Летом жизнь в деревне начинается с первым щебетанием птиц. Сегодня, 24 июля 2024 года, она началась ровно в 5:15 утра. Жаль я не знаю, какая птица начала сегодня петь первой. Надо изучить трели птиц. Но кто-бы она не была, пела она очень красиво!
Сидит она где-то там, в листве этого дерева и красивым пением приветствует всех, кому не спится. Я выскочила из постели и побежала на балкон, чтобы увидеть её. Но увидеть птичку в густой листве дерева было невозможно. Я постояла ещё немного и вернулась в комнату. Птица продолжала петь. Пела она довольно долго. Через 10 минут (!) одинокого соло, не получив поддержки, она замолкла.
Минут 5 была полнейшая тишина. Слышно было только журчание речки, протекающей под нашими окнами.
А потом, будто сговорившись, одновременно со всех сторон защебетало множество птиц. Начался новый день.
Обожаю вот так просыпаться с птицами и лежать в постели, прислушиваясь к их пению… Своего рода медитация.
Пока внучка спит, выхожу прогуляться вокруг дома.
На дереве позади дома увидела большое дерево с чем-то белым, висящим высоко на его стволе.
Не удержалась, спросила у хозяйки, что там висит на дереве. Оказывается, это обыкновенная старая раковина! Почему её повесили на дерево? А в него два дома собирают мусор. В неделю два раза в деревню приезжает специальная машина. Раковину спускают, мусор забирают. А вешают так высоко, чтобы ночью шакалы и собаки не разбросали мусор по всей улице. Дааа, голь на выдумку хитра!
Возвращаюсь в дом, внучка просыпается, и мы выходим погулять уже вместе. Каждый день выбираем разное направление.
В гостевом доме, где мы отдыхаем, есть пруд с рыбками. Внучка любит иногда кормить их. Кормим рыбок и выходим из дома.
В Армении много памятников-ручейков по всей территории страны. В городах, в сёлах, в посёлках… Их в основном ставят в память об умерших. На этом памятнике написано – «Слава Героям».
Проходим мимо старых домов. Этот дом находится в старом Лернапате, внизу, на берегу реки. С дороги видна только крыша дома, который утопает в зелени. Красиво!
На улицах, перед некоторыми домами стоят трактора. Работы для них летом много, еле успевают.
Идём дальше. Вокруг много красивых цветов, жужжат пчёлы, дует лёгкий ветерок… Как же хорошо летом в деревне!
Выходим к центру села и видим ярко-красный автобус советских времён. Таких автобусов я давно уже не видела. А здесь они ещё ходят. Это рейсовый автобус Лернапат – Ванадзор (райцентр).
Постояли немного у автобуса. Понаблюдали за пассажирами. У меня было такое впечатление, что я вернулась в детство, когда вот на таких автобусах ездила с родителями из нашего маленького городка в Ереван или к родственникам в деревню Арагац, откуда был родом мой папа. Не могу выразить вам те чувства, которые захлестнули меня. Сердце защемило и захотелось плакать. Неужели старость пришла? Почему мне стало грустно? В последнее время ностальгия по прошлому всё чаще «портит» мне жизнь. 🙂
На помощь пришла внучка. Она радостно и с восхищенными криками бросилась к дереву неподалёку, которое было похоже на большую иву (это же ива?). Я вернулась в реальность, отряхнулась от воспоминаний, улыбнулась внучке, и мы продолжили наш путь.
На окраине деревни увидели брошенную старую волгу. Нет, прошлое просто преследует меня в этой деревне! Вспомнилось, что такую машину не каждый мог позволить себе в советские времена. В основном она была у партийных работников и у скрытых богачей. Такая была у нашего соседа, который был директором ювелирного магазина. Он был первым на улице, который построил себе двухэтажный дом и купил «Волгу». Явление неслыханное по тем временам. Вся улица судачила об этом. А я, каждый раз, проходя мимо (дорога в мою школа проходила мимо этого дома), мечтала, что когда-нибудь я тоже буду жить в таком доме. Опять нахлынули воспоминания…. Говорю же! Старость наступает.
Возвращаюсь в реальность и продолжаю с внучкой наш маленький поход в деревне Лернапат.
Старый Лернапат после землетрясения 1988 года не восстановлен, так как построена новая деревня в нескольких км от старой деревни. Но люди не уходят из своих старых домов. Уходят только молодые. Это и понятно.
Спускаемся дальше к речке, протекающей через деревню, и наслаждаемся красивыми видами и прохладой под высокими деревьями.
Выходим из деревни и идём дальше. Дорога манит идти всё дальше и дальше. Интересно, а что там за поворотом? А вдруг там что-то очень интересное!
Всю жизнь так! Любопытство «погубило» мою жизнь. 🙂
Увидев белую лошадку, привязанную к дереву, внучка обрадовалась и захотела подойти к ней ближе. Но у меня в голове вспыхнула мысль, что к лошадям опасно подходить близко. Не то спереди, не то сбоку, а может сзади? Вообщем, я на всякий случай, запретила внучке подходить к ней. Понаблюдав за лошадкой издали, мы продолжили нашу прогулку.
А впереди нас ждал ещё один поворот! Вперёд, только вперёд!!
Гуляли мы ещё долго. Иногда садились под каким-нибудь деревом отдохнуть, поесть и продолжали путь. Вокруг полно бесхозных вишнёвых деревьев, яблонь. Вишню я очень люблю. Наелись до отвала.
Наконец, внучка сдалась, сказала, что устала и хочет домой, и мы отправились в обратный путь.
Ближе к дому встретили всадника. Он гордо сидел на своём коне и внимательно смотрел в мою сторону. Он заметил, что я фотографирую его. Конь ускорил шаг, и я подумала, что, наверное, всаднику не понравилось, что я фотографирую его. Жители деревни не очень любят, когда их фотографируешь.
Но я волновалась напрасно. Подъехав ближе, он просто спросил: «Хорошо получилось?». Я решила, что он спрашивает о фотографии и ответила, что да, очень хорошо. А потом быстро, на всякий случай, добавила, что внучке очень интересно увидеть человека на лошади, что она никогда вживую не видела настоящего всадника и дальше что-то в этом роде. Одним словом, я бессовестным образом всё свалила на внучку, которая ничего не понимала, что я говорила всаднику (она не понимает по-армянски). Всадник посмотрел на внучку, улыбнулся ей и молча продолжил свой путь. Уф, кажется, пронесло!
Наступали сумерки. Мы поспешили домой. Вместе с нами возвращались домой и коровы. Утром их уводят на пастбища в горы, а вечером – пригоняют домой. А это значит, что вечером у нас будет свежее молоко. А вы помните вкус свежего (немагазинного) молока?
Чтобы купить свежее молоко и домашний сыр, мы поднимаемся в верхний Лернапат, который находится выше нижнего Лернапата (местные между собой условно разделили деревню на нижний (у реки) и верхний, который находится выше, на холмах).
Через час возвращаемся в нижнюю часть деревни, где находится наш гостевой дом. Наступило время заката. А они здесь, по-своему, красивые! Закаты красивые везде, но все они разные.
На море они – одни, в городах – другие, а в горах – особенные.
В горах само заходящее солнце не видно. Горы его скрывают. Но небо всегда окрашивается в фантастически красивые цвета.
Наконец, в деревне полностью стемнело. Электричество на улицах есть не везде. Мы включаем фонарики и осторожно спускаемся вниз.
А ночью в деревне тихо и спокойно. Напряжённый день прошёл и можно расслабиться. В деревне спать ложатся рано. Надо ложится и нам.
А утром – пение птиц, новый день и новые приключения...