Делимся впечатлениями от «Гармонии», «Каскадии» и «Пригорода»
Сражения, конфликты и прямые противостояния – одни из самых популярных тем в настольных играх. Но что делать, если ругаться и враждовать не хочется? Рассказываем про три отличные настолки, где можно избежать битв и заняться чем-то созидательным: создавать природные зоны, заселять животных и строить уютные городские районы, где захочется жить самому.
«Гармония»
Новинка 2024 года, которая, впрочем, уже успела покорить сердца многих игроков. На «Гармонию» легко обратить внимание из-за оформления, но и геймплей тут на высоте, несмотря на маленькую коробку и вроде бы скромное содержание.
В «Гармонии» игроки создают природные зоны, которые привлекают различных животных. Из фишек ареалов создаются реки, поля и леса, а сочетания этих ландшафтов превращаются в места обитания существ. Одна из главных особенностей игры заключается в уникальности всех 32 карт животных, каждое из которых хочет жить в определенной местности. Одним подавай поля в окружении лесов, другие займут самую высокую гору рядом с водой и так далее. Еще от других похожих игр новинку отличает «трехмерность»: фишки выкладываются не только горизонтально на планшете, но и друг на друга, создавая объемные зоны с высокими деревьями, горными хребтами и строениями.
«Гармония» – редкий пример идеального соотношения цены и качества, а также игры, которую можно подарить хоть новичку, хоть ветерану хобби. Настолка просто замечательно оформлена: фишки выполнены в приятных, сочных цветах, а на картах можно долго рассматривать красивейшие арты с животными. Еще новинка очень компактна, и даже партию на четырех человек можно сыграть за маленьким столом. Правила объясняются за пару минут, а раскладывается игра так же быстро.
При этом для легкой семейной настолки она достаточно глубока и реиграбельна. Создание природных зон – вроде бы простая задача, но над оптимизацией своего планшета иногда можно хорошенько задуматься. Элемент случайности тоже вносит свои коррективы, потому что новые животные и фишки ареалов всегда появляются рандомно. Зачастую приходится менять стратегию, проявлять гибкость и просчитывать риски.
Со временем можно сделать игру еще более головоломной, добавив карты духов, которые идут в комплекте. Они меняют классические правила и побуждают игроков иначе подходить к созданию природных ареалов, из-за чего и заселение животных тоже становится сложнее. А еще можно перевернуть планшет игрока и опять изменить правила: вместо создания рек из фишек воды придется организовывать острова.
Критиковать «Гармонию», по большому счету, не за что. Разве что через несколько десятков партий уже хочется какое-нибудь дополнение: с новыми милыми животными, механиками или хотя бы планшетом побольше, чтобы реализовывать все свои самые амбициозные планы. А еще удивляет отсутствие классической для таких игр возможности обновить рынок: если играть вдвоем, иногда из-за этого копятся ареалы и животные, которые никому не нужны. Но эта проблема легко исправляется домашними правилами и устными договоренностями.
«Гармония» – отличный пример, как из просто хорошей игры сделать отличную: убрать лишнее, не заниматься перепроизводством компонентов и сконцентрироваться на нескольких ключевых идеях. Чем больше играешь, тем больше хочется хвалить настолку за всякие мелочи. Например, ареалы обитания всех существ на картах соответствуют реальному миру, а не просто абстрактно придуманы. Сама коробка тоже идеальна: маленькая, но внутри есть еще и компактный органайзер, который ускоряет и без того быструю раскладку. Определенно одна из лучших игр этого года, которую хочется оставить у себя в коллекции.
«Каскадия»
Один из главных настольных хитов последних лет, который и темой, и геймплеем очень похож на «Гармонию». Тут тоже надо создавать природные зоны и заселять животных, но все существа поделены на классы – лисы, медведи, олени, лососи и ястребы. Победные очки игроки получают как за самые большие протяженные природные зоны, так и за особые паттерны заселения животных. Эти условия меняются каждую игру и обозначены на картах целей, которые случайным образом выбираются в начале партии. В одной игре, например, медведи хотят жить обязательно семьями по трое, а в другой - селиться рядом с водоемами, поближе к лососю.
Работает «Каскадия» предельно просто. В начале каждого хода у игрока есть выбор из четырех случайных пар ареалов и животных на столе. Игрок забирает себе один из наборов и выкладывает жетон местности в свою зону, а существо заселяет в любое место, где это разрешено правилами ареала. В конце хода рынок пополняется новой случайной парой жетона ареала и животного, а ход переходит к следующему участнику.
«Каскадия» не может похвастаться такой же трехмерностью, как «Гармония», но у нее много своих сильных сторон. Например, это не такая кризисная игра: тут гораздо проще менять свой план, а практически любую ошибку можно исправить. Есть несколько удобных механик, позволяющих обновить рынок компонентов на столе. Или вообще разбить пару компонентов, взяв жетон ареала от одной, а животного – из другой.
Сложность правил тоже очень низкая, а реиграбельность при этом огромная. Оптимизировать свои леса, прерии и болота интереснее с каждой игрой, а случайные карты целей делают каждую партию в чем-то уникальной. Есть тут даже самые настоящие достижения, как в видеоиграх: на специальном развороте можно пытаться выполнять различные цели и закрашивать успешно выполненные условия сценариев.
В 2024 для «Каскадии» выпустили дополнение «Ориентиры», главное нововведение которого – одноименный модуль. Согласно новым правилам, когда любая из экосистем получает пятый жетон, игрок может поместить на него фишку ориентира и взять одну из новых карт целей, чтобы попытаться заработать дополнительные очки. При этом выложить сюда животное не получится, что усложняет их заселение в последующие ходы.
Такие простые, быстрые игры редко становятся лучше с дополнениями, но «Ориентиры» – приятное исключение. Оно практически не усложняет правила, однако добавляет новые стратегии и механики. Более того, играть в «Каскадию» можно сразу с расширением: оно максимально бесшовно интегрируется в базовую версию. А благодаря новым тайлам появляется возможность сесть за настолку большой компанией или, например, двумя семьями – добавлена поддержка 5-го и 6-го игроков. Не забыли и о фанатах достижений, добавив 20 новых сценариев.
«Каскадия» – еще один шедевр, который не просто так попал в топ-50 лучших настольных игр всех времен. Простые правила, высокая реиграбельность, красивое оформление, приятная тема и минимум конфликтов гарантируют, что все хорошо проведут время и никто не уйдет обиженным.
«Пригород»
Если вам нравится концепция «Гармонии» или «Каскадии», но не нравится тема, стоит обратить внимание на новое издание «Пригорода». Это градостроительная стратегия с простыми правилами и глубоким геймплеем, где надо создать самый престижный район города, в котором все захотят жить. Игроки пытаются организовать инфраструктуру так, чтобы она и приносила деньги, и привлекала новых жителей, а побеждает самый густонаселенный район.
В «Пригороде» все как в жизни: люди любят красиво, дорого и удобно, а по-другому – не хотят. Аэропорты приносят деньги, но шумят, поэтому жить рядом с ними народ не будет. Свалку тоже лучше не строить рядом со «спальником», если не хочется всех взбесить. А вот парковку в удачном месте люди оценят, как и озеро, которое облагораживает район. Пожалуй, самая остроумно обыгранная механика – пресыщение. Чем лучше становится ваш квартал, тем больше денег и репутации он теряет: мол, люди быстро привыкают к хорошему, поэтому развиваться приходится ударными темпами. Впрочем, как и в реальной жизни, угодить вообще всем едва ли получится, и решение этих кризисных моментов – суть настолки.
«Пригород» – более сложная и комплексная игра, которая раскрывается после нескольких партий. Почти все размещенные жетоны районов взаимодействуют друг с другом и активируют соседние. Это может приносить и бонусы, и штрафы, так что тут постоянно приходится думать не на шаг, а на пять вперед. Кроме того, ряд эффектов действует на весь ваш район, а некоторые – вообще на всех игроков, потому что события как бы происходят в одном городе.
Несмотря на такое закрученное взаимодействие, игра не перегружена математическими подсчетами. Следить за столом приходится внимательно, но, например, заучивать какие-нибудь иконки и заглядывать в правила не надо: все понятно по самим компонентам. И хотя в игре много разных жетонов местности, все подчиняется элементарной логике. Скажем, если вы построите мясокомбинат, то от этого выиграют рестораны, а магазины эффективны, если их расположить рядом с жилыми кварталами.
Главное препятствие для знакомства с «Пригородом» – не книга с правилами, а всего одно из них, но самое важное. Описывается оно крайне невнятно, поэтому даже блогеры, разъясняющие правила на YouTube, не всегда верно его трактуют. Из-за этого мы сначала играли то в симулятор шейхов, не знающих, куда девать деньги, то в бедняков, которые не могут построить ничего серьезнее озера. Однако если понять, как работает игра, других сложностей не возникнет.
Недавно для «Пригорода» выпустили большую коробку с дополнениями, которые добавляют новые цели, строения, поля и меняют некоторые правила. Например, с модулем «Корпорация „Пригород“» игроки могут строить границы – зоопарки, леса, железные дороги, горы и многое другое. Они дают мощные бонусы, но стоят дорого, а еще ограничивают дальнейшее развитие города. Расширение также добавляет жетоны бонусов и достижений, которые на определенных этапах игры позволяют мгновенно улучшить район, если к этому моменту достигнуты нужные условия.
Расширение «5 звезд» добавляет в игру аж 50 новых построек, связанных с туризмом: соборы, игровые залы, замки, галереи и даже искусственные вулканы. А также специальный трек, определяющий привлекательность регионов для гостей города. «Ночная жизнь» понравится тем, кто хочет еще больше разных необычных зданий: в игре появляются полицейские участки, кладбища, бары и даже дома с привидениями. Ну а «Выставочные жетоны» и «Эссенские жетоны» добавляют постройки, связанные с миром настольных игр, – это такой приятный бонус из 11 новых зданий.
Все эти дополнения модульные – их можно смешивать друг с другом или добавлять частично. И это мой любимый тип расширений: когда не надо читать десяток новых страниц правил, перебирать и убирать старые компоненты. Как и «Ориентиры» для «Каскадии», дополнения для «Пригорода» не добавляют сложные механики и не требуют ничего учить заново, а бесшовно интегрируются в базовую версию. Поэтому фанатам игры эту коробку можно только посоветовать – чем больше разных построек доступно, тем интереснее и реиграбельнее становится настолка.
Если вы обходите стороной большие сложные евроигры, попробуйте «Гармонию», «Каскадию» или «Пригород» – а может, даже все три. Благодаря простым правилам искать хардкорных геймеров-друзей не придется: даже новички разберутся за пять минут. Однако это не филлеры, а вполне серьезные игры – c отличным оформлением, продуманным геймдизайном и низким даунтаймом. Поэтому партии проходят быстро, а все участники постоянно вовлечены в игровой процесс.