же взаимодействуют со звуком, который мы слышим, вызывая тонкие изменения, которые стоит сохранить.

Но действительно ли hi-res аудио звучит лучше?

Ответ на этот вопрос требует уточнения: Чем лучше? Если мы говорим о разнице между MP3 с низким битрейтом и аудиофайлом высокого разрешения, то для многих слушателей, использующих высококачественное оборудование для воспроизведения, эта разница довольно очевидна (хотя и несколько менее очевидна в случае MP3 с высоким битрейтом... скажем, 320 кбит/с или выше). Однако вопрос о том, звучит ли 24-битный/96 кГц FLAC-файл для обычного слушателя лучше, чем 16-битный/44,1 кГц lossless-рип с CD, является предметом жарких споров.

Однако для большинства слушателей эти споры не имеют значения, поскольку большинство людей будут переходить от файлов MP3-качества с потерями к файлам, которые звучат как минимум так же хорошо, как CD, если не лучше. При наличии подходящего аудиооборудования эта группа меломанов может впервые услышать версию своих любимых песен, полностью соответствующую замыслу исполнителя, что, как нам кажется, заставит Нила Янга улыбнуться.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь, чтобы не пропустить новые полезные статьи!

Вы также можете читать меня в: